Дело №2-1194/2010РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
хххх г. г.Выкса
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., с участием представителя истца – старшего помощника Выксунского городского прокурора Комаровой Г.В., представителя ответчика Л.А. Лизуновой, при секретаре Романцевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выксунского городского прокурора в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования …… Выксунского района об обязании принять нормативный правовой акту с т а н о в и л:
Выксунский городской прокурор обратился с требованиями обязать администрацию муниципального образования ….. Выксунского района принять нормативный правовой акт – разработать и принять муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Свои требования истец мотивирует тем, что в ходе проверки муниципальных образований, проведенной Выксунской городской прокуратурой, было установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией муниципального образования ….. Выксунского района не разработана и не принята целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Прокурор обратился с иском в интересах Российской Федерации об обязании устранить допущенные нарушения, а именно в пределах предоставленных муниципальному образованию полномочий и возложенных обязанностей принять нормативный правовой акт – разработать и принять муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности, в которой должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению населенных пунктов водоисточниками (пожарными водоемами, водонапорными башнями) для целей наружного пожаротушения, с их одновременным оборудованием приспособлениями для отбора воды пожарной техникой в любое время года; обеспечению населенных пунктов сетями наружного водопровода для целей наружного пожаротушения, замена существующих ветхих сетей наружного водопровода с установкой на них пожарных гидрантов, а также ремонт неисправных пожарных гидрантов; оборудованию пожарных гидрантов и водоемов указателями согласно НПБ 160-97; оборудованию естественных (искусственных) водоисточников для целей наружного пожаротушения подъездами и площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; осуществлению противопожарной пропаганды и информирование населения о принимаемых мерах по обеспечению пожарной безопасности (освещение вопросов пожарной безопасности на радио и в печатных СМИ, в том числе обучение детей, учащихся, руководителей и граждан); созданию и организации работы опорных пунктов (противопожарных уголков) для обучения населения мерам пожарной безопасности; созданию муниципальных частных противопожарных формирований и добровольной пожарной охраны, в том числе инструкторов пожарной профилактики для проведения профилактических мероприятий и обучения населения мерам пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что для выполнения мероприятий, минимально необходимых в рамках целевой программы, необходимы значительные материальные затраты, которые бюджет муниципального образования понести не может, т.к. является дотационным, в связи с чем программа до настоящего времени не утверждена.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.ст.12, 55, 56, 57, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований или возражений. Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено, что при проведении Выксунской городской прокуратурой проверки было установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией муниципального образования ….. Выксунского района не разработана и не принята целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является вопросом местного значения поселения и должно финансироваться за счет собственных доходов местных бюджетов.
Согласно ч.3 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
На основании п.1 ст.179 Бюджетного кодекса РФ указанные программы принимаются исполнительным органом органов местного самоуправления, т.е. администрацией муниципальных образований поселений.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Отсутствие муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности нарушает права граждан в сфере пожарной безопасности.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» органам местного самоуправления поселений в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов предоставлены следующие полномочия:
-создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской власти в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.
В силу ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативное регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. При этом, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Кроме того, в соответствии с Правилами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 №313 (далее ППБ-01-03) на органы местного самоуправления возложена обязанность выполнения предусмотренных Правилами мер и требований пожарной безопасности, при этом ими должно быть обеспечено:
- согласно п.89 ППБ 01-03 исправное состояние сетей противопожарного водопровода, которые обеспечили бы требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения, проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью);
- согласно п.90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;
- согласно п.94 ППБ 01-03 устройство подъезда с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к естественным или искусственным водоисточникам (реки, озера, бассейны и др.), находящимся на территории объекта или вблизи него (в радиусе 200 м., а также поддержание их в постоянной готовности;
- согласно п.95 ППБ 01-03 оборудование имеющихся в наличии водонапорных башен приспособлениями для отбора воды пожарной техникой в любое время года;
- согласно п.112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, разработка и выполнения мероприятий, исключающих возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и др.);
- согласно п.118 ППБ 01-03 оснащение населенных пунктов и отдельно расположенных объектов исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану.
Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства о пожарной безопасности администрацией муниципального образования ….. Выксунского района в пределах предоставленных полномочий и возложенных обязанностей не разработана и не принята целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности, включающая обязательные для исполнения мероприятия.
В соответствии со совершить определенные действия" target="blank" data-id="12875">ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В данном случае продолжительность сроков по устранению нарушений Правил пожарной безопасности определяется судом с учетом требований разумности, необходимости обеспечения баланса интересов и обеспечения безопасности населения и на основании ходатайства представителя истца в соответствии со ст.212 ГПК РФ обращается к немедленному исполнению.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ расходы по оплате государственной пошлины с ответчика не взыскиваются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ суд
р е ш и л:
Исковые требования Выксунского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования ….. Выксунского района разработать и принять муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности, предусмотрев в ней, в том числе, мероприятия по:
- обеспечению населенных пунктов водоисточниками (пожарными водоемами, водонапорными башнями) для целей наружного пожаротушения, с их одновременным оборудованием приспособлениями для отбора воды пожарной техникой в любое время года;
- обеспечению населенных пунктов сетями наружного водопровода для целей наружного пожаротушения, замена существующих ветхих сетей наружного водопровода с установкой на них пожарных гидрантов, а также ремонт неисправных пожарных гидрантов;
- оборудованию пожарных гидрантов и водоемов указателями согласно НПБ 160-97;
- оборудованию естественных (искусственных) водоисточников для целей наружного пожаротушения подъездами и площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
- осуществлению противопожарной пропаганды и информирование населения о принимаемых мерах по обеспечению пожарной безопасности (освещение вопросов пожарной безопасности на радио и в печатных СМИ, в том числе обучение детей, учащихся, руководителей и граждан);
- созданию и организации работы опорных пунктов (противопожарных уголков) для обучения населения мерам пожарной безопасности;
- созданию муниципальных частных противопожарных формирований и добровольной пожарной охраны, в том числе инструкторов пожарной профилактики для проведения профилактических мероприятий и обучения населения мерам пожарной безопасности.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение 10 дней.
Судья - Д.Н. Корокозов