Решение по гражданскому делу о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя



Дело №2-504\2011РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Хх.хх. 2011 г. г. Выкса

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., с участием представителя заявителя - старшего помощника Выксунского городского прокурора Комаровой Г.В., представителя заинтересованного лица Ц., при секретаре Ермаченковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениюВыксунского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя

установил:

Выксунский городской прокурор обратился с заявлением о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Выксунского МРО УФССП по Нижегородской области Лобачевой А.С. по взысканию задолженности по транспортному налогу с М. в пользу Межрайонной инспекции ФНС РФ №4 по Нижегородской области на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка №4 Выксунского района №х от хх.хх.хххх г., на основании которого постановлением от хх.хх.хххх г. было возбуждено исполнительное производство №х, однако в установленный ст.36 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» каких-либо реальных действий по исполнительному производству, направленных на исполнение исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем Лобачевой А.С. не предпринималось.

В судебном заседании представитель заявителя – участвующий по делу прокурор поддержал доводы, изложенные в заявлении, настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица – МРИ ФНС РФ №4 по Нижегородской области Ц. в судебном заседании требования прокурора поддержала, пояснила, что налог не оплачен, требования исполнительного документа – судебного приказа не исполнены.

Заинтересованные лица - судебный пристав-исполнитель Выксунского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Нижегородской области Лобачева А.С. и должник М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Дело на основании ч.2 ст.257 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные письменные материалы дела, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.441 ГПК РФ, ст.121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлениями, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановления, действия (бездействия) рассматривается в порядке, установленном главами 23 и 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Согласно ст.45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Установлено, что хх.хх.2010 на исполнение в Выксунский МРО УФССП поступил судебный приказ №х от хх.хх.хххх г. мирового судьи судебного участка №4 Выксунского района о взыскании с М. в пользу Межрайонной Инспекции № 4 Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Нижегородской области (далее – МРИ ФНС РФ №4 по НО) задолженности по транспортному налогу и пеням на общую сумму х руб. х коп.

На основании указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Выксунского МРО УФССП хх.хх.2010 было возбуждено исполнительное производство №х, которое находится в производстве судебного пристава-исполнителя Лобачевой А.С.

Согласно ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии со ст.68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного взыскания являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Согласно ч.3 ст.68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Однако каких-либо реальных действий по исполнительному производству, направленных на исполнение исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем Лобачевой А.С. не предпринималось.

В материалах исполнительного производства кроме постановления о возбуждении исполнительного производства и исполнительного документа имеются также запросы в регистрирующие органы Выксунского района. Однако данные запросы не имеют даты отправления и регистрационного номера, соответственно установить, отправлялись ли они в действительности, не представляется возможным. Кроме того, в материалах исполнительного производства отсутствуют ответы на данные запросы в виде сведений из МРИ ФНС РФ № 4 по Нижегородской области, отделений банков Выксунского района, ОВД по Выксунскому району, Гостехнадзора по Выксунскому району, Выксунского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация», Выксунского филиала УФРС по Нижегородской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области.

Повторные запросы в регистрирующие органы не направлялись, к ответственности за несвоевременное исполнение требований судебного пристава-исполнителя виновные лица не привлекались, проверка имущества по месту жительства должника не проводилась. Требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены, хотя двухмесячный срок, предусмотренный ч.1 ст.36 Федерального закона № 229-ФЗ, истек.

Таким образом, судебным приставом-исполнителем в нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» не принято всех необходимых мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Непринятие судебным приставом-исполнителем Лобачевой А.С. мер по реальному исполнению судебного постановления свидетельствует о бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя повлекло неисполнение государством в лице налоговой службы обязанности по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, установленной ст.32 НК РФ, а также обязанности по контролю за полнотой и своевременностью внесения обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня, заложенной в понятие налоговых органов РФ, данное ст.1 Федерального закона от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах в Российской Федерации».

Учитывая изложенное, бездействие судебного пристава-исполнителя Выксунского МРО УФССП Лобачевой А.С. является незаконным.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Должностным лицом Выксунского МРО УФССП допущены нарушения положений федерального законодательства, что наносит существенный вред интересам РФ в лице органов государственной власти, их установивших.

Бездействия должностного лица Выксунского МРО УФССП влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по обеспечению полного и своевременного поступления в соответствующий бюджет налогов и сборов, что нарушает права РФ по обеспечению своих расходных обязательств.

Как следствие, незаконное бездействие влечет нарушение социальных прав общества (неопределенного круга лиц), обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных средств.

Исходя из смысла, структуры и последовательности конституционных норм, под социальными правами следует понимать показатели необходимой обеспеченности гражданина важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами и имуществом в натуральном и денежном выражении.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению его прав и свобод.

Таким образом, на судебного пристава-исполнителя Выксунского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Нижегородской области подлежит возложению обязанность принять установленные законом меры по устранению допущенных нарушений федерального законодательства, в том числе по применению мер принудительного взыскания, предусмотренных ст.68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», направленных на получение с должника имущества и исполнение судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ суд

решил:

Заявление Выксунского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Выксунского МРО УФССП по Нижегородской области Лобачевой А. С., выразившееся в непринятии мер для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа и обязать принять установленные законом меры по устранению допущенных нарушений федерального законодательства.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Судья - Корокозов Д.Н.