о признании завещания недействительным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Асташкиной О.Г., с участием адвоката Осиповой И.., при секретаре Котовой З.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иевлевой Л.Н. к Коноваловой М.Г. о признании завещания недействительным, установлении факта нахождения на иждивении и принятия наследства,

У С Т А Н О В И Л:

Смирнова А.Г. обратилась в суд с иском к Коноваловой М.Г. о признании завещания недействительным, установлении факта нахождении на иждивении и принятии наследства.

Смирнова А.Г. умерла. К участию в дело надлежащим истцом в порядке правопреемства привлечена Иевлева Л.Н.

В судебное заседание Иевлева Л.Н. не явилась, извещена надлежащим образом, об отложении слушания дела не просила. Анохина Е.М. иск не признала, свой иск поддержала и пояснила, что представленное истицей завещание, составленное Бушуевой А.М. пользу Бушуева М.С. является недействительным., т.к. при жизни Бушуева А.М. страдала рядом серьезных заболеваний, была инвалидом и не могла понимать значение своих действий и руководить ими. Это подтверждено ранее проведенной экспертизой. На момент смерти Бушуева А.М. находилась на ее попечении. Ответчица является наследницей к имуществу Бушуева М.С. на основании завещания.

Третье лицо Вахромкина в судебное заседание не явилась, ее интересы представляла по доверенности Акиншина Т.М.

Допрошенный в судебном заседании эксперт поддержал заключение судебной посмертной психолого-психиатрической экспертизы Бушуевой А.М. и показал, что данных о том, что на момент составления завещания Бушуевой А.М. в пользу Бушуева М.С. данных о том, что она не могла руководить своими действиями и отдавать им отчет, не имеется. В представленных экспертам медицинских документах содержаться описание болезней, которыми страдала Бушуева А.М., но не имеется описание ее психического состояния. Эти заболевания могли и не вызывать психических расстройств у Бушуевой А.М. момент составления завещания. Показания свидетелей противоречивы и не указывают на конкретное время возникновения отклонений в поведении Бушуевой А.М. В ранее проведенной экспертизе о признании недействительным более позднего завещания, составленного Бушуевой А.М., было возможно определить ее психическое состояние, поскольку симптомы были описаны терапевтом при осмотре Бушуевой А.М.
Выслушав стороны, их представителей, заключение эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Бушуевой А.М. на праве собственности принадлежало домовладение , <адрес> и земельный участок при нем площадью 1500 кв.м. (л.д.15-17)

Бушуева А.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ Бушуева А.М. составила завещание в пользу Анохиной Е.М., которой завещала все свое имущество, принадлежащее ей ко дню смерти.(л.д.14).

Данное завещание решением Видновского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным. Решение суда вступило в законную силу (л.д.60-62).

ДД.ММ.ГГГГ Бушуева А.М. составила завещание, которым жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, оставила сыну Бушуеву М.С.(л.д.96).

Анохина Е.М. просит признать составленное Бушуевой А.М. завещание в пользу Бушуева М.С. недействительным, поскольку Бушуева А.М. была инвалидом 1 группы, страдала рядом серьезных заболеваний и ее психическое состояние лишало ее возможности понимать значение своих действий и руководить ими.

На основании ст. 1131 ГК РФ завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права и законные интересы которого нарушены этим завещанием.

Согласно ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находящимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

По заключению судебной посмертной психолого-психиатрической экспертизы Бушуева А.М. при жизни обнаруживала органическое расстройство личности в связи с сосудистым заболеванием головного мозга с изменениями со стороны психики. В связи с отсутствием подлинников медицинской документации, объективно отражающей психическое состояние Бушуевой А.М. в период удостоверения завещания ДД.ММ.ГГГГ, определить степень выраженности изменений со стороны психики, наблюдавшихся у Бушуевой А.М. в юридически значимый период, не представилось возможным, и, соответственно ответить о ее способности понимать значение своих действий и руководить ими при составлении завещания.

В судебном заседании эксперт поддержал заключение и пояснил, что при проведении экспертизы были проанализированы все медицинские документы, касающиеся состояния здоровья Бушуевой А.М., материалы гражданских дел, представленные судом, и заключение ранее проведенной посмертной судебной психолого-психиатрической экспертизы (л.д 105-114).

Суд соглашается с выводами, изложенными в судебной посмертной психолого-психиатрической экспертизе, и у суда не имеется оснований не доверять заключению экспертов, поскольку они все согласуются с материалами дела и подтверждены медицинскими документами, описывающих состояние здоровья Бушуевой А.М. с ДД.ММ.ГГГГ.

Анохина Е.М., хотя не согласилась с заключением экспертов, о назначении дополнительной или повторной экспертизы суд не просила и судом этот вопрос с ней обсужден.

Иных доказательств, подтверждающих не способность Бушуевой А.М. понимать значение своих действий и руководить ими, суду не представлено.

Таким образом, суд считает, что доказательств, подтверждающих, что в момент составления завещания ДД.ММ.ГГГГ Бушуева А.М. не отдавала отчета своим действиям и не могла руководить ими, суду не представлено и иск Анохиной Е.М. не подлежит удовлетворению.

В соответствие со 1130 ГК РФ в случае недействительности последующего завещания наследование осуществляется в соответствии с прежним завещанием.

Поскольку завещание Бушуевой А.М. от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным, то действует ее завещание от ДД.ММ.ГГГГ, по которому все имущество Бушуевой А.М. получил ее сын Бушуев М.С.

Бушуев М.С. умер до смерти наследодателя Бушуевой А.М., которая не подназначала других наследников. Бушуев М.С. являлся единственным наследником первой очереди.

Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.

В соответствии со ст. 1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам и делится между ними поровну.

Наследниками Бушуева М.С. являются его дети – Акиншина и Анохина.

Доводы Анохиной Е.М. о том, что Бушуев М.С. завещал ей спорное недвижимое имущество, несостоятельны, поскольку в завещание земельный участок с расположенным на нем домовладении указан по иному адресу:

Таким образом, иск Акиншиной Т.М. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Акиншиной Т.М. удовлетворить.

Иск Анохиной Е.М. удовлетворить частично.

Признать за Акиншиной Т.М. и Анохиной Е.М. право собственности в равных долях ( по 1\2 доли за каждой на домовладение и земельный участок при нем площадью 1500 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>

Анохиной Е.М. в удовлетворении иска о признании завещания недействительным – отказать.

Решение может быть обжаловано течение 10 дней в Московский областной суд через Видновский городской суд.

Судья О.Г.Асташкина