Отменить постановление госпожнадзора



Дело № 12-7/2012

Р Е Ш Е Н И Е

28 марта 2012 года                                                                                                                                    с. Яренск                                                                                                      

Судья Вилегодского районного суда Архангельской области Крысанов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Яренске материалы дела об административном правонарушении по жалобе индивидуального предпринимателя Фоминых Т.А. на постановление по делу об административном правонарушении №__ от 10 февраля 2012 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора Ленского района Архангельской области по пожарному надзору №__ от 10 февраля 2012 года индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Фоминых Т.А. была признана виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (Тридцати тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ИП Фоминых Т.А. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить и производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указала, что при проведении проверки должностное лицо не представило ей удостоверение, что оно является проверяющим лицом, распоряжение о проведении плановой проверки было принесено позже, чем проведена сама проверка, ей не были разъяснены права на защиту при вручении документов на уплату штрафа, а услышав сумму штрафа, она расплакалась и уже не понимала какие документы подписывает.

В судебном заседании ИП Фоминых Т.А., доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям. Просит суд постановление главного государственного инспектора Ленского района Архангельской области по пожарному надзору №__ от 10 февраля 2012 года отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что ранее проверка у неё не проводилась в течение 10 лет, поэтому она не знала, что надо сделать по пожарной безопасности. В настоящее время все нарушения, за исключением установки автоматической пожарной сигнализации, у неё устранены.

Должностное лицо - главный государственный инспектор Ленского района Архангельской области по пожарному надзору П, будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, уважительности причин неявки суду не представил.

Обсудив доводы жалобы, выслушав заявителя, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления.

В силу ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив дело в полном объеме, не нахожу оснований для отмены постановления должностного лица №__ от 10 февраля 2012 года по следующим основаниям.

Согласно Свидетельству о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до _____.__г Фоминых Т.А., является индивидуальным предпринимателем (л.д. 21).

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Согласно ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что постановлением главного государственного инспектора Ленского района Архангельской области по пожарному надзору №__ от 10 февраля 2012 года ИП Фоминых Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, за то, что ИП Фоминых Т.А., являясь индивидуальным предпринимателем, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и в соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 (далее - Правила пожарной безопасности в Российской Федерации) (ППБ 01-03), обязанным обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности в здании и помещениях, нарушила требования пожарной безопасности, а именно: не прошла обучение по программе пожарно-технического минимума в качестве лица, ответственного за противопожарное состояние на объекте; отсутствует распорядительный документ устанавливающий соответствующий пожарной опасности противопожарный режим; отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности; в помещениях отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; здание не обеспечено первичными средствами пожаротушения; здание мастерской по пошиву и ремонту обуви не защищено автоматической установкой пожарной сигнализации (л.д. 3-7).

В силу ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 09.11.2009 № 247-ФЗ) установленное уполномоченными государственными органами нормативное регулирование в области пожарной безопасности является обязательным для исполнения требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РФ) от 18 июня 2003 года № 313.

Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно п. 31 раздела 3 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 года № 645, обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят: руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности; работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа; иные категории работников (граждан) по решению руководителя и др.

В соответствии с п. 15 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе: определены и оборудованы места для курения; определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды; определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; регламентированы: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия работников при обнаружении пожара; определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

Пунктом 6 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) установлено, что на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.).

Согласно п. 13 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

В соответствии с пунктом 8 приложения 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей.

Согласно п. 9 таблицы 1 приложения к приказу МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) здания общественного назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации.

Материалами дела об административном правонарушении, а именно: актом проверки органом государственного пожарного надзора индивидуального предпринимателя №__ от 03 февраля 2012 года, предписанием №__ от 03 февраля 2012 года, протоколами об административном правонарушении № №__, 8, 9 от 03 февраля 2012 года установлено и подтверждается, что индивидуальный предприниматель Фоминых Т.А., являясь уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом - зданием, расположенным в <адрес> и в соответствии с п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 (далее - Правила пожарной безопасности в Российской Федерации) (ППБ 01-03), обязанным обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности в принадлежащем ей здании, нарушила требования пожарной безопасности, за которые предусмотрена административная ответственность по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Также в протоколах об административных правонарушениях № №__ от 03 февраля 2012 года ИП Фоминых Т.А. собственноручно указала, что с выявленными в ходе проверки нарушениями требования пожарной безопасности согласна.

В соответствии с ч. 2, п. 2 ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

Санкции ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривают административное наказание в виде административного штрафа, при этом ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает размер штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Поэтому прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении №__ от 10 февраля 2012 года о привлечении ИП Фоминых Т.А. к административной ответственности по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении ей административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей является законным и обоснованным.

Доводы ИП Фоминых Т.А. о том, что при проведении проверки должностное лицо не представило ей удостоверение, что оно является проверяющим лицом, распоряжение о проведении плановой проверки было принесено позже, чем проведена сама проверка, ей не были разъяснены права на защиту при вручении документов на уплату штрафа, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.

Из распоряжения органа государственного пожарного надзора о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 11 января 2012 года №__ видно, что ИП Фоминых Т.А. ознакомлена с данным распоряжением 12 января 2012 года, что подтвердила собственноручной подписью (л.д. 11-12).

Как следует из акта проверки органом государственного пожарного надзора индивидуального предпринимателя №__ от 03 февраля 2012 года проверка проведена ИП Фоминых Т.А. в период с 18 января 2012 года по 03 февраля 2012 года. Копию акта получила 03 февраля 2012 года (л.д.13).

В судебном заседании свидетель М также показал, что перед проведением проверки он показал своё удостоверение ИП Фоминых Т.А., а также то, что в период проведения проверки он находился в форменной одежде. Уведомление о проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности было вручено Фоминых Т.А. 12 января 2012 года, то есть заблаговременно. Проверка проведена 18 января 2012 года.

Доводы жалобы Фоминых Т.А. о том, что ей не были разъяснены права также являются несостоятельными и опровергаются материалами дела. Так, из протоколов об административном правонарушении следует, что права лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении разъяснены, о чем свидетельствует подпись Фоминых Т.А. (л.д. 16-17, 18, 19).

Доводы ИП Фоминых Т.А. в судебном заседании о том, что в настоящще время все нарушения требований пожарной безопасности ею устранены, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности.

В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

На момент проведения проверки противопожарной безопасности ИП Фоминых Т.А. нарушения требований пожарной безопасности были установлены и их наличие ИП Фоминых Т.А. не оспаривала. Следовательно она подлежит административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, выявленные на момент проведения проверки.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюдён, постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является законным, обоснованным и справедливым, а потому не подлежащим отмене.

Административное наказание ИП Фоминых Т.А. назначено с учётом положений ст. 4.1 КоАП РФ и в пределах санкции ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является минимальным и снижению не подлежит. Нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом не допущено и правовых оснований для пересмотра постановления должностного лица не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.4 - 30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление главного государственного инспектора Ленского района Архангельской области по пожарному надзору №__ от 10 февраля 2012 года о назначении индивидуальному предпринимателю Фоминых Т.А. административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 30000 (Тридцати тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу индивидуального предпринимателя Фоминых Т.А. - без удовлетворения.

Решение суда обжалованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья                                                                                              В. П. Крысанов