О назначении трудовой пенсии по старости и перерасчете пенсии.



Дело № 2-306/2012                                                                                                                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2012 года                                                                                                 с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Кузнецовой И.В.,

при секретаре Якубовой Я.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Яренск гражданское дело по иску Беловой Т. Д. к государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о понуждении назначить трудовую пенсию по старости с 26.04.2010 года и обязании произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ :

Белова Т.Д. обратилась в суд с иском к ГУ - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что 26.04.2010 года по достижении возраста 50 лет обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как женщина, родившая троих детей, и проработавшая не менее 17 календарных лет в местностях приравненных к районам Крайнего Севера. Решением ответчика от 26.07.2010 года в назначении пенсии отказано, в связи с непредставлением в 3-х месячный срок документа о смене фамилии. Считает, что при назначении пенсии 26.12.2010 года не учтено нахождение на её иждивении несовершеннолетней дочери. Поэтому просит обязать ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить трудовую пенсию с момента первоначального обращения, то есть с 26.04.2010 года и произвести перерасчет назначенной пенсии, исходя из фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, применяемого при наличии одного нетрудоспособного члена семьи.

В судебном заседании Белова Т.Д. на иске настаивала, указав, что при обращении за назначением трудовой пенсии по старости не представила копию свидетельства о регистрации брака, в результате которого сменила фамилию Дрисвянникова на Арутюнян. Уважительными причинами непредставления документа явилось то, что оригинал свидетельства о заключении брака изъят при его расторжении _____.__г, а получить копию оказалось затруднительным, поскольку заключение брака производилось в <адрес>. Кроме того, выданный _____.__г дубликат свидетельства потребовал перевода с армянского языка на русский. В связи с чем, не смогла представить копию свидетельства о заключении брака с А в трехмесячный срок. Кроме того, считает, что 26.12.2010 года назначена минимальная пенсия без учета нахождения на её иждивении несовершеннолетней дочери.

Представитель истца Якимов С.И. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что при обращении в ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии Белова Т.Д. представила копию трудовой книжки, титульный лист которой содержит сведения о смене истцом фамилии Дрисвянникова на Арутюнян, а также ссылку на документ, на основании которого такое изменение произведено. Полагает, что представленных материалов было достаточно для назначения Беловой Т.Д. досрочной трудовой пенсии по старости. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Крупина Е.А. в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что 26.04.2010 года Белова Т.Д. обратилась с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как женщина, достигшая 50-летнего возраста, родившая троих детей и отработавшая более 17 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, представив копии свидетельств о рождении детей с фамилиями Дресвянникова, Дрисвянникова и Белова. Поскольку фамилии матери и детей разные, ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в <адрес> запросил у истца документы, подтверждающие смену фамилий, - свидетельства о заключении и (или) расторжении брака. Однако такие документы в установленный срок представлены не были, что в свою очередь, явилось основанием для отказа Беловой Т.Д. в назначении пенсии по п.п. 2 ч. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Также пояснила, что с 26.12.2010 года истец является получателем пенсии по старости, исходя из фиксированного базового размера её страховой части в размере 3416 рублей, который предусмотрен для лиц, имеющих на иждивении одного нетрудоспособного члена семьи. Поэтому оснований для перерасчета назначенной истцу пенсии не имеется. Просит в удовлетворении иска отказать.

Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Из материалов дела усматривается, что 26.04.2010 года по достижении 50-летнего возраста Белова Т.Д. обратилась в ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости как женщина, родившая троих детей, имеющая страховой стаж не менее 20 лет и проработавшая не менее 17 календарных лет в местностях приравненных к районам Крайнего Севера. К заявлению приложены: копии трудовой книжки и свидетельств о рождении троих детей, справки, паспорт гражданина России (л.д. 7-9).

Решением ответчика от 26.07.2010 года Беловой Т.Д. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку смена фамилии Дрисвянникова на Арутюнян не подтверждена свидетельством о браке.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Постановления Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 г. «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы:

удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы: о нетрудоспособных членах семьи; подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении; о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации; подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; об изменении фамилии, имени, отчества; об установлении инвалидности.

Согласно пункту 44 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке. Таким образом, свидетельство о браке является основным, но не единственным документом удостоверяющим смену фамилии. При этом законодательством не установлен исчерпывающий перечень таких документов.

Беловой Т.Д. при подаче заявления о назначении пенсии предъявлена трудовая книжка, содержащая записи о смене истцом фамилии Дрисвянниковой на Арутюнян, затем Арутюнян на Белову. При этом на титульном листе имеются ссылки на документы, на основании которых записи о смене фамилии занесены в трудовую книжку.

Пунктом 2.3. Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 10.10.2003 года № 69, предусмотрено, что изменения записей в трудовых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения производятся на основании паспорта, свидетельств о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других документов и со ссылкой на их номер и дату.

Указанные изменения вносятся на первую страницу (титульный лист) трудовой книжки. Одной чертой зачеркивается прежняя фамилия или имя, отчество, дата рождения и записываются новые данные. Ссылки на соответствующие документы делаются на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяются подписью работодателя или специально уполномоченного им лица и печатью организации (или печатью кадровой службы).

Поскольку записи о смене истцом фамилии произведены в соответствии с требованиями вышеуказанной Инструкции, нельзя согласиться с выводами ГУ - Отдел Пенсионного фонда РФ в <адрес> об отсутствии оснований для назначения Беловой Т.Д. досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с непредставлением свидетельства о браке.

Кроме того, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в марте 2012 года Белова Т.Д. представила ответчику копию свидетельства о заключении _____.__г брака с А, после регистрации которого, истцу присвоена фамилия Арутюнян.

Следовательно, на момент первоначального обращения Белова Т.Д. как женщина достигшая 50-летнего возраста, родившая троих детей, имеющая страховой стаж не менее 20 лет и проработавшая не менее 17 календарных лет в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера, имела право на досрочную трудовую пенсию по старости.

Согласно разъяснениям ВС РФ от 27.09.2006 года, изложенным в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по не зависящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Принимая во внимание, что 26.04.2010 года Белова Т.Д. приобрела право на трудовую пенсию, назначаемую в порядке пункта 2 части 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, и в этот же день обратилась к ответчику с заявлением об её назначении, исковое требование о понуждении назначить трудовую пенсию с 26.04.2010 года является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Требование истца об обязании ГУ - Отдел Пенсионного фонда в <адрес> об обязании произвести перерасчет пенсии с применением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости при наличии одного нетрудоспособного члена семьи удовлетворению не подлежит, поскольку в силу подпункта 1 части 4 статьи 14 вышеуказанного закона лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами первой группы), на иждивении которых находится один нетрудоспособный член семьи, устанавливается фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в размере 3416 рублей. С учетом районного коэффициента (20%) и индексации с 01.04.2010 года (1,063%) фиксированный базовый размер составляет 4357 рублей 45 копеек (3416 руб. х 1,2 х 1,063 = 4357 руб. 45 коп.). Из расшифровки расчета пенсии истца следует, что Беловой Т.Д. назначена пенсия в сумме 5467 рублей 41 копейка, в том числе фиксированный размер страховой части трудовой пенсии 4357 рублей 45 копеек и страховая часть трудовой пенсии без ФБР в сумме 1109 рублей 96 копеек. Следовательно, пенсия назначена с учетом нахождения на иждивении истца несовершеннолетней дочери и оснований для её перерасчета не имеется.

          В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец была освобождена, взыскиваются с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования Беловой Т. Д. удовлетворить частично.

Назначить Беловой Т. Д. трудовую пенсию по старости с 26 апреля 2010 года.

В удовлетворении требования об обязании ГУ - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> произвести перерасчет пенсии в связи с нахождением на иждивении несовершеннолетнего ребенка отказать.

Взыскать с ГУ - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 08 августа 2012 года.

           Председательствующий: И.В.Кузнецова