Дело № 2-914/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Выкса х.хх.2011 г.
Выксунский городской суд в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., с участием истца Штыровой Т.К., представителя ответчика Плотниковой В.П., при секретаре Ермаченковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Штыровой Т.К. к ГУ «У» о признании права на досрочную пенсию
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском к УПФ РФ по Выксунскому р-ону об отмене решения комиссии УПФ РФ по Выксунскому району о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, об обязании включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы в должности … …. с х.хх.хххх года по х.хх.хххх г., признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с …. деятельностью и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с х.хх.хххх года, мотивируя свои требования тем, что отказ территориального органа ПФР включить в её специальный стаж период работы в должности …. с х.хх.хххх года по х.хх.хххх г. и как следствие отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости нарушает принцип равенства, установленный Конституцией РФ, по сравнению с теми работниками, которые, как и она, занимались лечебной деятельностью и охраной здоровья населения, считая, что основаниями отказа явилось неправильное наименование детского дошкольного учреждения.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить, пояснила, что в указанный период она осуществляла … деятельность в детском дошкольном учреждении, в котором находились дети с ясельного и до дошкольного возраста, в дальнейшем наименование «…» было изменено на «…..».
Представитель ответчика УПФ РФ по Выксунскому р-ону Плотникова В.П. иск не признала и пояснила, что действительно истец обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с … деятельностью х.хх.хххх года. На основании подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения пенсионного возраста назначается лицам, не менее 30 лет осуществлявшим … и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах независимо от их возраста. На день обращения специальный стаж истца составил х года х месяцев х дня. В специальный стаж Штыровой Т.К. не включен период работы в должности …. с х.хх.хххх года по х.хх.хххх г., т.к. учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, в связи с чем в назначении пенсии Штыровой было отказано. При этом значение имеет не наименование детского дошкольного учреждения, а сам факт работы в указанном учреждении, возражений по включению в специальный стаж периода работы до х.хх.хххх г. не имеет, действительно детское учреждение фактически являлось …..
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено «лицам, осуществлявшим … и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста».
Досрочная трудовая пенсия по старости назначается …. работникам при соблюдении условий: должность и учреждение были предусмотрены Списками, которые являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. В соответствии с п.2 ст.27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Как установлено судом, х.хх.хххх года Штырова обратилась в УПФ РФ по Выксунскому району за назначением ей досрочной трудовой пенсии в связи с … деятельностью, в чём ей было отказано, что подтверждается служебным письмом ГУ УПФ РФ по Выксунскому району, составленным на основании протокола решения комиссии при УПФ РФ по Выксунскому р-ону №х от х.хх.хххх года. При этом, отказ мотивирован тем, что специальный стаж Штыровой составляет всего х года х месяцев х дня, в специальный стаж работы не включен период работы истца в должности …. …. с х.хх.хххх года по х.хх.хххх г..
Сочтя неправомерным отказ УПФ зачесть в специальный стаж период с х.хх.хххх г. по х.хх.хххх г. Штырова обратилась в суд. Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с представленной копией трудовой книжки в период с х.хх.хххх г. по х.хх.хххх г. Штырова работала в должности …...
В соответствии с Приказом №271 от 18.10.1999 г. в целях упорядочения наименования детских дошкольных учреждений и приведения их названия в соответствие с действующим законодательством бывшие дошкольные учреждения … - детские комбинаты №х, х, х, х стали именоваться «….» под соответствующим номером, а также указано на необходимость внесения соответствующие изменения в трудовые книжки бывших работников завода.
Положения ст.6 ч.2, ст.15 ч.4, ст.17 ч.1, ст.ст.18, 19 и ст.55 ч.1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Приданное указанным нормам толкование Конституционным судом РФ в Определении от 05.11.2002 г. № 320-О предусматривает, что, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа, предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П в целях реализации пенсионных прав граждан при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсий, которые действовали в период выполнения данной работы.
Согласно ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется выплата государственной пенсии, установленной законом. Конституция имеет высшую юридическую силу и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить ей /ст. 15/. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина /ст. 55 Конституции РФ/. Законы не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Конституционный Суд РФ в Определении от 21.02.2008 г. №93-О-О применительно к ст.39 Конституции РФ указал, что, предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство РФ исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов, при том, что такие периоды, в том числе отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, учитываются в страховом стаже,- относится к полномочиям законодателя и Правительства РФ.
Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) работа в должности … (независимо от наименования должности) дошкольного образовательного учреждения - детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах (комбинатах) включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года и применялся при назначении пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности … дошкольного образовательного учреждения не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" также не было предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим …. в ….. …. таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
При изложенных обстоятельствах в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению только период работы Штыровой Т.К. в должности …. в детском комбинате №х с х.хх.хххх года по х.хх.хххх года включительно. С 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении №868-О-О от 20.11.2008 г., после принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности …. дошкольных образовательных учреждений применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление КС РФ от 24 мая 2001 года N 8-П).
Таким образом, правовых оснований для включения Штыровой Т.К. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода работы в должности …. Детского комбината №х с х.хх.хххх г. по х.хх.хххх г. не имеется.
Таким образом, при включении в специальный стаж Штыровой Т.К. период работы с х.хх.хххх г. по х.хх.хххх г., установленный законом необходимый стаж продолжительностью не менее 30 лет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на момент обращения за её назначением отсутствовал, права на досрочную пенсию у истца не возникло, в связи, с чем оснований для признания отказа ГУ «У» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Штыровой Т.К. удовлетворить частично.
Обязать ГУ «У» включить Штыровой Татьяне Константиновне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы в должности … Детского комбината … с х.хх.хххх года по х.хх.хххх г.
Штыровой Т.К. в удовлетворении исковых требований к ГУ «У» об отмене решения комиссии УПФ РФ по Выксунскому району о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, об обязании включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы в должности … Детского комбината … с х.хх.хххх года по х.хх.хххх г., признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с …. деятельностью и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с х.хх.хххх года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение 10 суток.
Судья - Корокозов Д.Н.