Дело № 2 – 1318/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 апреля 2011 года г. Видное Московской области Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Волчихиной М.В., при секретаре Летуновской А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыбин Ф.А. об оспаривании решения (бездействия) органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л : Рыбин Ф.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения (бездействия) органа местного самоуправления, указывая, что его семья в составе 4 –х человек (он, мать- Р1, братья Р2, Р3) зарегистрированы на условиях социального найма в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> Он, Рыбин Ф.А. страдает психическим заболеванием, в связи с чем признан инвалидом. Заболевание, которым он страдает, относится к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире). Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире. Он, Рыбин Ф.А. обратился в администрацию городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области с заявлением от 17.09.2010 года по вопросу признания его нуждающимися в жилых помещениях и включения его в списки лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Был получен ответ, из которого следует, что на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, признанные малоимущими. Для рассмотрения данного вопроса и принятия решения ему предложено предоставить определенный перечень документов. Полагает, что таким решением нарушены его жилищные права, а именно создаются препятствие к признанию его нуждающимися в жилых помещениях и предоставлению жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке. Действующее законодательство не предусматривает необходимости признания его малоимущим с целью дальнейшего признания его нуждающимся в жилых помещениях. Согласно ст. 17 ФЗ от 24. 11.1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Инвалиды и семьи, имеющие детей – инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищные законодательством Российской Федерации. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Положениями ст. 17 Федерального закона № 181 – ФЗ, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ не предусмотрено, что инвалиды также должны признаваться малоимущими. Требования администрации о необходимости признания его и его родственников малоимущими является не законным и не обоснованным. Необходимым условием для признания его нуждающимся в жилых помещениях и обеспечения жильем во внеочередном порядке является наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Все необходимые документы для признания его нуждающимся в жилом помещение, помимо документов, которые необходимы для признания его малоимущим, были им предоставлены. Просит признать незаконным решение администрации городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области о необходимости предоставления им дополнительных документов для признании его малоимущим с целью дальнейшего признания его нуждающимся в жилых помещениях и его отмене, обязать рассмотреть в установленном порядке и в установленные сроки его заявление и предоставленные документы по вопросу признания его нуждающимся в жилых помещениях и о включении его в списки лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. В судебном заседании заявление Рыбин Ф.А. поддержал его представитель. Представитель администрации городского поселения Видное с заявлением не согласны, указывая, что заявитель Рыбин Ф.А. не состоит на очереди в качестве нуждающегося в жилым помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06. 10.2003 года № 131 – ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Предоставление жилых помещений иным категориям граждан не отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселения. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06. 10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находится жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда не входит в компетенцию органов местного самоуправления поселения. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ: жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Малоимущими признаются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Вместе с тем, для случаев, установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при наличии у гражданина тяжелой формы хронического заболевания, предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма (малоимущности) и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ). Для получения жилого помещения муниципального жилищного фонда поселения по договору социального найма, в соответствии с ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. Части 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ, касающиеся как очередного, так и внеочередного предоставления жилого помещения, распространяются только на граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Частью 7 статьи 532 ЖК РФ установлено, что Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Статьей 2 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260 /2005 – ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет. Действие Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 – ФЗ распространяется на инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года или после 1 января 2005 года. Заявитель не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, соответственно действие ст. 17 Федерального закона от 24. 11. 1995 года № 181 – ФЗ на заявителя не распространяется. В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 26. 07.2006 года № 125 /2006 – ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей – инвалидов»для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не требуется признание малоимущими следующих граждан: инвалиды Великой Отечественной войны и др. Ни к одной категории граждан заявитель не относится и следовательно признание его малоимущим в целях постановки на очередь является обязательным условием. В связи с чем был запрошен необходимый перечень документов для признания заявителя малоимущим и постановки на очередь на улучшение жилищных условий. Рыбин Ф.А. с заявлением о признании его малоимущим для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в администрацию городского поселения Видное не обращался. Рассмотрения вопроса о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма без признания гражданина малоимущим в соответствии с ч. 2 ст.49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005 – ОЗ не представляется возможным. Заявителем также не представлено медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания, дающего право на предоставление ему жилого помещения общей площадью, превышающей норму на одного человека. Представленная заявителем справка не является медицинским заключением. Общая площадь жилого помещения, в котором проживает заявитель и члены его семьи составляет 40, 5 кв.м., то есть на каждого члена семьи приходится по 10, 125 кв.м. общей площади, что превышает учетную норму, установленную органом местного самоуправления, то есть оснований для постановки на учет заявителя и членов его семьи по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ не имеется. Наличие права на дополнительную площадь самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий не является. Действующим законодательством не предусмотрена возможность постановки на учет гражданина, в связи с наличием у него хронического заболевания, при котором невозможно проживание граждан в одной квартире. В своем заявление Рыбин Ф.А. указывает, что его семья состоит из четырех человек, в том числе и он сам, то есть у администрации г.п. Видное не имеется оснований полагать, что в жилом помещении проживают две и более семьи, что является одним из условий при постановке на учет исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Так как в квартире проживает только семья заявителя, то наличие у него хронического заболевания в данном случае не является основанием для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд, заслушав доводы представителя заявителя, объяснения представителя администрации г.п. Видное, изучив представленные письменные материалы дела, пришел к выводу от отказе в удовлетворении заявления Рыбин Ф.А. Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела. 17 сентября 2010 года Рыбин Ф.А. обратился в администрацию городского поселения Видное с заявлением о включении его в списки внеочередников на улучшение жилищных условий с приложением справки из ПБ № 24 о праве на жилищные льготы и копии финансово – лицевого счета. 25 января 2011 года заявление Рыбин Ф.А. было дополнено следующими документами: выпиской из домовой книги, копией финансово- лицевого счета, справкой из ПБ № 24, копией паспорта, выпиской из ЕГРП. Иных документов заявителем не представлено. Данное обстоятельство не оспаривается и представителем заявителя. В соответствии с п. 10 ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005 – ОЗ к заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении прилагается медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания заявителя, дающей право на предоставление ему жилого помещения общей площадью, превышающей норму на одного человека. Справка, представленная заявителем б\н от 08.12.2010 года не является медицинским заключением, в связи с чем не соответствует требованиям Закона Московской области от 12.12.2005 года № 260/2005 – ОЗ. Рыбин Ф.А. не состоит на очереди в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06. 10.2003 года № 131 – ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Предоставление жилых помещений иным категориям граждан не отнесено к компетенции органов местного самоуправления поселения. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06. 10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находится жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Для получения жилого помещения муниципального жилищного фонда поселения по договору социального найма, в соответствии с ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. Части 1 и 2 ст. 57 ЖК РФ, касающиеся как очередного, так и внеочередного предоставления жилого помещения, распространяются только на граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Администрацией городского поселения Видное был запрошен у Рыбин Ф.А. необходимый перечень документов для признания его малоимущим и постановки на очередь на улучшение жилищных условий (письмо от 29.10.2010 года № ф 1782 от 25.02.2011 года). Заявитель не полностью предоставил все необходимые документы. Без документов необходимых для принятия решения о признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях (что не в полном объеме выполнено заявителем) не возможно разрешить заявление Рыбин Ф.А. по существу. При указанных выше обстоятельствах доводы заявления Рыбин Ф.А. являются не состоятельными. Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Рыбин Ф.А. о признании незаконным решение Администрации городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области о необходимости предоставления им дополнительных документов для признании его малоимущим с целью дальнейшего признания его нуждающимся в жилых помещениях и его отмене, обязании рассмотреть в установленном порядке и в установленные сроки его заявление и предоставленные документы по вопросу признания его нуждающимся в жилых помещениях и о включении его в списки лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения – отказать. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Видновский горсуд в течение 10 дней. Судья