Об обязании в разумные сроки подготовить проект генерального плана к утверждению его в представительном органе, соглосованию в установленном законом порядке.



Дело № 2-93/2012                                                                                                                                      

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2012 года                                                                                                                    с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Г.И.,

при секретаре Якубовой Я.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Яренске гражданское дело по иску прокурора Ленского района Архангельской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Ленский муниципальный район» и администрации муниципального образования «Урдомское» об обязании подготовки, согласования и утверждения генерального плана,

установил:

Прокурор Ленского района Архангельской области (далее - прокурор) обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (далее - МО) «Урдомское» об обязании подготовки, согласования и утверждения генерального плана. Свои исковые требования обосновывает тем, что в ходе проверки исполнения земельного и градостроительного законодательства установлено, что по состоянию на 25 января 2012 года в администрации МО «Урдомское» отсутствуют генеральный план поселения и документы территориального планирования поселения, что указывает на неисполнение и ненадлежащее исполнение главой и представительным органом администрации поселения положений ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п. 1 ст. 8, п. п. 1, 3 ст. 9, ст.ст. 18, 24 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений. Отсутствие указанных документов территориального планирования может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к чрезвычайной ситуации и отсутствии нормальных условий для планирования и устойчивого развития территории МО «Урдомское», обеспечению прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также эффективной реализации прав граждан, предусмотренных приоритетным национальным проектом при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

На основании изложенного прокурор просит суд обязать главу администрации МО «Урдомское» в разумные сроки подготовить проект генерального плана к утверждению его в представительном органе, согласованию в установленном законом порядке.

Определением суда от 19 марта 2012 года была произведена замена ненадлежащего ответчика администрации МО «Урдомское» на надлежащего - администрацию МО «Ленский муниципальный район» (л.д. 86-87).

Определением суда от 27 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация МО «Урдомское» (л.д. 129-132).

В ходе рассмотрения дела прокурор Ленского района Архангельской области уточнил заявленные требования и просит суд: обязать администрацию МО «Урдомское» обеспечить финансовую основу дополнительного соглашения №__ о передаче осуществления полномочий по архитектуре и строительству на 2012 год в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу и обязать администрацию МО «Ленский муниципальный район» разработать проект генерального плана поселка Урдомы, согласовать и утвердить генеральный план в установленном законом порядке в течение одного года шести месяцев со дня перечисления денежных средств администрацией МО «Урдомское». Заявление направлено ответчикам.

В судебном заседании исполняющая обязанности прокурора Ленского района Архангельской области Сычёва С.Е. поддержала заявленные требования в уточненном виде и по тем же основаниям.

Ответчики - администрация МО «Ленский муниципальный район» и администрация МО «Урдомское», будучи надлежащим образом и своевременно извещенными о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд своих представителей не направили, уважительности причин неявки администрация МО «Ленский муниципальный район» не представила. Администрация МО «Урдомское» представила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть настоящее гражданское дело без их участия.

Гражданское дело рассмотрено без участия ответчиков в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).

Суд, выслушав исполняющего обязанности прокурора Ленского района Архангельской области, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8 Устава муниципального образования «Урдомское» установлено, что к вопросам местного значения МО «Урдомское» относятся установленные действующим Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения поселения (л.д. 10-40).

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.

То есть из системного толкования норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что на муниципальные образования - поселения возложена обязанность по разработке и утверждению генеральных планов поселений.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела генеральный план в муниципальном образовании «Урдомское» не разработан и не утвержден.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными отзывами на исковое заявление ответчиков - администрации МО «Ленский муниципальный район» и администрации МО «Урдомское (л.д.43-44, 88-93, 134-135).

Из указанных отзывов, следует, что в 2008 году между администрацией МО «Ленский муниципальный район» и администрацией МО «Урдомское» заключено соглашение о передаче осуществления полномочий по подготовке документации по разработке генерального плана застройки <адрес>.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

То есть закон разрешил органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Так, согласно пункту 1.1 раздела 1 Соглашения о передаче осуществления полномочий от _____.__г №__С администрация МО «Урдомское» передала, а администрация МО «Ленский муниципальный район» приняла на себя на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ осуществление полномочий по вопросу подготовки документации на разработку генеральных планов застройки поселения. Срок действия данного соглашения сторонами был установлен с 01 января 2009 года по 31 декабря 2012 года (л.д. 69-70).

Решениями Совета депутатов МО «Урдомское» от _____.__г №__ и Собрания депутатов МО «Ленский муниципальный район» от _____.__г №__-н Соглашение о передаче осуществления полномочий от _____.__г №__С было одобрено (л.д. 76, 99).

Дополнительными соглашениями №__, №__, №__, №__ к Соглашению о передаче осуществления полномочий от _____.__г №__С администрацией МО «Урдомское» были переданы администрации МО «Ленский муниципальный район» полномочия по проведению инженерно-геодезических изысканий и разработке генерального плана совмещенного с проектом планировки территории (л.д. 71-75).

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет денежных средств (межбюджетных трансфертов) предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Однако, как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика - администрации МО «Ленский муниципальный район» Ананикян Р.А., данных им в предварительном судебном заседании (л.д. 127-128), денежные средства для исполнения переданных им полномочий по подготовке документации на разработку генеральных планов застройки поселения, по проведению инженерно-геодезических изысканий и разработке генерального плана совмещенного с проектом планировки территории, администрация МО «Урдомское» в полном объеме до настоящего времени в бюджет муниципального образования «Ленский муниципальный район» не перечислила, что затрудняет исполнения данных полномочий.

Неперечисление денежных средств в полном объеме в бюджет муниципального образования «Ленский муниципальный район» подтверждается и письменным отзывом главы МО «Урдомское» Марьиной Л.С. из которого следует, что бюджетом МО «Урдомское» предусмотрен межбюджетный трансферт на сумму 1868259 рублей 00 копеек по выполнению соглашения 2012 года - разработка и утверждение генерального плана поселка Урдомы, а также приложенной к письменному отзыву выписке из нормативного правого акта о бюджете субъекта Российской Федерации (л.д.136).

Суд считает, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ неперечисление денежных средств (межбюджетных трансфертов) из бюджета МО «Урдомское» в бюджет МО «Ленский муниципальный район» является существенным нарушением Соглашения о передаче осуществления полномочий от _____.__г №__С и дополнительных к нему соглашений.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что нормами действующего законодательства Российской Федерации на муниципальные образования - поселения возложена обязанность по разработке и утверждению генеральных планов поселений. Из материалов дела следует, что генеральный план в муниципальном образовании «Урдомское» не разработан и не утвержден. Также в судебном заседании установлено, что администрация МО «Урдомское» передала администрации МО «Ленский муниципальный район» по Соглашению о передаче осуществления полномочий от _____.__г №__С и дополнительными к нему соглашениям полномочия по разработке и утверждению генерального плана поселка Урдомы, однако денежные средства (межбюджетные трансферты) из бюджета МО «Урдомское» в бюджет МО «Ленский муниципальный район» в полном объеме не поступили, что приводит к невозможности исполнения указанного соглашения. Доводы администрации МО «Урдомское» при таких обстоятельствах необоснованны.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области об обязании администрацию МО «Урдомское» обеспечить финансовую основу дополнительного соглашения №__ о передаче осуществления полномочий по архитектуре и строительству на 2012 год в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу и обязании администрацию МО «Ленский муниципальный район» разработать проект генерального плана поселка Урдомы, согласовать и утвердить генеральный план в установленном законом порядке в течение одного года шести месяцев со дня перечисления денежных средств администрацией МО «Урдомское» подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Урдомское» обеспечить финансовую основу дополнительного соглашения №__ к Соглашению о передаче осуществления полномочий №__С от _____.__г, о передаче осуществления полномочий по архитектуре и строительству на 2012 год, заключенному между администрацией муниципального образования «Урдомское» и администрацией муниципального образования «Ленский муниципальный район» _____.__г, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Ленский муниципальный район» разработать проект генерального плана поселка <адрес>, согласовать и утвердить генеральный план в установленном законом порядке в течение одного года шести месяцев со дня перечисления денежных средств администрацией муниципального образования «Урдомское».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме

Председательствующий судья                                                               

Решение в окончательной форме составлено 13 июня 2012 года.

Судья                                                                                       Г.И. Иванова