Об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства.



Дело № 2-458/2012                                                                                       

Решение

Именем Российской Федерации

30 августа 2012 года                                                                                       с. Ильинско-Подомское

     Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи                                                                                   Бондаренко В.И.

прокурора                                                                                                                    Харитоновой Н.В.

при секретаре                                                                                                                 Пузыревой Н.В.

     рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации муниципального образования «Беляевское» об устранении нарушения природоохранного законодательства,

установил:

Прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском и просил обязать администрацию муниципального образования «Беляевское» Архангельской области:

- разработать проект зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения муниципального образования - скважины №__, расположенной в <адрес> - согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2._____.__г-02 в срок до _____.__г;

- разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «Беляевское» <адрес> в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до _____.__г.

В обоснование иска указано, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением экологических прав граждан на территории области выявлены нарушения природоохранного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности администрации муниципального образования «Беляевское» <адрес> (далее - администрация МО «Беляевское»).

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В ходе проверки установлено, что администрация МО «Беляевское» обеспечивает население <адрес> питьевой водой при помощи скважины №__. Источник централизованного питьевого водоснабжения эксплуатируется ООО «Беляево».

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 43 ВК РФ, ст. 18 Федерального закона от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических

заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и I хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее по тексту - СанПиН-2.1.4.1110-02) утверждению зон санитарной охраны должна предшествовать разработка их проекта.

Согласно п. 1.4 СанПиН, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне \ зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

В соответствии с п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.2, п. 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 » территория первого пояса ЗСО поверхностного источника водоснабжения должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Здания должны быть оборудованы " канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом j санитарного режима на территории второго пояса.

В исключительных случаях при отсутствии канализации должны ] устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.

В соответствии со ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

На момент проверки проект зоны санитарной охраны источника централизованного питьевого водоснабжения населения муниципального образования - скважины №__, расположенной в <адрес> - отсутствует, благоустройство территории в границах первого пояса ЗСО проведено частично, что является нарушением требований ст.ст. 37, 43, 55 ВК РФ, ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1.6, 1.12, 1.13, п. 3.2.1.1, п. 3.2.1.2, п. 3.2.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

В настоящее время деятельность по водоснабжению населения осуществляется без разработанного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данного источника.

Выявленные нарушения создают угрозу загрязнения и засорения водных объектов и, как следствие, влекут угрозу жизни и здоровью жителей МО «Беляевское» <адрес> и граждан, находящихся там на отдыхе, создают опасность причинения вреда окружающей среде, приводят к нарушению конституционных прав граждан.

Осуществление ответчиком деятельности по водоснабжению в отсутствие зоны санитарной охраны является нарушением вышеуказанных норм, а, следовательно, нарушением прав и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В силу ст. 12 вышеуказанного федерального закона, при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), для рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономически целесообразной утилизации бытовых отходов муниципальным образованием разрабатывается Генеральная схема очистки населенного пункта, утвержденная решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

На момент проверки Генеральная схема очистки населенных пунктов муниципального образования, утвержденная представительным органом местной власти, отсутствует.

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем муниципальном контроле за обеспечением санитарного состояния в границах муниципального образования, создает угрозу окружающей среде, среде обитания объектов животного и растительного мира, реальную опасность нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Несоблюдение указанных экологических требований ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании Харитонова Н.В. иск поддержала и настаивала на его удовлетворении по тем же основаниям.

     Глава администрации муниципального образования «Беляевское» Вахрушев В.Н. иск признал.

      Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц (ст.ст. 35,39 и 173 ГПК РФ).

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

      Принять признание иска ответчиком.

      Исковое заявление прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Беляевское» <адрес>:

- разработать проект зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения муниципального образования - скважины №__, расположенной в <адрес> - согласно п. 1.6, 1.12, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 в срок до 01.09.2013 года;

- разработать Генеральную схему очистки населенных пунктов муниципального образования «Беляевское» <адрес> в соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 в срок до _____.__г.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Вилегодский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий - подпись.

Решение вступило в законную силу 02 октября 2012 года

Копия верна:

И.о.председателя                                                                                                               Г.И.Иванова