О взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам оющего пользования регионального или межмуниципального значения



Дело № 2 - 66/2011

С. Ильинско-Подомское                                                                        13 мая 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Г.И.,

при секретаре Пузыревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорожного агентства Республики Коми к Задора А.А. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Республики Коми,

установил:

Дорожное агентство Республики Коми обратилось в суд с иском к Задора А.А. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Республики Коми регионального или межмуниципального значения. В обоснование иска указано, что 13 и 15 мая 2010 года выявлено осуществление перевозки на транспортном средстве КАМАЗ-53229, регистрационный номер ... с прицепом АТ 8302, регистрационный номер ... по маршруту движения: «...» по автомобильным дорогам Республики Коми регионального или межмуниципального значения общей протяженностью 90,255 км. В нарушение требований нормативных актов, при перевозке на транспортном средстве, находящемся во владении ответчика, по указанному маршруту им было допущено превышение установленных Постановлением Правительства Республики Коми от 16 ноября 2009 года № 934 и Приказа Дорожного агентства от 23 марта 2010 года № 86 предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2010 году. Данные нарушения со стороны ответчика были выявлены в ходе мероприятий по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам на 9 км. автомобильной дороги Обход г. Сыктывкара и зафиксированы в актах о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось за номерами 1 и 2 соответственно от 13 мая 2010 года и 15 мая 2010 года. В добровольном порядке вред, причиненный транспортным средством автомобильным дорогам Республики Коми регионального или межмуниципального значения, ответчиком не возмещен. Просит взыскать с Задора А.А. 175282 руб. 32 коп.

В предоставленном заявлении истец уточнил требование и просит взыскать с ответчика в возмещение вреда 175282 рубля 32 копейки, исходя из размера вреда, причиненного 13 мая 2010 года в размере 89845 рублей 69 копеек.

В судебное заседание истец, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, своего представителя не направил, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствии представителя истца.

Ответчик Задора А.А. с иском не согласен, суду показал, что действительно 13 и 15 мая 2010 года им осуществлялась перевозка пиловочника по договоренности от ООО «...» на автомашине КАМАЗ-53229, принадлежащей С., с прицепом АТ 8302, принадлежащим К. на основании доверенностей на право управления. Ему не было известно о введении ограничения по осевым нагрузкам для движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Коми, на протяжении пути отсутствовали знаки, а в ООО «...» довели до его сведения, что все будет нормально. Оспаривает результат взвешивания.

Третье лицо К. с иском не согласен, утверждая, что транспортное средство, в том числе прицеп, принадлежащий ему, на основании доверенностей на право управления было передано ответчику. Ему о наличии договора о перевозке пиловочника неизвестно, ответчик перевозку осуществлял самостоятельно и не в его интересах.

Третье лицо С. с иском не согласен, утверждая, что транспортное средство, принадлежащее ему, на основании доверенности на право управления было передано ответчику. Ему о наличии договора о перевозке пиловочника неизвестно, ответчик перевозку осуществлял самостоятельно и не в его интересах.

Выслушав объяснения истца и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

На 9 км участка автодороги Обход г. Сыктывкара 13 мая 2010 года специалистом ГУ РК «Дорожный контроль» по эксплуатации весового оборудования, инспектором ОБ ДПС ГИБДД УВД по г. Сыктывкару с участием водителя Задора А.А. было зафиксировано превышение допустимых весовых параметров при эксплуатации автотранспортного средства автомашины КАМАЗ-53229 с регистрационным номером ..., принадлежащей С., с прицепом АТ 8302 с регистрационным номером ..., принадлежащим К., и находящихся во владении ответчика Задора А.А.

По факту зафиксированного нарушения составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 13.05.2010 №__, подписанный водителем машины.

Как следует из акта, взвешивание транспортного средства производилось на исправных автомобильных весах RW - 15P, что подтверждается свидетельством о поверке №__, действительным до 27.11.2010. Согласно акту от 13.05.2010 №__ размер вреда, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 86005 рублей 22 копеек. С учетом перерасчета размер вреда составил 89845 рублей 69 копеек.

Данные обстоятельства подтверждаются актом (л.д.24), чеком (л.д.23), товарно-транспортной накладной (л.д. 29-30), сертификатом (л.д. 31), свидетельством (л.д.32).

На 9 км участка автодороги Обход г. Сыктывкара 15 мая 2010 года специалистом ГУ РК «Дорожный контроль» по эксплуатации весового оборудования, инспектором ОБ ДПС ГИБДД УВД по г. Сыктывкару с участием водителя Задора А.А. было зафиксировано превышение допустимых весовых параметров при эксплуатации автотранспортного средства автомашины КАМАЗ-53229 с регистрационным номером ..., принадлежащей С., с прицепом АТ 8302 с регистрационным номером ..., принадлежащим К., и находящихся во владении ответчика Задора А.А.

По факту зафиксированного нарушения составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 15.05.2010 №__, подписанный водителем машины.

Как следует из акта, взвешивание транспортного средства производилось на исправных автомобильных весах RW - 15P, что подтверждается свидетельством о поверке №__, действительным до 27.11.2010. Согласно акту от 15.05.2010 №__ размер вреда, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 81784 рубля 63 копейки. С учетом перерасчета размер вреда составил 85436 рублей 63 копейки.

Данные обстоятельства подтверждаются актом (л.д.10), чеком (л.д.9), товарно-транспортной накладной (л.д. 13-14), сертификатом (л.д. 17), свидетельством (л.д.18).

Из свидетельств о регистрации транспортных средств (л.д. 27-28,), карточек учета транспортных средств (л.д. 59,60) следует, что автомашина марки КАМАЗ 353229, государственный регистрационный знак ... принадлежит на праве собственности С., а прицеп АТ 8302, регистрационный знак ... - К.

С. и К. передали указанную автомашину и прицеп во владение Задора А.А. на основании доверенности с правом управления. Ответчик 13 и 15 мая 2010 года на указанном транспортном средстве с прицепом осуществлял перевозку лесопродукции по маршруту ... на основании договора с ООО «Роскомлес» Данные обстоятельства следуют из объяснений ответчика, третьих лиц, доверенности (л.д. 26), актов (л.д. 10,24), товарно-транспортных накладных (л.д. 13-14, 29-30).

Вышеуказанные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ).

В части 1 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ с дальнейшими изменениями и дополнениями определено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В спорный период такой порядок был установлен приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 149 «Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам» (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.12.2009 N 15477, далее - Порядок).

Согласно пунктам 4, 5 и 6 Порядка акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который устанавливает в таком акте сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения.

Временное ограничение движения в весенний период осуществляется путем установки соответствующих дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства. Предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общего пользования нагрузки на оси транспортного средства определяются на основе данных транспортно - эксплуатационного состояния автомобильных дорог, полученных по результатам диагностики (пункт 18 Порядка).

В силу пункта 19 Порядка в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов

Согласно частям 1, 3 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств возмещать вред, причиняемый транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов (в том числе, при превышении предельно допустимых нагрузки, установленных актом о введении ограничения). Такая обязанность следует и из общих положений статей 15, 1064 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934), размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

В данном случае приказом Дорожного агентства Республики Коми от 23 марта 2010 года за № 86 «О введении режима временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми» (далее - приказ) с 23 апреля по 22 мая 2010 года (на территории Прилузкого, Корткеросского, Койгородского, Сыктывдинского, Сысольского, Усть-Вымского, Княжпогостского, Удорского, Усть-Куломского, Троицко-Печорского районов, городов республиканского значения с подчиненной им территорией Ухта, Сосногорск, Вуктыл), с 10 мая по 8 июня 2010 года (на территории Ежемского и Усть-Цилемского районов, городов республиканского значения с подчиненной им территорией Печора и Усинск) введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства с грузом или без груза (на автомобильных дорогах с усовершенствованным типом покрытия - 6 тс на ось, на дорогах с переходным типом покрытия и грунтовых - 1,5 тс на ось. Пунктом 4 приказа обеспечение ограничения движения возложено на отдел эксплуатации автодорог и дорожных сооружений Дорожного агентства Республики Коми. Аналогичные обязанности возложены на дорожное агентство положением (пункты 1,4,7,8). Приказ был опубликован в газете «Республика» в номере от 23 марта 2010 года за № 44 (4201), а также информация о введении временного ограничения движения грузовых транспортных средств по сети дорог общего пользования на сайте - 17 марта 2010 года.

Согласно акту выполненных работ по установке временных дорожных знаков 3.12 «Ограничение нагрузки на ось 6 тс и 1,5тс» с 23 апреля 2010 года на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения республики Коми были установлены временные дорожные знаки 3.12 «Ограничение нагрузки на ось» 6 тс - на автомобильных дорогах с асфальтобетонным покрытием, 1,5 тс - на автомобильных дорогах с покрытием песчано-гравийной смеси, щебня и на грунтовых автодорогах общего пользования.

Исходя из этого доводы ответчика о том, что ему не было известно о введении режима временного ограничения необоснованны.

Постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 года № 295 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения республики Коми» (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 10.02.2010 года № 26) утверждены предельные значения нагрузок на ось автотранспортных средств в 2010 году и размеры возмещения вреда, причиняемого автотранспортными средствами, в том числе в период временных ограничений в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями за проезд по автомобильным дорогам на территории Республики Коми из расчета превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

Данный нормативный правовой акт Правительства Республики Коми не был оспорен в судебном порядке и признан действующим.

За истцом закреплены на праве оперативного управления автомобильные дороги: подъезд к <адрес> 1,880 км, ... 52,850 км, обход <адрес> 28,890 км, подъезд к промышленному узлу «...» от автомобильной дороги «...» - 3,870 км, ... - 2,765 км, всего 90,255 км.

Для проверки соблюдения весовых параметров транспортного средства на посту весового контроля Обход г. Сыктывкара (9км) были использованы весы автомобильные RW - 15P, что подтверждается сертификатом и свидетельством о поверке №__, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ФГУ «Коми центр стандартизации, метрологии и сертификации» 27 ноября 2009 года и действительным до 27 ноября 2010 года.

Ответчиком в подтверждении своих доводов о неправильном указании веса автомашины в суд доказательств не предоставлено, а как следует из предоставленных актов, он каких-либо возражений при оформлении результатов весового контроля не высказал.

Факты превышения допустимой осевой нагрузки при перевозке грузов автотранспортным средством, находящимся во владении ответчика, 13 и 15 мая 2010 года подтверждается актами от 13.05.2010 №__ и от 15.05.2010 г. №__, достоверность которых не опровергнута при помощи иных доказательств. Ответчиком не отрицается, что он являлся законным владельцем транспортного средства и лицом, эксплуатирующим транспортное средство, на момент выявления нарушения.

Доказательств получения ответчиком разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Коми в установленном порядке и предварительного возмещения вреда в материалы дела не представлено.

Расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Республики Коми 13 мая 2010 года в 89845 рублей 69 копеек и 15 мая 2010 года в 85436 рубля 63 копейки произведен с учетом установленных постановлением Правительства Республики Коми от14.10.2009 г. № 295 (в ред. постановления от 10.02.2010 г. № 26) предельно допустимых осевых нагрузок и размера вреда. Судом предоставленный истцом расчет вреда проверен и сомнений не вызывает.

Таким образом, истец доказал противоправность поведения ответчика, причинную связь между противоправными действиями ответчика и убытками, а также размер убытков.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с ответчика 175282 рубля 32 копейки в счет возмещения вреда причиненного транспортным средством, осуществившим перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Коми, из которых 89845 рублей 69 копеек в счет возмещения вреда, причиненного 13 мая 2010 года, 85436 рубля 63 копейки в счет возмещения вреда, причиненного 15 мая 2010 года.

На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд       

решил:

Иск Дорожного агентства Республики Коми удовлетворить.

Взыскать с Задора А.А. в пользу Дорожного агентства Республики Коми в возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Республики Коми, 175282 (сто семьдесят пять тысяч двести восемьдесят два) рубля 32 копейки.

Взыскать с Задора А.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4705 рублей 65 копеек.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Вилегодский районный суд в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

        

Решение в окончательной форме составлено 17 мая 2011 года.

Решение вступило в законную силу 31 мая 2011 года.

Председатель суда                                                                                                       В.И. Бондаренко