Р Е Ш Е Н И Е
Именем ФИО2
Дата обезличена года Видновский городской суд ... в составе председательствующего судьи ФИО0, при секретаре Мизгалёвой И.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску ФИО7 о признании частично недействительным нормативно- правового акта органа местного самоуправления и обязании приведения в соответствии с требованиями ФЗ,
У С Т А Н О В И Л:
Видновский городской прокурор обратился в суд с иском о признании частично недействительным нормативно- правового акта органа местного самоуправления и обязании приведения в соответствии с требованиями ФЗ, мотивируя тем, что Видновской городской прокуратурой при проведении проверки соответствия устава муниципального образования сельского поселения ФИО6 ... требованиям действующего законодательства выявлены факты нарушения Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Советом депутатов сельского поселения ФИО8 Дата обезличена принято решение Номер обезличен о принятии Устава сельского поселения. Принятый нормативный правовой акт зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Центральному федеральному округу Дата обезличена Номер обезличен.
Установлено, что с момента принятия данного Устава в 2006 году и по настоящее время в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесен ряд изменений, дополнений, кроме того, ряд положений указанного закона признан утратившим силу.
Городским прокурором в сентябре 2008 главе администрации сельского поселения Воскресенское был направлен протест с требованием о внесении изменений и дополнений в Устав поселения в целях приведения норм им установленных в соответствии с требованиями федерального законодательства. Однако до настоящего времени Устав в соответствие не приведен. С момента направления протеста в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены многочисленные изменения и дополнения в связи с чем большая часть норм Устава поселения противоречит требованиям федерального законодательства.
Представитель Администрации с/п Воскресенское и Совета депутатов с/п Воскресенское в судебном заседании требования признал и пояснил, что на ближайшем Совете депутатов указанные нарушения будут устранены.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ внесены изменения в п. 16 ч. 1 ст. 14 закона в соответствии с которыми данный пункт, относящий, к вопросам местного значения установление опеки и попечительства, утратил силу с 01.01.08 г. Однако в п. 16 ч.1 ст. 9 Устава указанное изменение внесено не было.
Статьей 26 федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ в пункт 28 части 1 статьи 14 внесены дополнения, которые не нашли своего отражения в п. 28 ч. 1 ст. 9 Устава.
В соответствии с федеральными законами №№ 69,100 от 10.05.2007 г., 15.06.2007 г. внесены изменения в п. 20 ч. 1 ст. 14, указанные изменения не нашли отражения в п. 20 ч. 1 ст. 9 устава.
Кроме того ч. 1 ст. 14 в соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2006 № 153-ФЗ дополнена п. 7.1, устанавливающим отнесение к вопросам местного значения поселения участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Данные дополнения не нашли своего отражения в уставе поселения.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ внесены изменения в п. 29 ч. 1 ст. 14 закона в соответствии с которыми данный пункт, относящий, к вопросам местного значения правомочия поселения по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и по организации предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством, утратил силу с 01.01.08 г. Однако в п. 29 ч. 1 ст. 9 Устава указанное изменение внесено не было.
Федеральным законом от 25.11.2008 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления», положения которого вступили в силу 28.11.08 г., в пункт 25 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающий полномочия по организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения, признан утратившим силу. В настоящее время п. 25 ч. 1 ст. 9 Устава противоречит закону. Федеральным законом от 25.11.2008 № 222-ФЗ часть 1 статьи 14.1 дополнена пунктом 8 указывающим, что органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения. Изменения в Уставе не отражены.
Нормами Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившими в силу 30.11.2009 г., часть 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена пунктом 9, указывающим, что органы местного самоуправления поселения имеют право на создание условий для развития туризма. Изменения в Уставе не отражены.
Статьей 5 Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч. 2 ст. 14.1, которые действуют с 30.11.2009 г., нормы ст. 9 устава, регламентирующие данные отношения не приведены в соответствие.
Статьей ст. 40 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирующая полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, дополнена пунктом 8.2. В соответствии с которым к полномочиям органов местного самоуправления с 27.11.2009 г. отнесено утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. С момента введения в действие данных дополнений в закон № 131-ФЗ, нормы ст. 10 Устава не соответствуют действующему законодательству.
С введением в действие с 10.01.2009 г., согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», дополнений в ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ограничивающей полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе, нормы Устава поселения, регламентирующие полномочия указанных лиц не соответствуют действующему законодательству.
С 24.05.2009 г., согласно Федеральному закону от 07.05.2009 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 24 Устава поселения не соответствует ч.10 ст. 35 Закона, расширившей исключительную компетенцию совета депутатов включившей принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. С указанного времени не соответствуют нормы Устава, регламентирующие полномочия представительного органа поселения, требованиям ч. 11.1 ст. 35 Федерального Закона № 131-ФЗ, а также не соответствуют требованиям ч. 4 ст. 36 Федерального Закона нормы ст. 31 Устава.
Кроме того, с момента внесения Федеральным законом № 90-ФЗ от 07.05.2009 изменений в ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей и определяющей полномочия местной администрации нормы устава, регулирующие указанные вопросы пришли в противоречие с нормами федерального законодательства.
Кроме того, Федеральным законом № 90-ФЗ от 07.05.2009 дополнен Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьей 74.1, регламентирующей удаление главы муниципального образования в отставку. Что также до настоящего времени не нашло отражения в Уставе поселения.
Нормами Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившими в силу 30.11.2009 г., внесены изменения в ст. 42, п.3 ч.1 ст.43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С момента вступления в силу изменений, нормы ст.39 и ч. 1 ст. 42 Устава противоречат требованиям закона.
Также нормами Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 48 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающую порядок отмены и приостановления действия правовых актов. С момента вступления в силу изменений, то есть с 30.11.09 г. нормы ст.44 Устава противоречат требованиям закона. С этого же времени не соответствует требованиям закона ст. 52, 51 Устава. Поскольку Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ были внесены изменения в ч.1 ст. 55 и ч. 1,4 ст.53 Федерального Закона № 131-ФЗ. Не нашло отражение в Уставе поселения требование закона о возложении на органы местного самоуправления обязанности по ведению реестра муниципального имущества. Часть 5 статьи 51, дополнившая обязанности, действует с 30.11.2008 г., однако соответствующие изменения в ст. 48 Устава поселения до настоящего времени не внесены.
Федеральным законом от 18.06.2007 г. № 101-ФЗ статья 35 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена ч. 1.1 Данной частью определен порядок установления правомочности заседания представительного органа муниципального образования, в частности установлено, что заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. В части 4 ст. 23 и ч. 2 ст. 26 Устава, правомочность заседания представительного органа определена, в нарушение указанной статьи, в количестве не менее 2/3 от общего числа депутатов.
Пунктом 3 ст. 9 Федерального закона № 128-ФЗ от 25.07.06 г. часть 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктом 7, определяющим основания досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Вопросы о досрочном прекращении полномочий главы района, депутата регулируются ст.ст. 25, 31 Устава, в которых указанные дополнения не нашли отражения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» пункт 21 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131- ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов были отнесены к вопросам местного значения поселений. В связи с внесением указанных изменений п. 21 ч.1 ст. 9 Устава поселения не соответствует нормам федерального законодательства.
Кроме того, в уставе сельского поселения не нашли отражения вопросы органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, установленные ст. 14.1 Федерального закона № 131- ФЗ, в частности: совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса; участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года; создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения; оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения; участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения; создание муниципальной пожарной охраны; создание условий для развития туризма.
Статьей 8 Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2010, внесены изменения в ч.ч.3,5,13,14 ст. 35 Федерального закона № 131- ФЗ, регламентирующие порядок формирования представительного органа поселения, что не нашло отражения в ст. 23,24 Устава. Также не нашли отражение в ст. 27 Устава поселения изменения, внесенные Федерального закона от 27.12.2009 № 365-ФЗ в ч. 16 ст. 35 Федерального закона № 131- ФЗ, которые устанавливали дополнительные основания досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования.
Также Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ ч.10 ст. 40 Федерального закона № 131- ФЗ, дополнена пунктом 10 устанавливающим дополнительные основания досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Нормы ст. 42 Устава не соответствуют требованиям федерального законодательства. Федеральным законом от 27.12.2009 № 365-ФЗ внесены изменения в ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ, которые не нашли отражения в Уставе. В частности, не нашли отражения в Уставе полномочия председателя Совета депутатов по изданию постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, а также полномочия по подписанию решений представительного органа муниципального образования, не имеющих нормативного характера.
Федеральным законом № 365-ФЗ внесены изменения и дополнения в ст. 44 № 131- ФЗ, в том числе устанавливающие, что не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. А также, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений. Также статья дополнена нормами установившими, что изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание и вступление в силу контрольного органа муниципального образования. Однако в нарушение требований федерального закона нормы Устава, регулирующие данный порядок (ст. 55-57) в соответствие не приведены.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 4 ст. 7 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 Устава муниципального образования сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района изменения и дополнения в Устав вносятся в случае изменения законодательства Российской Федерации и Московской области по вопросам организации местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 56 Устава внесенные изменения и дополнения подлежат обязательному обнародованию и государственной регистрации в органах юстиции Московской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
В соответствие с ч. 5 ст. 251 ГПК РФ, оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права неопределенного круга лиц, поскольку, нормы Устава муниципального образования сельского поселения Воскресенское Ленинского муниципального района, противоречат требованиям федерального законодательства. Кроме того, действие норм Устава, противоречащих нормам федерального законодательства, ведет к принятию последующих незаконных актов органами местного самоуправления, открывают возможность для произвола и как следствие ведут к нарушению прав граждан.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Видновского городского прокурора - удовлетворить.
Признать незаконными нормы ст.ст. 9, 10, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 36, 39, 42, 43, 44, 48, 50, 51, 55, 56, 57 Устава муниципального образования сельского поселения ФИО9 ..., как не соответствующие Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в ... суд через Видновский городской суд.
ФИО5 ФИО0