Решение по гражданскому делу об отказе в удолетворении заявления.



Дело № 2- 968/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Выкса        х.хх. 2011 г.

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., с участием помощника Выксунского городского прокурора Кудрячковой Т.Е., заявителей Р., К., Б., представителя заинтересованного лица Печниковой М.Г., при секретаре Ермаченковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Р., К. и Б. о признании результатов голосования по вопросу преобразования муниципального образования недействительными

у с т а н о в и л:

Заявители обратились в суд с требованиями о признании результатов выборов по одномандатному избирательному округу №х по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области и результатов голосования по вопросу преобразования муниципального образования недействительными, считая, что голосование проведено с грубыми нарушениями законодательства, итоги не соответствуют действительности, определить истинную волю избирателей не возможно, в частности в качестве таких нарушений указывается на проведение лотереи в день голосования х.хх.хххх г., проводилось массовое голосование вне помещений для голосования на избирательных участках №№х, …. на территориях ОАО «В» и ООО «О» с нарушением порядка проведения голосования в части оформления заявлений, принятия решения о голосовании вне помещения для голосования, составления реестра для голосования, имелись случаи массовой организованной доставки в помещения для голосования. На указанные нарушения подавались жалобы наблюдателями в участковую и территориальную избирательные комиссии, однако практически все они остались без ответа. Поскольку не возможно определить, кто проголосовал надлежащим образом, а кто с нарушением закона, считают, что не возможно определить реальную волю избирателей в полном объеме. С заявлением обращаются как избиратели.

От требований о признании результатов выборов по одномандатному избирательному округу №х по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области заявители отказались, отказ от требований принят судом и определением от х.хх.хххх г. производство по делу в данной части требований было прекращено.

В судебном заседании заявитель К. обстоятельства, указанные в заявлении подтвердил, дополнительно пояснил, что основаниями для признания результатов голосования по вопросу преобразования муниципального образования недействительными служит внесение изменений в списки избирателей в день голосования, а также сама формулировка вопроса, вынесенного на голосование на местном референдуме, поскольку никакого вновь образованного в соответствии с действующим законодательством муниципального образования не имелось. Сведений о наличии непрерывного графика работы не имелось, голосование вне помещений для голосования производилось необоснованно.

Заявитель Р. поддержал доводы, изложенные в заявлении и заявителем К. в объяснениях по делу, дополнительно пояснил, что нарушением при проведении голосования считает уменьшение численности избирателей на х человек по сравнению с численностью на х.хх.хххх г., что по его мнению было сделано в течение дня голосования для увеличения процента явки избирателей.

Заявитель Б. также поддержал доводы, изложенные в заявлении и другими заявителями.

Представитель заинтересованного лица - председатель территориальной избирательной комиссии Выксунского района Печникова М.Г. в отзыве и своих объяснениях по делу указала, что с требованиями заявителей не согласна, считая, что голосование было проведено в соответствии с требованиями законодательства, избирательные комиссии (территориальная и участковая) осуществляли избирательные действия открыто и гласно, в день голосования заявлений о нарушениях закона в части проведения агитации не поступало. Возможность проголосовать была предоставлена избирателям, находившимся в местах временного пребывания, работавшим на предприятиях с непрерывным циклом работы, на основании их письменных заявлений путем включения их в список участников референдума на участке по месту их временного пребывания. Сведений об искажении воли избирателей, оказании давления на них не представлено, жалоб от граждан о невозможности осознанно и свободно выразить свое волеизъявление не поступало, при рассмотрении вопроса об утверждении итогов голосования и утверждении протоколов участковых комиссий не было подано заявлений и жалоб на нарушения избирательного законодательства при организации работы УИК по обеспечению процедуры голосования, подсчету голосов и утверждению итогов, не было высказано особых мнений. Заявителями не указано, какие именно решения и действия являются незаконными, в чем заключается нарушение их прав на участие в референдуме. К лотерее члены избирательных комиссий никакого отношения не имели, проводилась она вне помещений для голосования. По приведенным выше основаниям просит отказать заявителям в удовлетворении требований.       

Исследовав представленные доказательства, выслушав заключение участвующего по делу прокурора, полагавшей требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд находит, что требования заявителей К., Р. и Б. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом области с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района.

Судом установлено, что х.хх.хххх года на территории Выксунского района состоялось голосование по вопросу преобразования муниципальных образований с формулировкой "Согласны ли Вы на наделение муниципального образования, вновь образуемого в результате объединения поселений, входящих в состав Выксунского района Нижегородской области: ….

Назначено и организовано голосование было в соответствии с законом Нижегородской области «О местном референдуме в Нижегородской области » №226-3 от 30.12.2005 г., Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " № 131-ФЗ от 06.10.2003 года и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " № 67-3 от 12. 06. 2002 г.

Постановлениями избирательной комиссии муниципального образования Выксунский район Нижегородской области №№х, … от х.хх.хххх г. голосование на территории Выксунского района, а также отдельно на территории города Выкса и Выксунского района, было признано состоявшимся, а решение о согласии жителей, проживающих на территории Выксунского района, на преобразование муниципальных образований с приведенной выше формулировкой принятым на голосовании.

Согласно ч.1 ст.259 ГПК РФ «Избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд».

Заявителями оспариваются итоги голосования, которые они просят признать недействительными.

В соответствии со ст.77 Федерального закона № 67-3 от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": «1.1 После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. 4. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума. 5. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов. 9. Отмена судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов референдума недействительными.»

Аналогичные положения содержатся и в ст.62 Закона Нижегородской области «О местном референдуме в Нижегородской области » №226-3 от 30.12.2005 г.

Исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для отмены решения комиссии местного референдума - голосования по вопросу преобразования муниципальных образований, предусмотренных п.4 ст.77 Федерального закона № 67-3 от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п.4 ст.62 Закона Нижегородской области «О местном референдуме в Нижегородской области » №226-3 от 30.12.2005 г.

Судом установлено, что при проведении голосования по вопросу местного референдума х.хх.хххх г. действительно был допущен ряд нарушений, однако данные нарушения не влияют на определение действительной воли участников голосования и не влекут признания его результатов недействительными.

В соответствии с п.3 ст.56 Федерального закона № 67-3 от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума, либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

Как установлено судом х.хх.хххх г. в зданиях, где располагались участковые избирательные комиссии вне помещений для голосования был организован розыгрыш призов под девизом «Голосуй и выигрывай», проводимый Фондом помощи «Благочестие». Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями заявителей, показания допрошенных по их ходатайству свидетелей, являвшихся наблюдателями на избирательных участках - С., Б1., К1., К2., а также показаниями допрошенной в качестве свидетеля председателя УИК №х Ч., представленными фотоснимками и материалами проверки, проведенной ОВД по Выксунскому району по заявлению К. КУСП-х.

Однако суду не представлено доказательств тому, что розыгрыш производился избирательными комиссиями и результат розыгрыша зависел от волеизъявления избирателя. Однако избирательные комиссии, обязанные в силу закона контролировать соблюдение порядка проведения агитации и в случаях, предусмотренных законодательством, предпринимать меры по пресечению противоправных действий, действенных мер по пресечению нарушений закона не предпринимали.

В соответствии с п.1 ст.66 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67-3 от 12.06.2002г. участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании участникам референдума, которые внесены в список участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума.

В соответствии с п.17 ст.17 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации " избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где не возможно уменьшение продолжительности работы (смены) решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования.

В соответствии с п.15 ст.12 Закона Нижегородской области "О местном референдуме в Нижегородской области" участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список участников референдума на участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный участник референдума включен в список участников референдума по месту жительства, через соответствующую избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию). Участковая комиссия в графе "Особые отметки" списка участников референдума делает отметку: "Включен в список участников референдума на участке референдума N " с указанием номера участка референдума.

В списки для голосования на избирательных участках №№х, … были внесены работники ОАО «В» и ООО «О». Формирование списков избирателей было окончено в установленные законом сроки - не позднее 3-х дней до дня голосования, что подтвердили допрошенные в качестве свидетелей члены избирательных комиссий В., П., Ш., М., Ш1., Х. и Ч1. Внесение в списки избирателей на данных участках работников предприятий ОАО «В» и ООО «О» производилось на основании личных заявлений работников, а также списков, поданных представителями работодателя. Одновременно производилась процедура внесения данных об указанных лицах на других участках по месту их жительства до окончания голосования в соответствии со ст.12 Закона НО "О местном референдуме в Нижегородской области", в том числе на основании телефонограмм - сообщений из вышестоящей комиссии референдума, без изменений списков для голосования. Организация доставки работников в помещения для голосования, о чем в качестве нарушения указывалось заявителями, а также наблюдателями С. и К1., законом прямо не запрещена, на формирование воли избирателей не влияет, жалоб от граждан по факту нарушения их прав данными действиями не поступало.

Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования регулируется ст.66 ФЗ "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.50 Закона Нижегородской области "О местном референдуме в Нижегородской области", а именно участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных п.1 ст.65 настоящего Федерального закона, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума.

Однако в нарушение требований закона указанными выше участковыми избирательными комиссиями было организовано голосование вне помещения категории граждан, не указанных в ст.66 ФЗ "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.50 Закона Нижегородской области "О местном референдуме в Нижегородской области", а именно для голосования работников ОАО «В» и ООО «О» по месту работы, что сторонами не оспаривается, подтверждается показаниями всех допрошенных по делу свидетелей - как наблюдателей, так и членов избирательных комиссий, также при проведении голосования вне помещений для голосования допускались нарушения порядка проведения данного голосования, в частности принятия решения о проведении голосования вне помещения для голосования и его объявления, поскольку из показаний секретаря УИК №х П. следует, что списки для голосования вне помещения она готовила накануне, а когда именно принималось решение о проведении данного голосования ей не известно, не смогли этого пояснить также председатель и заместитель председателя данной УИК В. и Ш.. Из показаний председателя УИК №х М. следует, что решение о голосовании вне помещения для голосования принималось накануне дня голосования при поступлении списков из …., а также он подтвердил факт выезда членов УИК на голосование вне помещения без реестра, который он доставил дополнительно через 10 минут после выезда членов комиссии с переносным ящиком.

Принципами проведения в РФ выборов и референдума согласно ст.3 ФЗ "О гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являются: «Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, осуществляется, открыто и гласно».

Как следует из представленных доказательств избирательные комиссии Выксунского района при проведении голосования х.хх.хххх г. действовали открыто и гласно, действия избирательных комиссий были направлены на предоставление избирателям максимума возможностей для участия в голосовании, участие наблюдателей в избирательном процессе было обеспечено.

На заседаниях участковых избирательных комиссий при рассмотрении вопроса об утверждении итогов голосования и утверждении протоколов участковых комиссий не было подано заявлений и жалоб на нарушения избирательного законодательства при организации работы УИК по обеспечению процедуры голосования, как в помещении, так и вне помещения для голосования, подсчёту голосов и утверждению итогов голосования на территории участка, никем не было высказано особого мнения.Итоги голосования выражаются исключительно в количественных показателях голосования (число голосов поданных за и против, число избирателей принявших участие в голосовании). Представленные доказательства не свидетельствуют о том, что при проведении голосования были     допущены нарушения     норм     избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, либо не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования, а равно их принуждения.

Доводы заявителей о том, что часть бюллетеней в результате допущенных нарушений являются незаконными, их невозможно вычленить из общей массы, в связи, с чем нельзя достоверно определить подлинную волю избирателей, судом отвергаются, поскольку недействительными бюллетени по данным основаниям признаны быть не могут, содержат подлинное волеизъявление избирателей.

Также судом отвергаются доводы заявителей об искажении результатов голосования путем исключения в день голосования из списков избирателей х человек для получения уровня явки избирателей выше х%, поскольку по сведениям ТИК Выксунского района по состоянию на х часов утра х.хх.хххх г. в списки избирателей было включено х гражданина, обладающих активным избирательным правом, на момент окончания по состоянию на х часов в списках для голосования значились х жителя Выксунского района, уменьшение составило х человека или х%, явка на избирательные участки составила х% (х человек), то есть изменение числа избирателей, внесенных в списки для голосования, существенно не могло повлиять на обеспечение необходимой явки избирателей в соответствии с п.9 ст.54 Закона Нижегородской области "О местном референдуме в Нижегородской области" и принятого по итогам голосования решения. Жалоб от граждан на непредоставление им возможности для голосования в избирательные комиссии не поступало. Изменение количества лиц, обладающих активным избирательным правом, обусловлено предоставлением сведений для регистрация (учета) участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии со ст.11 Закона Нижегородской области "О местном референдуме в Нижегородской области" - данные регистрационного учета (об изменении места пребывания и жительства, смены паспорта), сведения из ЗАГСа (в том числе о смерти), а также о нахождении граждан в рядах Вооруженных сил РФ и местах лишения свободы, поступающие ежемесячно в администрацию муниципального района. Доказательств иного суду не представлено.

При установленных судом обстоятельствах в удовлетворении заявления должно быть отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.261, 194-199 ГПК РФ суд

Р е ш и л:

Р., К. и Б. в удовлетворении заявления о признании результатов голосования по вопросу преобразования муниципального образования недействительным отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение 10 дней.

Судья - Корокозов Д.Н.