Решение по гражданскому делу об отказании признания стажа работы по педагогической специальности и права на получение мер социальной поддержки.



Дело № 2-802/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Выкса х.хх. 2011 г.

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., с участием истца Чикиной Е.Н., представителя ответчика Шипелевой Е.В., при секретаре Ермаченковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Чикиной Е.Н. к Управлению социальной защиты населения Выксунского района, ГУ «Центр предоставления мер социальной поддержки Выксунского района» о признании стажа работы стажем по педагогической специальности и признании права на получение мер социальной поддержки

у с т а н о в и л:

Чикина Е.Н. обратилась в суд с иском к Территориальному органу министерства социальной политики Нижегородской области - управлению социальной защиты населения Выксунского района о признании стажа работы в Горьковском заводе «М» с х.хх.хххх г. по х.хх.хххх г. стажем по педагогической специальности и признании права на получение мер социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение в соответствии с Законом Нижегородской области №165-З от 30.11.2007 г. "О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области"

В обоснование своих требований указала, что в Горьковском заводе «М» она работала с х.хх.хххх г. по х.хх.хххх г., в трудовой книжке должности указаны: ….., а с хххх - …... Однако фактически она работала …. в …. группе, в её обязанности входило ….. и др. В штатном расписании организации вместо должностей …. были должности …., в связи, с чем в её трудовой книжке содержится запись о работе в должности …., но считает, что указанный период времени является педагогическим стажем. В данный период времени она проживала в …., во время работы в ГЗ «М» она получала льготы по оплате отопления, а именно ей, как и всем сотрудникам бесплатно выдавали дрова для отопления домов. Она их получала на момент выхода на пенсию - х.хх.хххх г. По указанным основаниям считает, что на нее распространяется действие Закона Нижегородской области №165-З от 30.11.2007 г. "О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области", обратилась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение в Управление социальной защиты населения Выксунского района, но ей в предоставлении мер социальной поддержки было отказано, т.к. в трудовой книжке указано, что она работала в должности …...

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель соответчика ГУ «Центр предоставления мер социальной поддержки Выксунского района» Шипелева Е.В., действющая на основании доверенности №х от х.хх.хххх г., в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что истец не имеет право на получение данных мер социальной поддержки по причине того, что в трудовой книжке должность указана «…..», т.е. истец не является педагогическим работником, кроме того, не подтвержден факт предоставления мер социальной поддержки на момент назначения пенсии, по этим основания в ответе на заявление истца в предоставлении мер социальной поддержки было отказано.

Представитель ответчика Территориального органа министерства социальной политики Нижегородской области - управления социальной защиты населения Выксунского района в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав стороны, представителя соответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст.ст.12, 55, 56, 57, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит следующее.

Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно записей в трудовой книжке Чикина Е.Н. с х.хх.хххх г. была принята на работу в Горьковский завод «М» в …., х.хх.хххх г. переведена там же …., х.хх.хххх г. была уволена на пенсию по выслуге лет, на тот момент Горьковский завод «М» был переименован в Горьковский …..

В период работы и на момент выхода на пенсию Чикина Е.Н. проживала в ….., т.е. в сельской местности.

Согласно п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Как следует из правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2010 N 240-О-О, Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (ч.2 ст.7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя. При этом, поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «Ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации), по данному предмету совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации). Такое правовое регулирование, закрепляющее конкретные меры социальной поддержки педагогических работников и относящее определение механизма их предоставления к ведению субъектов Российской Федерации, само по себе не противоречит конституционным предписаниям и не содержит какой-либо неопределенности.

В соответствии со ст.1 Закона Нижегородской области от 30.11.2007 N 165-З "О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области" (принят постановлением ЗС НО от 22.11.2007 N 802-IV) право на меры социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение имеют педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области; право на меры социальной поддержки, указанные в ч.1 настоящей статьи, сохраняется за педагогическими работниками образовательных учреждений, перешедшими на пенсию, проработавшими в сельской местности и рабочих поселках не менее 10 лет, при условии предоставления им мер социальной поддержки по плате за жилье, отопление и освещение на момент назначения пенсии и проживания: 1) в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области; 2) в городах, преобразованных из сельских населенных пунктов (рабочих поселков), при условии предоставления льгот по оплате жилья, отопления и освещения либо по оплате коммунальных услуг за работу в сельской местности на 1 января 2005 года.

Согласно ст.2 Закона Нижегородской области от 30.11.2007 N 165-З: Меры социальной поддержки предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, указанным в ст.1 настоящего Закона, проживающим в домах независимо от формы собственности жилищного фонда и оснований проживания в нем, в виде возмещения им расходов по плате за жилое помещение и отопление (в том числе по оплате топлива при проживании в домах с печным отоплением, с учетом отапливаемой площади и транспортных услуг по его доставке). Меры социальной поддержки по плате за освещение предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, указанным в ст.1 настоящего Закона, в форме и порядке, определяемых Правительством Нижегородской области.

В соответствии с п.1.2. «Порядка реализации Закона Нижегородской области от 30 ноября 2007 года N 165-З "О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области», утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.12.2007 N 482 (ред. от 02.03.2010): Право на меры социальной поддержки сохраняется за педагогическими работниками образовательных учреждений, перешедшими на пенсию, проработавшими в сельской местности и рабочих поселках не менее 10 лет, при условии предоставления им мер социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение на момент назначения пенсии и проживания:

- в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области;

- в городах, преобразованных из сельских населенных пунктов (рабочих поселков), при условии предоставления льгот по оплате жилья, отопления и освещения либо по оплате коммунальных услуг за работу в сельской местности на 1 января 2005 года.

Согласно п.1.6 Порядка: Меры социальной поддержки предоставляются в виде возмещения произведенных гражданами расходов по оплате жилого помещения, отопления (в том числе по оплате топлива при проживании в домах с печным отоплением, с учетом отапливаемой площади жилья и транспортных услуг по его доставке) и освещения.

В соответствии с п.2.1 Порядка: Меры социальной поддержки предоставляются органами социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) на основании:

- заявления о предоставлении мер социальной поддержки;

- копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, с одновременным представлением оригиналов либо нотариально заверенных копий указанных документов;

- справки о составе семьи и размере занимаемого жилого помещения;

- квитанции о плате за жилое помещение, отопление и освещение за месяц, предшествующий месяцу обращения, содержащей сведения об организациях, предоставляющих педагогическому работнику жилищно-коммунальные услуги, и (или) организациях, уполномоченных производить расчет платы за жилое помещение, отопление и освещение (далее - организации жилищно-коммунального хозяйства);

- справки из образовательного учреждения согласно приложению к настоящему Порядку либо копии трудовой книжки (для педагогических работников, перешедших на пенсию), подтверждающих факт работы в образовательном учреждении на педагогической должности.

Педагогические работники, вышедшие на пенсию до 1 января 2005 года, а также педагогические работники, вышедшие на пенсию и переехавшие в Нижегородскую область из других субъектов Российской Федерации, представляют документ, подтверждающий предоставление им мер социальной поддержки на момент назначения пенсии, выданный уполномоченным учреждением, а проживающие в городах Нижегородской области, преобразованных из сельских населенных пунктов (рабочих поселков), - документ, подтверждающий предоставление им мер социальной поддержки на 1 января 2005 г.

Согласно п.2.2 Порядка: Документы, указанные в п.2.1 настоящего Порядка, представляются в органы социальной защиты образовательным учреждением, в котором работает педагогический работник, либо самим педагогическим работником. В случае увольнения педагогического работника, которому предоставлялись меры социальной поддержки, образовательное учреждение и гражданин обязаны в двухнедельный срок известить об этом орган социальной защиты.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Законом Нижегородской области от 30.11.2007 N 165-З осуществляется только педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности. Для педагогических работников образовательных учреждений, перешедших на пенсию, предусмотрена возможность сохранения права на меры социальной поддержки по плате за жилье, отопление и освещение, если они отработали не менее 10 лет в сельской местности и рабочих поселках, при условии предоставления им мер социальной поддержки на момент назначения пенсии и проживания в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области.

Указанные обстоятельства подлежат подтверждению заявителем при обращении в орган социальной защиты населения по месту жительства путем предоставления справки из образовательного учреждения установленного образца либо копии трудовой книжки (для педагогических работников, перешедших на пенсию), подтверждающих факт работы в образовательном учреждении на педагогической должности, а также документа, подтверждающего предоставление заявителю мер социальной поддержки на момент назначения пенсии, выданного уполномоченным учреждением.

х.хх.хххх г. Чикина Е.Н. обратилась в Управление социальной защиты населения Выксунского района с заявлением о предоставлении ей указанных мер социальной поддержки, представив копию трудовой книжки. Сведений и документов, подтверждающих предоставление ей мер социальной поддержки на момент назначения пенсии, выданных уполномоченным учреждением при обращении в УСЗН ею представлено не было.

В соответствии со ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Не было представлено истцом надлежащих доказательств, подтверждающих предоставление ей мер социальной поддержки на момент назначения пенсии, и в судебном заседании.

Таким образом, судом считается установленным, что на момент назначения пенсии Чикиной Е.Н. меры социальной поддержки в соответствии с п.5 ст.55 Закона «Об образовании» предоставлены не были, льгота по оплате отопления в форме бесплатного выделения дров ГЗ «М» таковой считаться не может.

Следовательно, претендовать на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления (в том числе по оплате топлива при проживании в домах с печным отоплением, с учетом отапливаемой площади жилья и транспортных услуг по его доставке) и освещения в соответствии с Законом Нижегородской области от 30.11.2007 N 165-З истец не вправе и оснований для удовлетворения её требований не имеется.

В соответствии с записями в трудовой книжке истец работала в период с х.хх.хххх г. по х.хх.хххх г. в должности ….. и …..

В соответствии с п.2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 (ред. от 22.09.1993) "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (утратило силу) установливалось, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается также работа за период до 1 января 1992 г. в должностях: педагог - воспитатель, медсестра ясельной группы, педагог. С учетом правовой позиции, определенной в постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2 - П, а именно: в целях реализации пенсионных прав граждан при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсий, которые действовали в период выполнения данной работы, положения Постановления Совмина РСФСР №463 подлежат применению. Должность «….» также значится в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009)

Данные положения применимы только для определения периодов работы, подлежащих включению в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ.

Для целей предоставления мер социальной поддержки согласно Закона Нижегородской области от 30.11.2007 N 165-З в соответствии с п.2.1 «Порядка реализации Закона Нижегородской области от 30 ноября 2007 года N165-З "О мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области», утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.12.2007 N 482 факт работы в образовательном учреждении на педагогической должности подтверждается предоставлением копии трудовой книжки (для педагогических работников, перешедших на пенсию).

Таким образом, отсутствуют основания и правовые последствия при разрешении спора о предоставлении мер социальной поддержки для удовлетворения требований о признании стажа работы истца в Горьковском заводе «М» с х.хх.хххх г. по х.хх.хххх г. стажем по педагогической специальности, поскольку юридически значимым является факт работы на педагогической должности более х лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, который в рассматриваемом случае подтвержден во внесудебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Чикиной Е.Н. в удовлетворении требований к территориальному органу Министерства социальной политики Нижегородской области - Управлению социальной защиты населения Выксунского района, ГУ «Центр предоставления мер социальной поддержки Выксунского района» о признании стажа работы в Горьковском заводе «М» с х.хх.хххх г. по х.хх.хххх г. стажем по педагогической специальности и признании права на получение мер социальной поддержки по плате за жилое помещение, отопление и освещение отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Судья - Корокозов Д.Н.