О признании права собственности на самовольные постройки



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011 года город Видное

Видновской городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Зыряновой А. А. при секретаре судебного заседания Газмагометове З. С. с участием представителя истца ФИО6 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1508/11 по иску Мацолла Михаила Михайловича к администрации Ленинского района Московской области о признании права собственности на самовольное строение

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к администрации МО Ленинский муниципальный район с иском о признании права собственности на самовольные постройки, в обосновании заявленных требований указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, целевое использование земельного участка – для садоводства, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. На земельном участке он за счёт личных средств осуществил строительство жилого дома, разрешения на строительство не получал, существование и эксплуатация строений не нарушает прав и законных интересов других лиц и не представляет угрозы жизни и здоровья граждан.

В судебном заседании представитель истца по доверенности заявленные требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении, пояснила, что жилой дом построен за счёт средств истца, строительство осуществлялось своими силами, земельным участком владеет на праве собственности, является членом Товарищества личных подсобных хозяйств «Колос», земельный участок находится в границах землеотвода ТЛПХ, постройка не нарушает прав и законных интересов других лиц и не представляют угрозы жизни и здоровья граждан.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором отразил несоответствие заявленных исковых требований существующим правовым нормам, в соответствии с которыми истец имеет возможность осуществить регистрацию права во внесудебном порядке, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствии, вынести решение с учётом отзыва, в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы гражданского дела, руководствуясь нормами закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец является членом СНТ «Колос», которое является юридическим лицом зарегистрировано в соответствии с требованиями законодательства в Едином государственном реестре юридических лиц и поставлено на налоговый учёт. Правовое положение Товарищества регламентирована его учредительным документом – Уставом, которым определено его местонахождение: <адрес>, предмет и цели деятельности, в том числе право возведения отапливаемого садового дома, хозяйственного строения и сооружений, ведение личного подсобного хозяйства.

Истец имеет на праве собственности земельный участок, приобретённый по договору купли-продажи, <адрес> предназначенный для садоводства, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, к сложившимся правоотношениям сторон подлежит применению Федеральный Закон «О личном подсобном хозяйстве», Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения », и применительно к конкретной ситуации данного гражданского дела правовые нормы статей содержащиеся в статьях 7, 40, 77, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, 14, 36 Градостроительного Кодекса российской Федерации, ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 4 Федерального Закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта -приусадебный земельный участок и земельный участок за пределами границ населенного пункта -полевой земельный участок.

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

В соответствии с частью 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Существующие и планируемые границы категории земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в их составе отображаются на картах или схемах территориального планирования субъектов РФ, что предусмотрено частью 6 ст. 14 ГрадК РФ, в соответствии с которой на картах, содержащихся в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, отображаются границы муниципальных образований - городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации. Поскольку определение предназначения земельного участка как сельскохозяйственного определяется документами территориального планирования суд приходит к выводу, что отнесение земель к категории сельскохозяйственного назначения не является постоянным и неизменным обстоятельством. Данный вывод суда состоит во взаимосвязи с положением части 2 статьи 77 ЗК РФ, в соответствии с которой в составе данной категории выделяется две субкатегории земель со своим дифференцированным правовым режимом: сельскохозяйственные угодья-пашни, сенокосы, пастбища, земли занятые многолетними насаждениями. Они используются в качестве средства производства и подлежат особой охране, и несельскохозяйственные угодья - земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных и вредных природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Установленное для всей категории земель сельскохозяйственного назначения целевое назначение земельных участков конкретизируется градостроительным регламентом, входящим составной частью в правила землепользования и застройки, для несельскохозяйственных угодий. Для сельскохозяйственных угодий градостроительный регламент не устанавливается, что прямо предусмотрено частью 6 ст. 36 Град.К РФ, в соответствии с которой градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Данное отличие является принципиальным и позволяет к конкретной ситуации применить часть вторую статьи 40 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Законодатель различает правовой режим полевых земельных участков СНТ и участков, на которых ведётся сельскохозяйственное производство кооперативами и иными сельскохозяйственными предприятиями, а так же крестьянскими хозяйствами. Данный вывод суда основан на содержании Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» из части первой которого следует, что земельные участки, на которых создано и осуществляет свою деятельность ЛПХ, не попадают в сферу действия данного закона, следовательно на них не распространяются ограничения предусмотренные данным Законом, которые при этом применимы к иным земельным участкам в составе земель сельскохозяйственного назначения. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе ведущими личные подсобные хозяйства.

Статьёй 40 ЗК РФ предусмотрено право собственника земельного участка

возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, законом предусмотрена возможность строительства здания на данном земельном участке. Технической документацией установлено наличие объекта недвижимости – жилого дома с указанными параметрами и эксплуатационными качествами, а так же хозяйственных сооружений. Разрешение на строительство истице не выдавалось, в связи с чем, постройки являются самовольными.

В соответствии со статьёй 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Из заключения досудебной строительной экспертизы следует, что самовольно возведённый жилой дом соответствует требованиям СНиП, их эксплуатация их угрозы жизни и здоровью граждан не создаёт и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

В соответствии с частью первой статьи 28 Федерального закона от 21.07. 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.

На основании изложенного в соответствии со статьями 7, 40, 77, 78 Земельного кодекса российской Федерации, 14, 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации,

руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мацола Михаила Михайловича ДД.ММ.ГГГГ к Администрации Ленинского района Московской области о признании права собственности на жилой дом - удовлетворить.

Признать за Мацола Михаилом Михайловичем ДД.ММ.ГГГГ право собственности на самовольно возведённые постройки: жилой дом общей площадью 493,9 кв. м., литеры А, А1,А2,А3,а,а1, <адрес>

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Решение вынесено в совещательной комнате.

Федеральный судья Зырянова А. А.