О предоставлении жилья в порядке социального найма.



Дело № 2-355/2012                                                                                                                                        

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 августа 2012 года                                                                                                  с. Яренск                                                                                      

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Кузнецовой И.В.,

при секретаре Якубовой Я.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Яренске гражданское дело по иску ФИО3 к муниципальному образованию «Ленский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Ленский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Требования мотивирует тем, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы местного самоуправления МО «Ленский район» №__ от _____.__г за ней закреплено жилое помещение в поселке <адрес>. В настоящее время, это жилье признано ветхим и непригодно для проживания. Кроме того, в нем длительное время проживают иные лица. В связи с чем, просит обязать ответчика предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Определением суда от 24 июля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО «Сойгинское».

В судебном заседании истец и её представитель адвокат ФИО7 на иске настаивали. Пояснили, что ФИО3 собственного жилья не имеет и в настоящее время вынуждена проживать у знакомых в городе <адрес>. Просят обязать ответчиков предоставить истцу вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в селе <адрес>.

Ответчики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, представили отзывы на иск. Администрация МО «Сойгинское» с исковыми требованиями ФИО3 о предоставлении жилья в селе <адрес> согласна.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, -территориальный отдел по опеке и попечительству Администрации МО «Ленский муниципальный район», Министерство финансов Архангельской области и Министерство образования науки и культуры Архангельской области своих представителей в судебное заседание не направили. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. Исковые требования поддерживают.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.

Заслушав истца и его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от _____.__г (далее - Закон) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно статье 8 Закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее нормы предоставления площади жилого помещения.

Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается органами местного самоуправления.

Абзацем 3 части 1 статьи 8 Закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 7 Закона Архангельской области № 49-7-ОЗ от 05 июля 2001 года «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, уполномоченным главой администрации Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со статьями 45, 46 Закона Архангельской области № 84-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статье 48 указанного закона, органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

На основании пункта 4 статьи 6.1. Закона Архангельской области № 79-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» исходя из интересов детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учёт.

В силу статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 3 статьи 20 названного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Пунктом 2 статьи 4, пунктом 1 статьи 5 Закона Архангельской области № 84-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года предусмотрено, что органы государственной власти Архангельской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны предоставлять им необходимые финансовые средства, которые выделяются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций, образуемого в составе областного бюджета.

Из материалов дела следует, что родители истца умерли: отец ФИО1 - _____.__г, мать ФИО2 - _____.__г (л.д. 29, 30, 32, 33).

Постановлением главы местного самоуправления муниципального образования «Ленский район» №__ от _____.__г над несовершеннолетней ФИО3 установлена опека. Этим же постановлением за истцом закреплено право на жилое помещение в поселке <адрес> (л.д. 31).

Согласно данным ТП УФМС России по Архангельской области в <адрес>, ФИО3 зарегистрирована по постоянному месту жительства по адресу: <адрес>. Однако жилое помещение по указанному адресу в 2001 году передано в пользование иным лицам (л.д. 17, 23, 24, 26).

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в настоящее время ФИО3 своего жилья не имеет и фактически проживает у знакомых.

Таким образом, в силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО3, относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы жилищного законодательства основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у ФИО3, как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над нею опеки (попечительства), то есть по достижении возраста восемнадцати лет и окончании учебных заведений, возникло право на внеочередное получение жилого помещения в МО «Сойгинское». Однако до настоящего времени полагающееся жилье не предоставлено.

В соответствии со статьей 6.1. Закона Архангельской области № 79-5-ОЗ от 20 сентября 2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» на учет для внеочередного предоставления жилой площади принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа: не имевшие жилого помещения на момент лишения родителей родительских прав; имевшие, но утратившие его в период нахождения в интернатных учреждениях; при невозможности совместного проживания с бывшими родителями или родственниками.

В силу названных норм ФИО3 как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на предоставление ей жилого помещения вне очереди, а органы местного самоуправления - администрация МО «Сойгинское» обязана предоставить ей жилое помещение вне очереди по договору социального найма.

Решением Собрания депутатом МО «Ленский муниципальный район» №__ от _____.__г на территории муниципального образования «Ленский район» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в минимальном размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3 являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Ленский муниципальный район» закрепить за ФИО3 право на внеочередное получение жилого помещения в муниципальном образовании «Сафроновское», путем издания соответствующего правового акта (распоряжения, постановления).

Обязать администрацию муниципального образования «Сойгинское» Ленского района Архангельской области предоставить ФИО3 жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Ленский муниципальный район», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в селе <адрес>, в виде отдельной квартиры, за счёт средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 20 августа 2012 года.

           Председательствующий: И.В.Кузнецова