Дело № 2-1838/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Выкса хххх г.
Выксунский городской суд в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., с участием истца Королевой Г.А., представителя ответчика Тиуновой С.В., при секретаре Ермаченковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой Г.А. к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Выксунскому району Нижегородской области» о назначении досрочной пенсии по старости
у с т а н о в и л:
Королева Г.А. обратилась с исковыми требованиями к ГУ УПФ РФ по Выксунскому р-ону об отмене решения комиссии УПФ РФ по Выксунскому р-ону №Х от хххх г. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязании включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период отпуска по уходу за ребенком с хххх года по хххх года и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью со дня обращения, то есть с хххх года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ по Выксунскому р-ону Тиунова С.В. иск не признала и пояснила, что действительно истец обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии педагогическим работникам хххх года. Трудовая пенсия по старости педагогическим работникам ранее достижения пенсионного возраста назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. На момент обращения специальный стаж Королевой Г.А. не превышал 25 лет, в стаж не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с хххх г. по хххх г.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как установлено судом, хххх года Королева Г.А. обратилась в УПФ РФ по Выксунскому району за назначением ей досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, в чём ей было отказано, что подтверждается служебным письмом ГУ УПФ РФ по Выксунскому району, составленным на основании протокола решения комиссии при УПФ РФ по Выксунскому р-ону №Х от хххх года. Отказ мотивирован тем, что специальный стаж Королевой Г.А. составляет всего 24 года 06 месяцев 08 дня, в специальный стаж работы Королевой не подлежит зачёту период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с хххх г. по хххх г.
Однако суд находит неправомерным отказ ответчика зачесть в специальный стаж истца указанный выше период.
Согласно письменным материалам дела истец с хххх г. по настоящее время работает в …. школе в должностях …. и ….
Положения ст. 6 ч. 2, ст. 15. ч. 4 ст. 17 ч. 1 ст. 18,19 и ст. 55 ч. 1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Определение Конституционного суда РФ от 05.11.2002 г. № 320 - О предусматривает, что, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа, предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Согласно постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2 - П в целях реализации пенсионных прав граждан при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсий, которые действовали в период выполнения данной работы.
Ст.19 Конституции РФ предусматривает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется выплата государственной пенсии, установленной законом. Конституция имеет высшую юридическую силу и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить ей /ст. 15/. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина /ст. 55 Конституции РФ/. Законы не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Согласно этому постановлению, а также Разъяснению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 23/24-11 указанный отпуск засчитывается в общий, непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из представленной копии свидетельства о рождении …. следует, что Королев М.А. родился ххххг., его …. Согласно справке МОУ …. от хххх г. Королевой Г.А. предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в период с хххх г. по хххх г., а также с хххх г. по хххх г. Королева Г.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет. Из представленных документов следует, что право на отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет возникло и было реализовано истцом Королевой Г.А. до хххх г. – вступления в силу Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Следовательно, период нахождения истца Королевой Г.А. в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет с хххх г. по хххх г. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.
Согласно ст.19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если к заявлению приложены не все документы, то орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу разъяснения, какие документы он должен предоставить дополнительно. Если такие документы представляются лицом не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии. При включении оспариваемого периода на день обращения в УПФ РФ по Выксунскому району – хххх года стаж по специальности истца будет составлять более 25 лет, и поскольку за защитой своих прав в суд истец обратилась в установленный законом 3-х месячный срок, то следует обязать УПФ назначить пенсию истцу с момента первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с хххх г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Королевой Г.А. удовлетворить.
Отменить решение комиссии при ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ по Выксунскому району Нижегородской области» №Х от хххх г. об отказе в назначении Королевой Г.А. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, Королевой Г.А. период отпуска по уходу за ребенком с хххх г. по хххх г.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ по Выксунскому району Нижегородской области назначить Королевой Г.А. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения за ней – с хххх г.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение 10 суток.
Судья – Корокозов Д.Н.