Решение по гражданскому делу о частичном удолетворении исковых требований.



Дело № 2-1854/2011

Р Е Ш Е Н И Е                                                  

Именем Российской Федерации

х.хх. 2011 г.                                                            г. Выкса

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., с участием истца Панкратовой В.Ю., представителя ответчика Плотниковой В.П., при секретаре Ермаченковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкратовой В.Ю. к ГУ «УПФ» о признании права на досрочную пенсию

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с иском к УПФ РФ по Выксунскому р-ону об отмене решения комиссии УПФ РФ по Выксунскому району о признании отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, об обязании включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы в должности …, … ….. признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с …. деятельностью и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с х.08.2011 года, мотивируя свои требования тем, что отказ территориального органа ПФР включить в её специальный стаж период работы в должности … и как следствие отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости нарушает принцип равенства, установленный Конституцией РФ, по сравнению с теми работниками, которые, как и она, занимались …. …., выполняя ….. те же функции, что и ….. в учреждениях здравоохранения.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала и просила суд их удовлетворить, пояснила, что в указанный период она осуществляла ….. деятельность …., отработав … более 30 лет. Аттестацию и повышение квалификации проходит при …..

Представитель ответчика УПФ РФ по Выксунскому р-ону Плотникова В.П. иск не признала и пояснила, что действительно истец обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с …. деятельностью х.08.2011 года. На основании подп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости ранее достижения пенсионного возраста назначается лицам, не менее 30 лет осуществлявшим …. и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городах независимо от их возраста. На день обращения специальный стаж у истца отсутствовал, поскольку периоды работы в должности …., а затем …. не подлежат включению в специальный стаж, т.к. учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж, в связи, с чем в назначении пенсии Панкратовой было отказано. При этом значение имеет не наименование …., а сам факт работы в указанном учреждении. Фактическое выполнение Панкратовой В.Ю. функциональных обязанностей …. - оказание медицинской помощи не оспаривается.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено «лицам, осуществлявшим …. и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста».

Досрочная трудовая пенсия по старости назначается медицинским работникам при соблюдении условий: должность и учреждение были предусмотрены Списками, которые являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. В соответствии с п.2 ст.27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим … и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим … и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Как установлено судом, х.08.2011 года Панкратова В.Ю. обратилась в УПФ РФ по Выксунскому району за назначением ей досрочной трудовой пенсии в связи …. деятельностью, в чём ей было отказано, что подтверждается служебным письмом ГУ УПФ РФ по Выксунскому району, составленным на основании протокола решения комиссии при УПФ РФ по Выксунскому р-ону №х от х.08.2011 года. При этом отказ мотивирован тем, что специальный стаж у Панкратовой В.Ю. отсутствует, в специальный стаж работы не включены период работы истца в должности ….., в должности ….., в должности ….

Сочтя неправомерным отказ УПФ зачесть в специальный стаж указанные периоды работы Панкратова В.Ю. обратилась в суд. Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии с представленной копией трудовой книжки Панкратова В.Ю. работала в должности ….., …. в должности … по настоящее время.

В соответствии с Приказом №271 от 18.10.1999 г. в целях упорядочения наименования детских дошкольных учреждений и приведения их названия в соответствие с действующим законодательством бывшие дошкольные учреждения Выксунского завода Дробильно-размольного оборудования - детские комбинаты №24, 27, 35, 36 стали именоваться «ясли-сад» под соответствующим номером, а также указано на необходимость внесения соответствующие изменения в трудовые книжки бывших работников завода.

Положения ст.6 ч.2, ст.15 ч.4, ст.17 ч.1, ст.ст.18, 19 и ст.55 ч.1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Приданное указанным нормам толкование Конституционным судом РФ в Определении от 05.11.2002 г. № 320-О предусматривает, что, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа, предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П в целях реализации пенсионных прав граждан при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативно-правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсий, которые действовали в период выполнения данной работы.

Согласно ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется выплата государственной пенсии, установленной законом. Конституция имеет высшую юридическую силу и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить ей /ст. 15/. В РФ не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина /ст. 55 Конституции РФ/. Законы не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Конституционный Суд РФ в Определении от 21.02.2008 г. №93-О-О применительно к ст.39 Конституции РФ указал, что, предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство РФ исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов, при том, что такие периоды, в том числе …., учитываются в страховом стаже,- относится к полномочиям законодателя и Правительства РФ.

Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года регулированию (Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) работа в должности …. включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, …. и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который был введен в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 1993 года и применялся при назначении пенсии в связи с …. и иной работой по охране здоровья населения. В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры дошкольного образовательного учреждения не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с …. и иной работой по охране здоровья населения.

Ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с …. и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с …. и иной работой по охране здоровья населения", ни Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, …. и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" также не было предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим ….. …. в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.

При изложенных обстоятельствах в специальный стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подлежит включению только период работы Панкратовой В.Ю. в должности ….. включительно. С 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении №868-О-О от 20.11.2008 г., после принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 октября 1993 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с …. и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности …. применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление КС РФ от 24 мая 2001 года N 8-П).

Таким образом, правовых оснований для включения Панкратовой В.Ю. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периодов работы в должности …., в должности старшей ….., в должности …... по х.08.2011 г. не имеется.

Таким образом, при включении в специальный стаж Панкратовой В.Ю. периодов работы …., установленный законом необходимый стаж продолжительностью не менее 30 лет для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на момент обращения за её назначением отсутствовал, права на досрочную пенсию у истца не возникло, в связи, с чем оснований для признания отказа ГУ «УПФ» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Панкратовой В.Ю. удовлетворить частично.

Обязать ГУ «УПФ» включить Панкратовой В.Ю. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, период работы в должности ….

Панкратовой В.Ю. в удовлетворении исковых требований к ГУ «УПФ» об отмене решения комиссии УПФ РФ по Выксунскому району и признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, об обязании включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды работы в должности …. по х.08.2011 г., признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с …. деятельностью и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения, то есть с х.08.2011 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение 10 суток.

Судья - Корокозов Д.Н.