РЕШЕНИЕ Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Власовой И.Н., при секретаре Бистерфельд С.А., с участием представителя заявителя А. – К., представителя должностного лица главы Администрации Выксунского муниципального района К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1516/2011 г. по заявлению А. об обжаловании действий должностного лица, у с т а н о в и л: А. обратилась с заявлением об обжаловании действий должностного лица - главы администрации Выксунского муниципального района К. в части вынесения Постановления №х от х.х.2011г. Свои требования заявитель А. мотивирует тем, что является собственником нежилого отдельно стоящего здания столярной мастерской общей площадью х кв.м., находящегося по адресу: ….. на основании договора купли-продажи …. В соответствии со ст.36 ЗК РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. С целью реализации своего права на приобретение земельного участка в собственность истец обратилась в администрацию Выксунского муниципального района х.х.2010г. Постановлением главы администрации №х от х.х.2010г. определено предоставить ей за плату в собственность земельный участок площадью х кв.м., находящийся по адресу:…. участок «В» здание №х кадастровый номер х, на котором расположено здание столярной мастерской и дано поручение КУМИ администрации Выксунского муниципального района осуществить продажу земельного участка по цене, действующей на момент заключения договора-купли продажи. Согласно ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Согласно ч.2 ст.2 Закона РФ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами РФ, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а так же за пределами границ населенных пунктах в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Согласно ст.36 ЗК РФ договор купли-продажи земельного участка должен быть заключен в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка органом местного самоуправления. Таким образом, крайний срок заключения договора купли-продажи 12.11.2010г. На указанный день ставка налогообложения на данный земельный участок составляла х рублей. Десятикратный размер составляет именно такую цену. Истец х.х.2010г. оплатила сумму х рублей х коп. согласно платежного поручению №х от х.х.2010г. Однако в представленном истцу х.х.2010г. проекте договора цена договора была указана в размере х рубля. Ответчик мотивирует это тем, что постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010г. №358 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» изменена кадастровая стоимость земельных участков. Истец обратилась в суд в порядке преддоговорного спора. Глава администрации Выксунского муниципального района … непосредственно перед судебным заседанием постановлением от х.х.2011г. №х отменил ранее вынесенное постановление о передаче ей земельного участка в собственность. Однако согласно ст.36, 28 ЗК РФ администрация не вправе отказать А. в заключении договора о передаче земельного участка в собственность. Поскольку для этого отсутствуют установленные законом основания. Кроме того, истцу был направлен проект договора, то есть сделана оферта. Согласно ст.436 ГК РФ полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте, либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано. Истец ответила на оферту. Поскольку КУМИ в силу закона обязано заключить с истцом договор, то применяются правила для заключения договора, предусмотренные ч.2 ст.445 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора) и А. в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучения извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. В связи с этим спор об условиях договора и был передан в суд. При вынесении постановления №х от х.х.2011г. глава администрации нарушил право истца на приобретение земельного участка в собственность. Заявитель просит признать действия главы администрации Выксунского муниципального района … при вынесении постановления №х от х.х.2011г. незаконными, нарушающими ее права и законные интересы. Признать постановление №х от х.х.2011г. незаконным и недействующим с момента вынесения решения суда. Представитель заявителя К. (на основании доверенности х.х.2011г. №х), требования заявителя поддержал в полном объеме, считает, что Постановление №х от х.х.2011г. «Об отмене постановления Администрации Выксунского муниципального района от х.х.2010г. №х», вынесено незаконно. Глава администрации не имел права выносить такое постановление в силу Гражданского кодекса РФ, так как оферта не может быть отозвана. Просит признать Постановление №х от х.х.2011г. незаконным и недействующим с момента вынесения решения суда. От требований в части признания действия Главы администрации Выксунского муниципального района … при вынесении постановления №х от х.х.2011г. незаконными представитель заявителя отказался. Последствия отказа от требований представителю заявителя разъяснены и понятны. Представитель должностного лица КУМИ администрации Выксунского муниципального района К. не согласен с заявлением А., пояснил, что постановлением от х.х.2003г. данный земельный участок выделен ОАО «В» в аренду сроком на х лет, на основании чего был заключен договор аренды №х. В октябре 2010г. А. обратилась в КУМИ с заявлением о приобретении земельного участка в собственность, первоначально было вынесено постановление №х от х.х.2010 года «О предоставлении земельного участка в собственность А.», но возник спор по определению цены данного земельного участка, расположенного по адресу …, участок «В», здание №х По этому участку, провели проверку, в результате которой было обнаружено, что градостроительный регламент не был принят во внимание при вынесении постановления №х от х.х.2010 года «О предоставлении земельного участка в собственность А.», а именно не учтен тот факт, что до 2013 года земельный участок расположенный по адресу …., участок «В», здание №х может быть предоставлен только в аренду. Им была подготовлена докладная записка на имя Главы Администрации Выксунского муниципального района из которой следует, что х.х.2010 года на основании личного заявления А. администрацией Выксунского муниципального района было вынесено Постановление №х «О предоставлении земельного участка в собственность А.» Текстом постановления разрешалось расторгнуть договор аренды земельного участка от х.х.2003 г.№х с арендатором А. и предоставить его за плату в собственность А.. Проверка материалов, послуживших основанием для вынесения Постановления, выявила, что в период его подготовки специалистами КУМИ не учтены требования частей 1 и 2 ст.36 главы 4 Градостроительного кодекса. 1. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. 2. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 2)возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства. З) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Не учтены требования статьи 85 Земельного кодекса РФ. ч.2 Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, рекреационного и иных видов использования земельных участков. ч.3 Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Участок с кадастровым № х имеет Градостроительный регламент строительства объекта, использования земельного участка и их допустимых изменений в ходе эксплуатации № х. Настоящий регламент прилагается в качестве неотъемлемой части к документу, удостоверяющему право на землю. Установленный регламент сохраняется в случае перехода права аренды на земельный участок другому лицу, т.е. должен был быть передан прежним арендатором А.. В регламенте №х указано: Установленный вид права и разрешенное использование земельного участка - Право аренды земельного участка сроком на х лет площадью х кв.м. Впервые участок был предоставлен в аренду Постановлением администрации Выксунского муниципального района №х от х.х.2003 года арендатору ОАО «В». Эта дата является началом действия градостроительного регламента, в отношении этого участка. Затем право аренды перешло А., вместе с прописанными в градостроительном регламенте ограничениями. Указанный документ теряет силу х.х.2013 года. В период с 2003 по 2013 год необходимо учитывать его требования при обращении арендаторов, желающих изменить правовой статус участка. Перед подачей заявления А. о предоставлении земельного участка в собственность, ей было необходимо обратиться в Отдел архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района с заявлением о внесении изменений в градостроительный регламент использования земельного участка, в части изменения установленного вида права и разрешенного использования земельного участка. С таким заявлением А. в Отдел архитектуры и градостроительства не обращалась. В просьбе А. о расторжении договора аренды и продажи участка в личную собственность, изложенных в ее заявлении от х.х.2010 г, следовало отказать. А. направили уведомление об отмене постановления. Права А. не нарушены и в 2013 году она вправе приобрести этот участок в собственность по истечении срока аренды. Выслушав представителя заявителя К., представителя должностного лица Королева В.В., заместителя начальника отдела архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района С., исследовав письменные материалы дела, суд находит требования А. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В силу ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям. В ходе судебного разбирательства установлено, что А. является собственником нежилого отдельно стоящего здания, общей площадью х кв.м. на основании договора купли-продажи от х.х.2010 г., заключенного с ОАО «В». Согласно указанному договору купли-продажи, право собственности на указанное здание возникло у ОАО «В» на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от х.х.2008 г. и было зарегистрировано в государственном порядке х.х.2008 г., регистрационная запись №х. Земельный участок под зданием, общей площадью х кв.м., находился у продавца ОАО «В» в аренде сроком на х лет в соответствии с договором аренды от х.х.2003 г. №х, заключенного с КУМИ Администрации Выксунского муниципального района на основании постановления администрации Выксунского района Нижегородской области от х.х.2003 г. №х. В соответствии с градостроительным регламентом, который прилагается в качестве неотъемлемой части к документу, удостоверяющему права на землю, у ОАО «В» в качестве установленного вида права и разрешенного использования земельного участка определено – право аренды сроком на х лет. Установленный регламент сохраняется в случае перехода права на земельный участок другому лицу. Указанный земельный участок, общей площадью х кв.м., расположенный по адресу: ….., поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер – х, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения объектов деревообрабатывающей промышленности. Право собственности на здание общей площадью х кв.м. А. зарегистрировано в государственном порядке. Свидетельство о государственной регистрации права х. Судом установлено, что указанный земельный участок после приобретения здания в собственность, находится у А. в аренде. На основании постановления Администрации Выксунского муниципального района от х.х.2010 г. №х, А. по ее заявлению был предоставлен за плату в собственность земельный участок, расположенный по адресу: ……. кадастровый номер х, общей площадью х кв.м. Постановлением администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от х.х.2011 г. №х ранее принятое постановление администрации Выксунского муниципального района от х.х.2010 г. №х отменено в связи с приведением в соответствие с градостроительными регламентом. В соответствии с ч.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст.85 Земельного кодекса РФ, … Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, регреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. В соответствии с градостроительным регламентом, который прилагается в качестве неотъемлемой части к документу, удостоверяющим права на землю, у ОАО «В» в качестве установленного вида права и разрешенного использования земельного участка установлено – право аренды сроком на х лет, с момента предоставления земельного участка в аренду, на основании постановления администрации Выксунского района Нижегородской области от х.х.2003 г. №х «О предоставлении земельных участков в аренду ОАО «В». Установленный регламент сохраняется в случае перехода права на земельный участок другому лицу. Как следует из показаний заместителя начальника отдела архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района С., Постановлением администрации Выксунского муниципального района от 27.09.2002 года №2000 был утвержден «Временный порядок подготовки градостроительных требований к использованию земельных участков на территории Выксунского района.» На практике, если меняется вид права и разрешенное использование земельного участка, то градостроительный регламент готовится заново сотрудниками отдела. Решение об изменении вида права и разрешенного использования принимает КУМИ администрации Выксунского муниципального района, начальник отдела архитектуры и градостроительства только подписывает подготовленный градостроительный регламент. Для изменения вида права и разрешенного использования земельного участка А. следовало обратиться с заявлением в КУМИ Выксунского муниципального района на имя главы администрации Выксунского муниципального района. После того, как заявление рассмотрено, на нем ставиться резолюция с указанием, либо аренда, либо собственность и до вынесения постановления о предоставлении земельного участка оно направляется в отдел архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района на согласование. В полномочия отдела архитектуры входит только градостроительная деятельность. Вопрос об изменении правового режима земельного участка не входит в полномочия отдела архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района. Таким образом, довод представителя должностного лица К. о том, что заявителю А. до подачи заявления о предоставлении ей земельного участка в собственность, необходимо было первоначально обратиться в отдел архитектуры и градостроительства Выксунского муниципального района с заявлением о внесении изменений в градостроительный регламент в части изменения вида права и разрешенного использования земельного участка, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания. В судебном заседании установлено, что А. обратилась с заявлением о расторжении договора аренды земельного участка от х.х.2003 года № х и предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: ….. кадастровый номер х, рассмотрев данное заявление А. х.х.2010 года № х было вынесено Постановление о предоставлении земельного участка в собственность А.. Данное решение было принято должностным лицом Главой администрации Выксунского муниципального района К. в рамках его должностных полномочий определенных в п.10 ст.38 Устава Выксунского муниципального района Нижегородской области. Таким образом, вывод, содержащийся в докладной записке на имя главы Администрации Выксунского муниципального района о том, что при переходе права собственности на здание на основании договора купли-продажи от х.х.2010 г., А. до х.х.2013 г. земельный участок может быть предоставлен только в аренду, является ошибочным. Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если собственник строения приобрел право аренды земельного участка, то это не исключает его права на приобретение впоследствии названного земельного участка в собственность. Данное право основано на положениях ст.15 и п.4 ст.28 ЗК РФ. В силу п.2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности за исключением случаев изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок. С учетом вышеизложенного, суд делает вывод, что Постановление администрации Выксунского муниципального района Нижегородской области от х.х.2011 г. №х, которым ранее принятое постановление администрации Выксунского муниципального района от 12.10.2010 г. №3205 «О предоставлении земельного участка в собственность А.» отменено в связи с приведением в соответствие с градостроительными регламентом, не основано на законе. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: Заявление А. удовлетворить. Признать постановление Администрации Выксунского района Нижегородской области от х.х.2011г. №х об отмене Постановления Администрации Выксунского района от х.х.2010 года № х незаконным и недействующим с момента принятия. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение 10 суток. Судья- И.Н. Власова