Решение по иску о признании права собственности и устранении препятствий в пользовании



Дело №2-768/2012

Решение

Именем Российской Федерации

20 августа 2012 г. г. Выкса

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Володиной А.А., при секретаре Соловьевой О.М., с участием истца Пантелеева К.С., его представителя Каконина И.В., представителя соответчика Власенко А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пантелеева К.С. к Отделу МВД России по Выксунскому району, Центральной акцизной таможне о признании права собственности и устранении препятствий в пользовании,

установил:

Пантелеев К.С. обратился в суд с иском к Отделу МВД России по Выксунскому району о признании права собственности и устранении препятствий в пользовании. Иск мотивирован тем, что ххх г. по договору купли-продажи Пантелеевым К.С. был приобретен автомобиль
хххх года он обратился в РЭО ГИБДД ОВД по Выксунскому району в целях государственной регистрации транспортного средства, приложив все необходимые документы. Заявление было возвращено с надписью, что в регистрации отказано в связи с проверкой.

Проведенная проверка в порядке ст. 144 УПК РФ, подтвердила, что номера на номерных агрегатах подлинные, паспорт транспортного средства подлинный. В результате проведенной проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в соответствии с которым истец является добросовестным приобретателем, никаких признаков преступлений или правонарушений в его действиях не выявлено, возвращен ПТС. Истец считает, что автомобиль приобрел на законных основаниях, никаких препятствий для заключения договора и постановки на учет транспортного средства не установлено.

Хххх года истец вновь обратился в РЭО ГИБДД ОМВД России по Выксунскому району с заявлением о постановке на учет автомобиля. Однако в этот же день письменно было отказано в постановке на учет транспортного средства. При отказе в государственной регистрации гос.инспектор П. сослался на административный регламент МВД РФ и приказ МВД №1001 в той части, что регистрация не производится при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных). Особенно инспектором были выделены слова «или регистрационным данным». Согласно указанной нормы регистрация не производится при обнаружении несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах или регистрационным данным. Какое несоответствие самого транспортного средства или номерных агрегатов и каким регистрационным данным было обнаружено, осталось неизвестным.

Неосуществление государственной регистрации существенно влияет на права и законные интересы истца, он не может пользоваться своей собственностью надлежащим образом, что является нарушением ст.35 Конституции РФ. Истец лишен одного из элементов права собственности, предусмотренным ст.209 ГК РФ, а именно права пользования по прямому назначению.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О безопасности дорожного
движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в
дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением
транспортных средств, участвующих в международном движении или
ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести
месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи
соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без
документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям
безопасности дорожного движения, запрещается. Никаких данных о
несоответствии транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения не выявлено.

Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, право собственности на автомобиль перешло к истцу ххх, однако оно фактически оспаривается ответчиком, поскольку он ограничивает право пользования. Истец просит: 1) признать за ним право собственности на автомобиль …. VIN ….; 2) устранить препятствия в пользовании автомобилем, обязав Отдел МВД России по Выксунскому району поставить на государственный регистрационный учет транспортное средство - автомобиль ….. VIN …… и выдать номерные знаки.

К участию в деле в качестве соответчика была привлечена Центральная акцизная таможня.

Истец Пантелеев К.С. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель истца Каконин И.В. также поддержал исковые требования, считает иск подлежащим удовлетворению. Пантелеев К.С. приобрел автомобиль законно. Договор купли-продажи соответствует требованиям, предъявляемым к простой письменной форме, никто не заявлял требований о недействительности договора. Таким образом, Пантелеев К.С. согласно позиции, высказанной в постановлении Конституционного Суда от…..г. № хх, является добросовестным приобретателем и полноправным собственником автомобиля. И хотя в указанном постановлении Конституционного Суда речь идет о восстановлении транспортного средства на регистрационном учете, может быть применена аналогия, права добросовестного приобретателя должны быть соблюдены и при отказе в осуществлении регистрационных действий. Что касается таможенных правоотношений, то Пантелеев не является их участником. Транспортное средство соответствует требованиям безопасности дорожного движения. В случае установления такого несоответствия должны быть другие основания для отказа в постановке на учет транспортного средства. Также представитель пояснил, что ранее истец обращался в суд с иском к отделу МВД России по Выксунскому району об обязании совершения действий. Решением от ….г. в иске ему было отказано. Однако, проверка в порядке ст.144 УПК РФ на момент принятия решения судом не была окончена. После окончания проверки Пантелеев ….г. вновь обратился в РЭО ОГИБДД ОМВД России по Выксункому району с заявлением о постановке на учет автомобиля и после получения отказа вновь обратился в суд. Таким образом, исковое заявление по настоящему делу имеет и другие основания.

Представитель ответчика – Отдела МВД России по Выксунскому району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В предыдущих судебных заседаниях представитель Смирнова Т.А. исковые требования не признавала. В материалах дела имеется письменное возражение, в котором указано, что хххх года в РЭО ГИБДД Отдела МВД России по Выксунскому району обратился гр. Пантелеев К.С. с заявлением о регистрации транспортного средства ….. При проверке данной автомашины и документов, гос. инспектором РЭО ГИБДД П. по федеральной информационной системе было установлено, что по последнему месту регистрации транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства, автомашина не регистрировалась. На основании данного факта сообщение было зарегистрировано в КУСП и была назначена проверка, по итогам проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Требование истца об обязании поставить на государственный регистрационный учет транспортное средство неправомерны.

Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка. Приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность подразделения ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

По смыслу статьи 302 ГК РФ признание добросовестным приобретателем является одной из форм защиты такого приобретателя от притязаний собственника, предъявившего иск об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения.

Однако, право Пантелеева на автомобиль никем не оспаривалось, притязаний третьих лиц на него не имеется. Поэтому обстоятельства, свидетельствующие о добросовестности приобретения им имущества, в данном случае правового значения не имеют и не влияют на оценку действий (бездействия) должностных лиц органов РЭО ГИБДД.

Органы РЭО ГИБДД не могут являться надлежащим ответчиком по требованиям о признании права собственности на автомобиль. Правомерность регистрационных действий (бездействия) не зависит от того, собственником или добросовестным приобретателем предъявлено автомототранспортное средство, и должна определяться на основе правовых норм, регулирующих допуск транспортных средств к эксплуатации и порядок их регистрации в органах ГИБДД.

В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с п.7 приказа МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001 к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств.

Исходя из положений пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.

Согласно подпункту "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.

В соответствии с пунктом 33 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008г. №1001, при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся.

Поскольку согласно базы данных ФИС ГИБДД МВД России было установлено, что по последнему месту регистрации транспортного средства указанного в ПТС автомашина Фольксваген поло не регистрировалась, нет правовых оснований возлагать на РЭО ГИБДД ОВД обязанность по проведению регистрационных операций в отношении указанной автомашины.

Отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его эксплуатации. В частности, таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.

Органы РЭО ГИБДД, отказывая в совершении регистрационных действий, действуют согласно закону и в пределах своих правомочий, ограничивая права определенного круга лиц на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие меры, в частности, способствуют борьбе с угонами транспортных средств, их незаконным оборотом и, следовательно, направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц - их законных владельцев.

Согласно пункту 6 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел РФ N 496, Министерства промышленности и энергетики РФ N 192, Министерства экономического развития и торговли России N 134 от 23 июня 2005 года (зарегистрирован в Минюсте РФ 29 июля 2005 года N 6842), таможенными органами паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации, оформленные ими после 1 июля 1997 года. Отдел МВД России по Выксунскому району является ненадлежащим ответчиком по требованию выдачи ПТС транспортного средства на автомобиль истца.

Установлено, что указанный автомобиль в базе данных Центральной акцизной таможни, указанной как выдавшей ПТС, не значится.

В соответствии с ТК РФ свободный оборот товаров ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и т.д.

Товары и транспортные средства, в отношении которых не завершено таможенное оформление, не могут быть выпущены для свободного обращения.

Представитель ОМВД России по Выксунскому району Смирнова Т.А. в предварительном судебном заседании поясняла, что Пантелеев К.С. не проявил достаточную степень осмотрительности и заботливости. Между тем, при покупке автомобиля мог доехать до ближайшего поста ГИБДД, чтобы «по Базе пробить номера автомобиля», случаев отказа в такой помощи гражданам со стороны правоохранительных органов, по мнению представителя, не бывает.

Представитель соответчика – Центральной акцизной таможни Власенко А.И. исковые требования не признал, пояснил, что Центральная акцизная таможня не нарушает права и интересы Пантелеева К.С., никаких требований к нему не предъявляла. Формально Пантелеев К.С. имеет возможность обратиться в таможенный орган с вопросом о легализации автомобиля, не прошедшего таможенное оформление, однако в настоящее время не возможна выдача ПТС на автомобили, не соответствующие экологическому классу «Евро - 4», автомобиль 1997г. выпуска данным требованиям не отвечает. Покупая данный автомобиль, истец не проявил достаточную степень заботливости и осмотрительности, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.04.2001г. № 7-П, позволяет говорить о его вине в форме неосторожности. Однако, Пантелеев К.С. не лишен возможности предъявить соответствующую претензию к продавцу. Согласно материалам дела ПТС на данное транспортное средство был выдан таможенным органом в 2002 году. Однако, на оттиске печати в ПТС значится наименование органа – Центральная акцизная таможня. В 2002г. такого органа не существовало, был Государственный таможенный комитет. Это свидетельствует о том, что ПТС поддельный. Кроме того, согласно базе данных ПТС за таким номером выдан на другой автомобиль, который действительно был ввезен на территорию РФ и за ввоз которого были уплачены таможенные платежи. Представитель не исключает того, что автомобиль в свое время мог быть угнан, может иметь место высокого качества подделка агрегатов и номеров. Также представитель пояснил, что сотрудники таможни обязаны разъяснять гражданам действующее таможенное законодательство и в случае обращения Пантелеева перед покупкой автомобиля могли разъяснить ему соответствующие положения, кроме того, не отказали бы в предоставлении данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

В материалах дела имеется также отзыв Центральной акцизной таможни, в котором указано, что согласно имеющейся в таможне информации, совершение таможенных операций в отношении автомобиля…., хххх года выпуска, идентификационный номер ….. не осуществлялось.

В соответствии со сведениями, имеющимися у ЦАТ, меры, направленные на розыск спорного транспортного средства таможней не предпринимались, соответствующее уголовное дело таможней также не возбуждалось. Вместе с тем, в соответствии с информацией, полученной из центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов установлено, что бланк ПТС серии хххх выдан хххх Павельцевским таможенным постом Московской Северной таможни на транспортное средство … идентификационный номер….., ххх года выпуска,, оформленного по …….

На представленном заявителем ПТС серии хх хххх имеется гербовая печать «Центральная акцизная таможня Федеральная таможенная служба», дата выдачи указанного ПТС –хххх.

По данному факту необходимо отметить следующее.

В соответствии с п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее - ГТК России) преобразован в Федеральную таможенную службу (далее - ФТС России).

В связи с вышеуказанными изменениями в структуре таможенных органов приказом ФТС России от 15 сентября 2006 года № 883 Центральная акцизная таможня передана из подчинения Центральному таможенному управлению в непосредственное подчинение ФТС России. Соответственно, данные структурные изменения отражаются в образце гербовой печати таможни. С 21.09.1999 по 09.12.2003 в пользовании ЦАТ находилась гербовая печать, отражающая подчиненность таможни ГТК России. Согласно Акту «Об уничтожении гербовых печатей» от 08.05.2008 № 1ГП/2008 указанная гербовая печать таможни уничтожена.

Образец гербовой печати на представленном заявителем ПТС серия ххххх введен в пользование таможни Приказом ЦАТ от 11.02.2008 № 211 «О введении в действие печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» (с изменениями) с 01.03.2008.

Соответственно, гербовая печать, имеющаяся на представленном Заявителем ПТС не могла быть проставлена ЦАТ 15.11.2002, что является признаком, свидетельствующим о его недействительности.

Данный факт также подтверждает то обстоятельство, что ЦАТ ПТС серия хххх на автомобиль….., хххх года выпуска, идентификационный номер ….. не выдавался.

Таким образом, происхождение ПТС серия хххх и его подлинность не установлены.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия факта совершения таможенных операций в отношении оспариваемого транспортного средства в регионе деятельности Центральной акцизной таможни, таможенным органом не совершались действия и не выносились решения, которые нарушали бы права, свободы и законные интересы Заявителя.

Какие-либо обращения от Заявителя в таможню не поступали, препятствия со стороны ЦАТ в каком-либо виде не совершались.

Выдача таможенными органами Российской Федерации ПТС является дополнительной функцией, возложенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

ПТС выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134 (далее - Положение о ПТС).

В соответствии с п. 6 Положения о ПТС таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года.

В соответствии с п. 57 Положения о ПТС паспорта выдаются таможенными органами, в том числе

- после завершения таможенного оформления (совершения таможенных операций) ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств;

- после проведения таможенного контроля в иных случаях ввоза в Российскую Федерацию, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации отменено таможенное оформление транспортных средств или шасси в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 п. 9 Положения о ПТС копии паспортов, выполненные любым способом, в том числе фотокопии или светокопии, не могут служить заменой подлинников паспортов.

На основании п. 15 Положения о ПТС паспорта хранятся у собственников или владельцев транспортных средств или шасси.

Согласно п. 67 Положения о ПТС сведения о выданных таможенными органами паспортах вносятся, учитываются и хранятся в автоматизированной базе данных на оформленные таможенным органом транспортные средства или шасси, ведение которых осуществляется определенными Федеральной таможенной службой комплексами программных средств ЕАИС «Автоконтроль».

Таким образом, собственникам или иным лицам, законно владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами выдаются на руки оригиналы ПТС, таможенные органы осуществляют, лишь учет сведений о паспортах в соответствующих базах данных.

В случае совершения сделок, направленных на отчуждение и приобретение права собственности на транспортные средства, соответствующие графы заполняет собственник или владелец транспортного средства самостоятельно.

Поскольку прежний собственник или владелец транспортного средства вносит вышеуказанную информацию в ПТС самостоятельно, а также передает новому собственнику оригинал ПТС, данные сведения в базах данных таможенных органов не отражаются.

Положением о ПТС не предусмотрена возможность повторной выдачи оригинала ПТС.

Дубликаты ПТС выдаются таможенными органами собственникам или владельцам на не зарегистрированные ранее транспортные средства в отношении утраченных или похищенных паспортов.

Учитывая изложенное, на основании Положения о ПТС таможенные органы выдают однократно подлинники ПТС только собственникам или иным законным владельцам транспортных средств, в базах данных таможенных органов ведется только учет сведений о выданных паспортах.

Относительно снятия ограничения по пользованию транспортным средством необходимо пояснить следующее.

Основными документами, регулирующими правоотношения, связанные с совершением таможенных операций и таможенным контролем товаров и транспортных средств, является Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС), а также Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании).

В соответствии с абз. 2 п, 3 ст. 3 ТК ТС при перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день фактического пересечения товарами таможенной границы.

Согласно абз. 3 п. 3 ст. 3 ТК ТС если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день выявления нарушений требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза. В соответствии со ст. 153 ТК ТС пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного Союза.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен гл. 49 ТК ТС, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение), гл. 45 Федерального закона о таможенном регулировании.

В соответствии со ст. 17 Соглашения товары для личного пользования, ввезенные физическими лицами на территорию государства-члена таможенного союза до вступления в силу ТК ТС, со дня вступления в силу указанного Кодекса считаются товарами таможенного союза.

Исключение составляют автомобили, ввезенные после 01.01.2010 на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающихся от установленных приложением 5 к Соглашению. Такие товары считаются иностранными до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению, или до 01.01.2013.

Таким образом, только в отношении транспортных средств, являющихся товарами Таможенного союза, совершение таможенных операций и таможенный контроль при ввозе в Российскую Федерацию не производятся.

Согласно п. 1 ст. 321 Федерального закона о таможенном регулировании в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств-членов Таможенного союза, подлежат уплате ввозные таможенные пошлины по ставкам, действующим в Российской Федерации, а также подлежат соблюдению запреты и ограничения, применяемые в Российской Федерации при ввозе товаров, если эти товары не являются:

1) происходящими с таможенной территории Таможенного союза (территории государства-члена Таможенного союза);

2)               выпущенными для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза;

3)               изготовленными из товаров, происходящих с таможенной территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территории государств-членов Таможенного союза.

Согласно п. 3 ст. 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Учитывая, что обязанность по уплате таможенных платежей в отношении спорного автомобиля таможней на Заявителя не возлагалась, собственник транспортного средства, как лицо, наделенное в соответствии со ст. 65 ТК ТС полномочиями декларанта, в целях легализации транспортного средства, находящегося на территории Российской Федерации в незаконном гражданском обороте, вправе совершить необходимые таможенные операции для выпуска товара в соответствии с определенной таможенной процедурой в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

Как следует из имеющихся в материалах дела договора комиссии № ххх и договора купли-продажи транспортного средства ххххот ххххг., Пантелеев К.С. у ООО «П» г.Москва приобрел автомобиль…., ххх года выпуска, идентификационный номер (VIN) …… двигатель № …., кузов № ….. красного цвета, с транзитным номером….., паспорт транспортного средства изготовлен на бланке….. Данный автомобиль согласно указанным документам был передан для продажи комиссионеру – ООО «П» С., действующим на основании генеральной доверенности от К..

В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Порядок регистрации транспортных средств определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994 г. «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» и Правилами регистрации транспортных средств, утвержденными Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (зарегистрированы в Минюсте РФ 30 декабря 2008 г. N 13051).

Данные Правила устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства. Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами

Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

Деятельность сотрудников ГИБДД по регистрации автомототранспортных средств определяется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Хххх г. Пантелеев К.С. обратился в РЭО ГИБДД ОВД по Выксунскому району с заявлением о государственной регистрации транспортного средства.

При проверке заявления Пантелеева К.С. о регистрации транспортного средства в соответствии с предоставленными полномочиями (п.35.3 Административного регламента) инспектором РЭО ГИБДД ОВД по Выксунскому району Полозовым С.В. было установлено, что по сведениям федеральной информационной системы по последнему месту регистрации транспортного средства, указанного в ПТС – РЭО ГИБДД ОВД по Конаковскому району Тверской области, автомашина не регистрировалась.

Согласно п.35.6 Административного регламента при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями - изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Инспектором по розыску или уполномоченным должностным лицом такие документы, регистрационные знаки задерживаются. С документов снимаются копии, а их оригиналы, а также регистрационные знаки вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления незамедлительно передаются в орган внутренних дел по месту их обнаружения для проведения необходимых действий и принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Действуя в рамках предоставленных полномочий инспектор РЭО ГИБДД ОВД по Выксунскому району П. направил сообщение о происшествии (рапорт) с приложенным к нему ПТС в ОВД по Выксунскому району, сообщение зарегистрировано хххг. в КУСП за № ххх (согласно Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 4 мая 2010 г. N 333.

В материалах КУСП имеется сообщение начальника РЭО ГИБДД ОВД по Конаковскому району Тверской области о том, что данный автомобиль не регистрировался и с учета не снимался. автомашина не регистрировалась. Согласно объяснению гр-на К., значащегося в ПТС в качестве продавца автомобиля, он собственником данного автомобиля не являлся и не продавал его. Из данного объяснения также следует, что он имел намерение купить данный автомобиль у третьих лиц, но когда предложил продавцу проехать до ГИБДД, в продаже автомобиля ему отказали. Доверенность на продажу автомобиля он не выдавал, С. не знает.

Также согласно проверки данный автомобиль в базе данных Центральной акцизной таможни, указанной как выдавшей ПТС, не значится.

В материалах дела также имеются сведения о том, что государственные регистрационные знаки, указанные в ПТС, данному автомобилю никогда не принадлежали, а принадлежали другим автомобилям.

После проведенной проверки Пантелеев К.С.хххх г. вновь обратился в РЭО ГИБДД ОМВД России по Выксунскому району с заявлением о регистрации транспортного средства, в этот же день им был получен отказ.

В соответствии с п.3 Правил регистрации транспортных средств не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: …при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных)».

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 18.05.1993г. №477 были введены паспорта транспортных средств в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте. Наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для государственной регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Паспорта транспортных средств выдаются: организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г.; подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем, выпущенные организациями-изготовителями или ввезенные до 7 августа 2008 г., - при предъявлении их к регистрации.

Согласно п.7 Правил регистрации транспортных средств к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств.

В соответствии с п.8 Правил «Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации».

Согласно п.35.8 Административного регламента: После проведения действий, предусмотренных подпунктами 35.1 - 35.4 настоящего Административного регламента, начальником регистрационного подразделения, его заместителем или иным уполномоченным должностным лицом на заявлении в письменном виде принимается решение о проведении или отказе в проведении регистрационных действий, о проведении дополнительных проверок, направлении уведомлений и информации в соответствующие учреждения, а также о сохранении регистрационных знаков в соответствии с пунктом 42 Правил регистрации.

Таким образом, при установлении факта подделки представленного на регистрацию документа – паспорта транспортного средства, отсутствии сведений о выпуске в свободное обращение транспортного средства, Пантелееву К.С. обоснованно отказано в совершении регистрационных действий, и оснований для возложения обязанности по их совершению у суда не имеется. В противном случае, по мнению суда, имелось бы нарушение устоев государства и общества. Кроме того, следует отметить, что стороной истца не представлены доказательства соответствия автомобиля требованиям безопасности дорожного движения, процедуры удостоверения которого предусмотрены, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009г. №720 «Об утверждении технического регламента колесных транспортных средств». Данный технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств. Согласно указанному техническому регламенту под выпуском в обращение понимается оформление документа, разрешающего свободное обращение конкретного транспортного средства(шасси) или конкретной партии компонентов на территории Российской Федерации.

Оснований для вынесения решения о признании права собственности на автомобиль при данном субъектном составе участников процесса также не имеется. Право собственности истца на автомобиль ответчиками по делу не оспаривается, стороной договора купли-продажи они не являются, на автомобиль не претендуют. Кроме того, установлено, что и лицу, указанному в ПТС в качестве прежнего собственника автомобиля, данный автомобиль никогда не принадлежал.

Суд соглашается с мнением ответчиков, что при покупке автомобиля истец должен был проявить достаточную степень заботливости и осмотрительности, не лишен возможности обратиться в суд с иском о расторжении договора купли-продажи.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Пантелееву К.С. к Отделу МВД России по Выксунскому району, Центральной акцизной таможне о признании права собственности и устранении препятствий в пользовании, обязании поставить на государственный регистрационный учет транспортное средство и выдать номерные знаки, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд.

Судья - Володина А.А.

..

..