Дело №2-1237/2012 Решение Именем Российской Федерации 13 сентября 2012 г. г. Выкса Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Володиной А.А., с участием истца Каконина И.В., представителя ответчика – Администрации городского округа г. Выкса Нижегородской области Кузьминой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каконина И.В. к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, КУМИ Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области о признании действий и бездействий незаконными и понуждению к действиям, установил: Истец Каконин И.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, КУМИ Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области о признании действий и бездействий незаконными и понуждению к действиям. Иск мотивирован следующим. В соответствии с распоряжением главы Администрации городского округа города Выкса ххх от 26.04.2012г. № 225-р «О проведении аукционов по продаже земельных участков» назначено проведение аукциона на 29.05.2012г по продаже земельных участков по по ул. хххх г. хххх. Распоряжением №279-р от 14.05.2012г «Об отмене распоряжения главы администрации городского округа город Выкса от 26.04.2012г. №225-р «О проведении аукционов по продаже земельных участков» в связи с предостережением Выксунской городской прокуратуры от 14.05.2012г. № 9-347/в-2012 «О недопустимости нарушения закона», распоряжение администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 26.04.2012 № 225-р «О проведении аукционов по продаже земельных участков» отменено. Истец считает, что распоряжение об отмене №279-р принято в нарушение действующего законодательства Российской Федерации и потому должно быть признано недействительным с момента принятия. ЗК РФ не предусмотрена возможность отмены распоряжения о проведении аукциона. Ссылка на предостережение прокурора несостоятельна. Как следует из ст.25.1 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений готовящихся противоправных деяний прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Главе администрации округа как должностному лицу предостережение не выносилось. Согласно ст.23 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Поскольку прокурор изучал распоряжение об объявлении аукционов и не внес протест, значит, он счел, что оно соответствует законодательству Российской Федерации. Согласно п. 11 ст.38.1 ЗК РФ организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Извещение об отказе в проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней в периодических печатных изданиях, в которых было опубликовано извещение о проведении аукциона. Сообщение об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", указанном в пункте 9 настоящей статьи, не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе в проведении аукциона. Как следует из распоряжения №№ 225-р организатором аукциона является КУМИ администрации городского округа города Выкса. Таким образом только КУМИ мог отказаться от проведения аукциона, но этого не сделал. Между тем КУМИ и аукцион не провел в нарушение законодательства. 16 мая 2012 года на стадии приема заявок КУМИ прекратил выполнять свои обязанности. Кроме того, как следует из ст.38.1 ЗК РФ организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона. Аукцион назначен был на хххх 2012 года. Таким образом до дня проведения аукциона, то есть до ххх 2012 года. С 14 мая 2012 года до ххх 2012 года четырнадцать дней. Таким образом, организатор (КУМИ) не вправе был отказываться от проведении аукциона. В иске указано, что вынесенное распоряжение об отмене аукциона и бездействие КУМИ затрагивает права и законные интересы истца, поскольку он желал участвовать в данном аукционе. Поскольку проведение аукциона прекратилось юридически с ххх 2012г., т.е. за 14 дней до дня проведения, то истец считает, что возобновиться проведение аукциона также должно на данной стадии. Истец просит: 1) признать недействительным распоряжение главы администрации городского округа города Выкса №279-р от 14.05.2012г «Об В судебном заседании Каконин И.В. свои требования поддержал, показал, что о проведении аукциона узнал в начале хх 2012г. Числа хх-го или хх-го устно обратился в КУМИ. Ему была предоставлена для ознакомления документация о проведении аукциона, которая была опубликована в интернете. Он получил бланк заявления на участие в аукционе, бланк для оплаты первоначального взноса, ему подтвердили, что хххх будет происходить осмотр земельных участков на месте. Истец заранее выезжал на место, примерно для себя определил, на какой из 14 земельных участков будет претендовать, но точно определиться не мог, ждал выхода на место. Ххх он опять пришел в КУМИ, т.к. ему стало известно, что прокуратура внесла предостережение и поинтересовался, что же будет? Ему сообщили, что глава Администрации городского округа город Выкса в данной момент находится в г. ххх, должен приехать ххх вечером или ххх утром. Ххх на сайте торгов появились сведения об отмене аукциона. Хх истец обратился в КУМИ с заявлением, в котором просил разъяснить, может ли он подать заявление на участие в аукционе. Был получен ответ, что им не подавалась заявка на участие в аукционе. Он и сам знает, что заявка им не подавалась, и задаток им не вносился. Ответ истцу был нужен для того, чтобы подтвердить, что он желал быть участником аукциона, но подать заявление уже не мог, хотя срок подачи заявлений на участие в аукционе согласно распоряжению о проведении аукциона был установлен до ххх. Заявления же не принимались с ххх. В аукционе может принять участие любой гражданин РФ, истец – гражданин РФ, следовательно, его права нарушены отказом от проведения аукциона. Отказ от проведения аукциона является незаконным по двум основаниям: 1) Пятнадцатидневный срок, установленный статьей пунктом 11 статьи 38.1 Земельного Кодекса РФ, в течение которого организатор имеет право отказаться от проведения торгов, пропущен. День проведения аукциона установлен хххх. Организатор торгов согласно указанной нормы права вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за 15 дней до этой даты. С ххх до ххх прошло всего лишь 14 дней, а не 15, если учесть, что сроки согласно общему правилу начинают исчисляться со следующего дня после наступления события, которым определено его начало; 2) Организатором аукциона определено КУМИ Администрации городского округа город Выкса. Согласно ст.38.1 ЗК РФ только организатор имеет право отказаться от проведения торгов. Нельзя считать, что если распоряжение о проведении аукциона подписал Глава Администрации городского округа г.Выкса, то он имеет право отказаться от его проведения. Это не так. Согласно п.6 ст.38.1 ЗК РФ в качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка либо действующая на основании с ним специализированная организация. В данном случае специализированная организация – это КУМИ, следовательно, только он имеет право отказа от проведения аукциона. Также истец пояснил, что, несмотря на то, что начальная цена земельных участков в среднем составляла ххх рублей, средняя площадь –ххх соток, фактически земельные участки были бы проданы на аукционе намного дороже. На вопрос суда, не исключается ли, что земельные участки могли быть проданы и по начальной цене, т.е. по цене в ххх рублей, истец ответил, что это не исключается. Истцу известно, что в данном районе г.Выкса (ул. хххх) продажная цена земельного участка в хх соток составляет ххх рублей. Представитель ответчика – Администрации городского округа город Выкса Кузьмина С.А. исковые требования не признала, считает, что сроки отказа от проведения аукциона соблюдены, с ххх по ххх – 15 дней. Также считает, что требования истца о признании бездействия КУМИ по проведению аукциона по продаже земельных участков незаконным и об обязании КУМИ провести аукцион по продаже земельных участков некорректными, поскольку согласно п.5 ст.38.1 ЗК РФ только продавец земельного участка принимает решение о проведении аукциона. Законом предусмотрено право отказа от продажи. Именно продавец решает, продавать или не продавать. У истца нет оснований заставить решением суда продать земельные участки. Кроме того, права истца не нарушены. Согласно п.11 ст.38.1 ЗК РФ организатор аукциона в течение трех дней обязан известить участников аукциона о своем отказе в проведении аукциона и возвратить участникам аукциона внесенные задатки. Каконин И.В. не является участником аукциона и не вносил задаток. Согласно п.6 ст.38.1 ЗК РФ в качестве организатора аукциона выступает продавец или на основании договора – специализированная организация. С КУМИ у Администрации нет договора, и это не специализированная организация. В задачи КУМИ не входит только организация аукционов. КУМИ входит в структуру Администрации городского округа г.Выкса, хотя и является юридическим лицом, выполняет распоряжения Администрации, председатель КУМИ назначается Главой Администрации городского округа г.Выкса и подотчетен ему. Было получено предостережение от прокуратуры, с ним согласились, у Главы Администрации также возникли сомнения в правильной оценке стоимости земельных участков. Рыночная стоимость земельных участков, аналогичных по площади, в городе Выкса более 1миллиона рублей. Также представитель пояснила, что в настоящее время готовится аукцион по продаже права аренды этих земельных участков, оценка уже выполнена, истец имеет право принять участие в этом аукционе. Представитель КУМИ Администрации городского округа город Выкса в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает. Выслушав стороны, явившиеся в судебное заседание, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать. Судом установлено, что Распоряжением администрации городского округа город Выкса Нижегородской области №225-р от 26.04.2012 г. «О проведении аукционов по продаже земельных участков» было предписано комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа город Выкса выступить организатором и провести в ххх 2012г. открытые аукционы по продаже хх земельных участков, этим же распоряжением создана комиссия по проведению аукциона, начальнику пресс-службы управления организационно-правовой и кадровой работы Администрации предписано разместить информацию о проведении открытых аукционов на официальном сайте Администрации и на официальном сайте Правительства Нижегородской области в сети «Интернет». В приложении к данному распоряжению указаны начальная цена, сумма задатка, шаг аукциона, порядок проведения аукциона. Распоряжением главы администрации городского округа город Выкса Нижегородской области №279-р от 14.05.2012 г. было отменено распоряжение главы администрации городского округа город Выкса Нижегородской области №225-р от 26.04.2012 г. на основании предостережения Выксунского городского прокурора о недопустимости нарушения закона. Дано указание начальнику пресс-службы управления организационно-правовой и кадровой работы Администрации и председателю комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа г.Выкса ххх разместить на официальных сайтах информацию об отмене распоряжения от 26.04.2012г. № 225-р. В своем предостережении Выксунский городской прокурор указал на заниженную начальную цену земельных участков, определенную оценщиком - ООО «Х». Из предостережения следует, что начальная цена хх земельных участков согласно отчетам об оценке ООО «Х» определена в размере от хххх рублей до хххх рублей. В то время как согласно данным о стоимости земельных участков, реализуемых на территории городского округа город Выкса от ххх рублей до ххх рублей. Оценщиком неправильно подобраны аналоги оцениваемых объектов, что свидетельствует о нарушении ООО «Х» обязательных к исполнению стандартов оценки. Использование в аукционе рыночной стоимости земельных участков с учетом указанных отчетов, выполненных ООО «Х», приведет к занижению стоимости земельных участков, и в итоге к недополучению денежных средств в местный бюджет. Проведение аукциона на основании данных отчетов является незаконным. Оценка земельных участков по заниженной стоимости с нарушением требований законодательства повлечет признание торгов недействительными, сформирует недостоверный рынок продаж, обоснованные жалобы граждан. Позиция истца о том, что пропуск срока, установленного пунктом 11 статьи 38.1 Земельного Кодекса РФ безусловно влечет последствия, указанные им в качестве исковых требований, включая возложение обязанности провести аукцион, по мнению суда, является ошибочной. Пунктом 11 статьи 38.1 ЗК РФ предусмотрен срок, в течение которого организатор аукциона вправе отказаться от его проведения. В соответствии с данной правовой нормой такой отказ может быть заявлен не позднее чем за 15 дней до дня проведения аукциона. Однако, несоблюдение данного срока само по себе не может служит основанием для признания недействительным отказа от проведения торгов. Согласно ч.3 ст.448 ГК РФ «Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения. … В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб». Таким образом, пункт статьи 38.1 ЗК РФ должен применяться во взаимосвязи с нормами части 3 статьи 448 ГК РФ, согласно которых нарушение данного срока влечет за собой правовые последствия для организатора аукциона в виде возможности взыскания с него реального ущерба, вызванного допущенным нарушением. Данные нормы права также необходимо применять в системном толковании с положениями п.7 Постановления Правительства РФ от 11.11.2001г. №808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, прямо указывающего на то, что последствия отказа от проведения торгов определяются в соответствии с гражданским законодательством РФ. Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВАС РФ от 21.08.2012г. №ВАС-10512/12. Позиция истца, что КУМИ Администрации городского округа г.Выкса является специализированной организацией, и что только он имел право отказаться от проведения аукциона, ошибочна. Согласно Положению о КУМИ Администрации городского округа г.Выкса в соответствии с Решением Совета депутатов от 8 ноября 2011г. №36 «Об утверждении структуры администрации городского округа город Выкса Нижегородской области» - это функциональный орган Администрации, учрежденный в форме муниципального казенного учреждения, осуществляет деятельность по управлению и распоряжению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа, а также земельными участками, собственность на которые не разграничена, межотраслевую координацию деятельности муниципальных организаций в процессе управления муниципальным имуществом городского округа, а также иные полномочия в соответствии с Положением о нем. Комитет подчиняется непосредственно Главе Администрации городского округа и заместителю Главы Администрации по строительству, имущественным и земельным отношениям. Таким образом, КУМИ Администрации городского округа город Выкса входит в общую систему органов местного самоуправления и в структуру Администрации городского округа (ст.36 Устава городского округа г.Выкса), выступает не в своих коммерческих интересах, а в интересах Городского округа город Выкса. Организация аукционов не зафиксирована в Положении о нем как основной вид деятельности. Таким образом, КУМИ является представителем продавца земельных участков, а не коммерческой организацией, каковыми являются специализированные организации по проведению аукционов (аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда от 14 мая 2008г. № 56-Г08-5). Администрация городского округа город Выкса, распоряжаясь муниципальным имуществом, а также земельными участками, собственность на которые не разграничена, специально для этих целей учредила КУМИ, которому в соответствии с его функциями поручает, в том числе, организацию аукционов. Таким образом, продавец в лице Администрации городского округа город Выкса имел полное право отказаться от проведения аукциона. Форма отказа от проведения от аукциона Законом не предусмотрена. В данном случае отказ от проведения аукциона имел место в виде отмены распоряжения о проведении аукционов. Информация об «отмене аукциона» была размещена на официальных сайтах Администрации городского округа г.Выкса и Правительства Нижегородской области. Задание о размещении данной информации поручалось в том числе председателю КУМИ. Также следует отметить, что исходя из смысла ст.25.1 Закона РФ «О прокуратуре» предостережение о недопустимости нарушения закона обязательно к исполнению, в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо может быть привлечено к ответственности. Поскольку председатель КУМИ подчиняется Главе Администрации городского округа город Выкса, суд не усматривает противоречий Закону в том, что председателем КУМИ было доложено о полученном предостережении руководству, и требования, изложенные в предостережении, были исполнены Главой Администрации городского округа город Выкса путем отмены Распоряжения №225-р от 26.04.2012г. Следует учесть, что требования, изложенные в предостережении, исполнены в день его вынесения, 14 мая 2012г. выполнить предостережение раньше его поступления невозможно. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязаны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательств того, что отменой распоряжения № 225-р от 26.04.2012г. и отказом от проведения аукциона были нарушены права Каконина И.В., не представлено. Поскольку Каконин И.В. не подавал заявку на проведение аукциона, не вносил задатка. Не лишен возможности принять участие в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды данных земельных участков. Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Каконину И.В. в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области, КУМИ Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области о признании действий и бездействий незаконными и понуждению к действиям отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд. Судья- А.А.Володина
отмене распоряжения главы администрации городского округа
город Выкса от 26.04.2012г. №225-р «О проведении аукционов по
продаже земельных участков» с момента принятия; 2) признать бездействие КУМИ администрации городского округа города Выкса по не проведению аукциона по продаже земельных участков по ул. хххх г.ххх незаконным; 3) обязать КУМИ администрации городского округа города Выкса провести аукцион по продаже земельных участков с №… по №… по ул.ххх г.ххх со стадии приема заявок, определив день проведения аукциона через 14 дней после вступления решения суда в законную силу.