Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Асташкиной, при секретаре Мизгалевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Богучарской В.А., Евсеевой Н.Ю., Скрябина А.В., Скрябиной Р.В., Шайхутдинова А.З. к Администрации Ленинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия Администрации Ленинского муниципального района Московской области, и возложении обязанности принять решение о предоставлении в собственность земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Богучарская В.А., Евсеева Н.Ю., Скрябин А.В., Скрябина Р.В., Шайхутдинов А.З. обратились в суд с иском к Администрации Ленинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия Администрации Ленинского муниципального района Московской области и возложении обязанности принять решение о предоставлении в собственность земельных участков.
В судебном заседании представитель заявителей требования поддержал и пояснил, что заявителям были предоставлены в аренду земельные участки для индивидуального жилищного строительства в <адрес>. Для застройки предоставленных в аренду земельных участков был разработан проект, утвержденный в установленном законом порядке. По проекту застройки часть индивидуальных домов располагалась на двух смежных участках, предоставленных в аренду. Заявители ДД.ММ.ГГГГ обратились с заявлением о приобретении арендуемых земельных участков в собственность по 10-кратной ставки земельного налога к Главе Администрации ленинского муниципального района. Частично Администрация Ленинского муниципального района выполнила заявления и оформила договоры купли-продажи арендованных земельных участков. Однако в дальнейшем, по остальным земельным участкам Администрация Ленинского муниципального района, запросив документы, истребование которых законом для передачи земельных участков в собственность не предусмотрено, получив их, никаких решений не приняла и не отказала заявителям в удовлетворении поданного ДД.ММ.ГГГГ заявлении о передачи арендованных земельных участков в собственность. Заявители считают, что имеют право на получение арендованных земельных участков в собственность по 10-кратной ставке земельного налога, поскольку на данных участках истцы возвели строения – жилые дома и зарегистрировали право собственности на объекты незавершенного строительства.
Представитель Администрации Ленинского муниципального района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором с требованиями истцов не согласился. Ответчик считает, что истцы не имеют право на приобретение земельных участков по 10-кратной ставки налога, поскольку оно предоставляется однократно.
Выслушав стороны, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Богучарская В.А., Евсеева Н.Ю., Скрябин А.В., Скрябина Р.В., Шайхутдинов А.З. обратились в суд с иском к Администрации Ленинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия Администрации Ленинского муниципального района Московской области и возложении обязанности принять решение о предоставлении в собственность земельных участков.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Администрации Ленинского муниципального района заявителями были поданы заявления на приобретение в собственность земельных участков, принадлежащих им на праве аренды, по цене 10-кратной ставки земельного налога и расположенных по адресу: <адрес>
Данные земельные участки были предоставлены истцам в аренду, в соответствии с Распоряжением Администрации Ленинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты>». Все заявленные к приобретению в собственность земельные участки сформированы как объекты права, поставлены на кадастровый учет, в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ заявителями получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № от заместителя Главы администрации Гриценко А.Н., в котором указывается на необходимость представления надлежаще заверенных документов по перечню для оформления договоров купли-продажи арендованных земельных участков.
Заявители требования Администрации Ленинского муниципального района выполнены, необходимые документы в Администрацию Ленинского муниципального района представлены.
ДД.ММ.ГГГГ по каждому из заявителей были изданы Распоряжения Администрации Ленинского муниципального района о предоставлении в собственность по одному земельному участку, находящемуся у них в аренде.
В соответствии с данными Распоряжениями, впоследствии были заключены Договоры купли-продажи (купчей) земельных участков.
Таким образом, обращение заявителей было рассмотрено частично и остальные земельные участки, находящиеся в аренде истцам в собственность по 10-кратной ставке земельного налога переданы не были.
ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились с жалобой в Администрацию Ленинского муниципального района на длительность рассмотрения их обращений о передаче земельных участков в собственность., на который получили ответ.
В своем ответе, Администрация Ленинского муниципального района сообщила, что обращение находится на рассмотрении, и о принятом решении будет сообщено дополнительно.
До настоящего времени, никаких других официальных ответов от Администрации Ленинского муниципального района заявители не получили, документы им не возвратили и в предоставлении земельных участков в собственность официально не отказали.
Суд считает требования заявителей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что заявители имеют на праве аренды земельные участки в <адрес> и незавершенные строительством объекты недвижимости (дома), право собственности на которые заявители зарегистрировали в установленном законом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Согласно частям 5, 6 этой же статьи, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 ст. 29, ст. 36 Земельного кодекса РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
В настоящее время обращение заявителей о предоставлении земельных участков в собственность органом местного самоуправления в установленный срок не рассмотрено и решение по данному вопросу не принято, что является незаконным.
Возражения Администрации Ленинского муниципального района против удовлетворения заявленных требований необоснованны, поскольку суду не представлены доказательства наличия правовых оснований, препятствующих принятию решения о предоставлении земельных участков в собственность Заявителя, предусмотренных федеральным законодательством.
Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предусмотрено ст. 28 ЗК РФ, в частности пунктом 4 установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 213 ГК РФ количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящее время земельным законодательством установлены ограничения только в отношении участков земель сельскохозяйственного назначения
в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (п. 2 ст. 4).
Согласно пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
На основании части 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2010 лица, не указанные в пункте 1 данной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное (абз. 2 п. 10 ст. 3).
На основании изложенного, заявители имеют право на приобретение арендованных земельных участков в собственность по 10-ти кратной ставке земельного налога, поскольку имеют в аренде земельные участки для индивидуального жилищного строительства, на которых до ДД.ММ.ГГГГ возведены строения, зарегистрированные в установленном порядке.
Кроме того, проекты размещения индивидуальных жилых домов на территории малоэтажной застройки в районе <адрес> были согласованы Отделом Главного архитектора Администрации Ленинского муниципального района Московской области. Данные проекты предусматривают строительство дома на двух смежных арендованных земельных участках. Администрацией Ленинского муниципального района заявителям были выданы разрешения на строительство домом на арендованных земельных участках, которые истребуются в собственность.
Таким образом, Администрация Ленинского муниципального района Московской области признавала допустимость размещения одного объекта недвижимого имущества на смежных участках.
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Богучарской В.А., Евсеевой Н.Ю., Скрябина А.В., Скрябиной Р.В., Шайхутдинова А.З. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Ленинского муниципального района Московской области по рассмотрению заявлений на приобретение в собственность земельных участков, принадлежащих Богучарской В.А., Евсеевой Н.Ю., Скрябину А.В., Скрябиной Р.В., Шайхутдинову А.З. на праве аренды.
Обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области принять решение о продаже Богучарской В.А. земельных участков и в месячный срок подготовить и направить Богучарской В.А. проекты договоров купли-продажи земельных участков по цене 10- кратной ставки земельного налога, категория земель – земли поселений для индивидуального жилищного строительства, из земель Администрации Ленинского муниципального района, со следующими адресными ориентирами: <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер земельного участка № площадью 1200 кв.м., <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер земельного участка № площадью 1230 кв.м.
Обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области принять решение о продаже Евсеевой Н.Ю. земельных участков и в месячный срок подготовить и направить Евсеевой Н.Ю. проекты договоров купли-продажи земельных участков по цене 10-кратной ставки земельного налога, категория земель – земли поселений для индивидуального жилищного строительства, из земель Администрации Ленинского муниципального района, со следующими адресными ориентирами: <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1200 кв.м.; <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1200 кв.м.; <адрес>,договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1200 кв.м.; <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1200 кв.м.; <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1230 кв.м.; <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1230 кв.м.
Обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области принять решение о продаже Скрябину А.В. земельных участков и в месячный срок, подготовить и направить Скрябину А.В. проекты Договоров купли-продажи земельных участков по цене 10- кратной ставки земельного налога, категория земель – земли поселений для индивидуального жилищного строительства, из земель Администрации Ленинского района, со следующими адресными ориентирами: <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1200 кв.м.; <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1200 кв.м.; <адрес>,договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1200 кв.м.; <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1200 кв.м.
Обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области принять решение о продаже Скрябиной Р.В. земельных участков и в месячный срок, подготовить и направить Скрябиной Р.В. проекты Договоров купли-продажи земельных участков по цене 10- кратной ставки земельного налога, категория земель – земли поселений для индивидуального жилищного строительства, из земель Администрации Ленинского района, со следующими адресными ориентирами: <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1200 кв.м.; <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1220 кв.м.; <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1220 кв.м.; <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1220 кв.м.
Обязать Администрацию Ленинского муниципального района Московской области принять решение о продаже Шайхутдинову А.З. земельных участков и в месячный срок, подготовить и направить Шайхутдинову А.З. проекты Договоров купли-продажи земельных участков по цене 10- кратной ставки земельного налога, категория земель – земли поселений для индивидуального жилищного строительства, из земель Администрации Ленинского района, со следующими адресными ориентирами: <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1220 кв.м.; <адрес>, договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер №, площадью 1220 кв.м.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Московский областной суд через Видновский городской суд.
Судья О.Г.Асташкина