Об обязании МО закрепить право на внеочередное получение жилого помещения.



Дело № 2-344/2012                                                                                                                                         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2012 года                                                                                                                                 с. Яренск                                                                                      

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Крысанова В.П.,

при секретаре Чувашевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Яренске гражданское дело по иску прокурора Ленского района Архангельской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования «Сафроновское», администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Ленского района Архангельской области (далее - прокурор) обратился в суд с иском в интересах Александрова В.В. к администрации муниципального образования (далее - МО) «Сафроновское», администрации МО «Ленский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указал, что ФИО1, родившийся _____.__г, <данные изъяты> В настоящее время ФИО1 фактически не имеет жилого помещения и проживает на съемной квартире в <адрес>. 27 марта 1995 года постановлением главы администрации <адрес> №__ за несовершеннолетним Александровым В.В. закреплено жилое помещение в <адрес>, которое позже в 1995 году сгорело. То есть в настоящее время Александров В.В. фактически не имеет жилого помещения, в которое он мог бы вселиться после окончания учебного заведения. Органами местного самоуправления администрации МО «Ленский муниципальный район» право на внеочередное получение жилого помещения в МО «Сафроновсоке» за Александровым В.В. не закреплено. В связи с тем, что до настоящего времени Александров В.В. не имеет жилого помещения, в которое он мог бы вселиться, прокурор просит суд обязать администрацию МО «Сафроновское» закрепить за Александровым В.В. право на внеочередное получения жилого помещения в МО Сафроновское», а также обязать их предоставить Александрову В.В. жилое помещение, применительно к условиям МО «Ленский муниципальный район», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте МО «Сафроновское» или в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого Александров В.В. был поставлен на учёт, в виде отдельной квартиры, за счёт средств бюджета Архангельской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора Молошная Н.М., исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Уточнила исковые требования. Просит обязать администрацию МО «Ленский муниципальный район» закрепить право на внеочередное получения жилого помещения в муниципальном образовании Сафроновское» за Александровым В.В. путем издания соответствующего правового акта (распоряжения, постановления).

Истец Александров В.В., будучи надлежащим образом извещён о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, уважительности причин неявки в суд не представил.

Представитель ответчика - администрации МО «Ленский муниципальный район» Кудинов Е.Ю., в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора в отношении администрации МО «Ленский муниципальный район» не согласен по основаниям, подробно изложенным в отзыве на исковое заявление. Считает, что администрация МО «Ленский муниципальный район» не может являться по данному делу надлежащим ответчиком, так как в полномочия муниципальных районов не входит обязанность по закреплению права на внеочередное получение жилых помещений и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечений родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Ответчик - администрация МО «Сафроновское», будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, уважительности причин неявки не представили.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (далее - третье лицо) - территориальный отдел по опеке и попечительству Администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район», будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, уважительности причин неявки не представили.

Третьи лица - министерство образования, науки и культуры Архангельской области и министерство финансов Архангельской области, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, в отзывах, представленных в суд на исковое заявление прокурора о предоставлении жилого помещения, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве министерство образования, науки и культуры Архангельской области также указали, что, по их мнению, Александров В.В. имеет право на предоставления ему жилого помещения по договору социального найма (л.д. 22-24, 26-27).

Гражданское дело рассмотрено без участия истца Александрова В.В., представителей ответчика администрации МО «Сафроновское» и третьих лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст. 4 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ (далее - Закон) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ст. 8 указанного Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 8 Федерального закона № 159 - ФЗ дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.ст. 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статье 48 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

На основании пункта 4 статьи 6.1 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» исходя из интересов детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учёт.

В силу статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 3 статьи 20 указанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В силу пункта 2 статьи 4, пункта 1 статьи 5 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ органы государственной власти Архангельской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны предоставлять им необходимые финансовые средства, которые выделяются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

В судебном заседании установлено, что родители Александрова В.В. - мать ФИО3 и отец ФИО4<данные изъяты>

Из постановления главы администрации <адрес> от 27 марта 1995 года №__ следует, что несовершеннолетний Александров В.В. был направлен в Пинежскую вспомогательную школу-интернат (л.д. 17).

Таким образом, в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Александров В.В. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании постановления главы администрации <адрес> от 27 марта 1995 года №__ за несовершеннолетним Александровым В.В. закреплено жилое помещение в <адрес>, откуда он выбыл в детское учреждение (л.д. 17).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из справки государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Архангельской области «Профессиональный лицей №__» от 18 апреля 2012 года №__ следует, что Александров В.В. с _____.__г по _____.__г обучался в указанном учебном заведении по профессии - каменщик, монтажник стальных и железобетонных изделий.

Следовательно, у Александрова В.В., как нуждающегося в жилом помещении, после окончания образовательного учреждения, еще в 1998 году возникло в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему до настоящего времени так и не было предоставлено.

Согласно статьи 6.1 областного закона от 20 сентября 2005 года № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие жилого помещения на момент лишения родителей родительских прав; имевшие, но утратившие его в период нахождения в интернатных учреждениях; при невозможности совместного проживания с бывшими родителями или родственниками.

Как следует из материалов дела постановлением главы администрации <адрес> от 27 марта 1995 года №__ за несовершеннолетним Александровым В.В. закреплено жилое помещение в <адрес>.

Однако, из информационного сообщения главы МО «Сафроновское» от 22 сентября 2011 года №__ следует, что закрепленное за Александровым В.В. жилое помещение в <адрес> в 1995 году сгорело (л.д. 12).

В силу изложенного и вышеназванных правовых норм, Александров В.В. как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на предоставление ему жилого помещения вне очереди, а органы местного самоуправления поселения - администрация МО «Сафроновское» обязана предоставить ему жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, расположенное в <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области в интересах Александрова В.В. к администрации МО «Ленский муниципальный район» о закреплении за Александровым В.В. права на внеочередное получения жилого помещения в муниципальном образовании Сафроновское», путем издания соответствующего правового акта (распоряжения, постановления) и администрации МО «Сафроновское» о предоставлении жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Ленский муниципальный район», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес>, в виде отдельной квартиры, за счёт средств бюджета Архангельской области, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Ленский муниципальный район» закрепить за ФИО1 право на внеочередное получения жилого помещения в муниципальном образовании Сафроновское», путем издания соответствующего правового акта (распоряжения, постановления).

Обязать администрацию муниципального образования «Сафроновское» Ленского района Архангельской области предоставить ФИО1 жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Ленский муниципальный район», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте <адрес>, в виде отдельной квартиры, за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом мотивированного решения в окончательной форме, то есть с 08 августа 2012 года.

Мотивированное решение вынесено судом 07 августа 2012 года.

Председательствующий                                                            В.П. Крысанов