о понуждении к совершению действий, направленных на соблюдение санитарно-эпидемиологического, водного законодательства



Р Е Ш Е Н И Е заочное

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Видновский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Гоморевой Е.А.

при секретаре Глебове А.Ю.

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Межрайонного природоохранного прокурора МО в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Марьинская птицефабрика» о возложении обязанности привести деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства

УСТАНОВИЛ:

Межрайонный природоохранный прокурор <адрес> обратился в суд с требованием в защиту неопределенного круга лиц с заявлением о возложении обязанности привести свою деятельность в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического, водного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, а именно:

- приостановить деятельность по обезвреживанию отходов 3 класса опасности до получения лицензии на право обращения с опасными отходами в порядке,
предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- получить в порядке, предусмотренном Водным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ решение о предоставлении водного объекта <адрес> в пользование для сброса сточных вод;

- разработать в порядке, предусмотренном Санитарными правилами и нормами
«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения для 3 артезианских скважин, отвечающие требованиям действующего законодательства, и получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> положительные санитарно-эпидемиологические заключения Главного государственного санитарного врача <адрес> или его заместителя на указанные вопросы.

Свои требования обосновали тем, что межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению руководителя Управления Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям. В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ОАО «Марьинская птицефабрика» является разведение сельскохозяйственной птицы, оптово- розничная торговля яйцом и мясом птицы. Указанная деятельность осуществляется на земельном участке с кадастровым номером 50:21:150111:0044. общей площадью 367800 кв.м., принадлежащем предприятию на праве собственности на основании свидетельства. Производственная база ОАО Марьинская птицефабрика» представляет собой комплекс, состоящий из 18 птицеотделений.

Образующийся в результате деятельности данного юридического лица куриный помет свежий в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ .ДД.ММ.ГГГГ относится к отходам 3 класса опасности.

Временное размещение и хранение указанного отхода осуществляется ОАО Марьинская птицефабрика» на собственном пометохранилище, расположенном на расстоянии 0.8 км. от птицеотделений.

ОАО «Марьинская птицефабрика» биометрическим методом осуществляется

обезвреживание куриного помета: куриный помет из пометохранилища собственным

-канализированным автотранспортом перевозится на площадку буртования, предназначенную для приготовления компоста. Площадка буртования расположена на расстоянии 0,7 км. от птицеотделений. Проектная мощность площадки составляет 40 тыс. тонн. Процесс обезвреживания представляет собой добавление в массу свежего куриного помета торфа, опилок, что впоследствии приводит к его перепреванию.

Перепревший помет относится к отходу 4 класса опасности. Далее переработанный и

обезвреженный куриный помет (компост) с площадки буртования по договору со

сторонними организациями вывозится на поля в качестве удобрения.

Для обеспечения питьевой водой предприятия, а также жителей поселка Марьино Ленинского муниципального района <адрес>. ОАО «Марьинская птицефабрика» эксплуатирует 3 собственные артезианские скважины питьевого водоснабжения на основании лицензии на право пользования недрами. Водоотведение сточных вод предприятия осуществляется по трем выпускам в реку Незнайка в. соответствии с действующим разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Каждый выпуск оборудован ливневой канализацией.

Полагает, что деятельность данного юридического лица не отвечает
требованиям действующего санитарно-эпидемиологического, водного

законодательства и законодательства об отходах производства и потребления и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством, поскольку в нарушение норм законодательства ОАО «Марьинская-птицефабрика» в настоящее время в ходе своей деятельности производит сброс ливневых сточных вод с территории предприятия в реку Незнайка в отсутствие решения о предоставлении данного водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Эксплуатация 3 артезианских скважин осуществляется ОАО Марьинская птицефабрика» в отсутствие проектов организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения для указанных скважин. Обезвреживание отходов 3 класса опасности осуществляется предприятием в отсутствие лицензии на право обращения с опасными отходами.

За указанные правонарушения Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица - ОАО «Марьинская птицефабрика» возбуждены дела об административных правонарушениях, - предусмотренных ст.ст. 6.3, 7.6, 19.20 Кодекса Российской Федерации об I административных правонарушениях. Кроме того, генеральному директору ОАО «Марьинская птицефабрика» прокурором внесено представление с требованием устранения вышеуказанных правонарушений.

Учитывая, что до настоящего времени ОАО «Марьинская птицефабрика» не

получило решение о предоставлении водного объекта - <адрес> - в пользование

для сброса сточных вод, не получило лицензию на право обезвреживания отходов 3

класса опасности, а также не разработало проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения для 3 используемых артезианских скважин и не получило положительные санитарно-эпидемиологические заключения -на данные проекты - необходимо в судебном порядке обязать предприятие выполнить указанные требования действующего санитарно-эпидемиологического, водного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления.

Деятельность ОАО «Марьинская птицефабрика» не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического, водного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права -определенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

В силу ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с

участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного

самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных

интересов, по спорам, возникающим, в том числе из гражданских, экологических и

иных отношений.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В связи с этим обратился в суд и просил требования удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом. Представил отзыв на иск, в котором просил требования удовлетворить в полном объеме.

Суд, изучив материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в котором указано, что Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению руководителя Управления Россельхознадзора по <адрес>, Московской и Тульской областям Антонова Е.В. по факту нарушения требований природоохранного законодательства открытым акционерным обществом «Марьинская птицефабрика» (далее - ОАО «Марьинская птицефабрика»), расположенным в <адрес> муниципального района <адрес>.

В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ОАО «Марьинская птицефабрика» является разведение сельскохозяйственной птицы, оптово-розничная торговля яйцом и мясом птицы.

Образующийся в результате деятельности данного юридического лица куриный помет свежий в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от .ДД.ММ.ГГГГ относится к отходам 3 класса опасности. Временное размещение и хранение указанного отхода осуществляется ОАО "Марьинская птицефабрика» на собственном пометохранилище, расположенном на расстоянии 0,8 км. от птицеотделений.

Вместе с тем, в ходе проверки предприятия ДД.ММ.ГГГГ установлено, что специальное разрешение (лицензия) на обращение с отходами 3 класса опасности у ОАО «Марьинская птицефабрика» отсутствует.

ОАО «Марьинская птицефабрика» допускает обезвреживание куриного помета, относящегося к отходам 3 класса опасности, в отсутствие специального разрешения (лицензии) на обезвреживание отходов, наличие которого является обязательным.

Факт обезвреживания ОАО «Марьинская птицефабрика» отходов 3 класса опасности в отсутствие специального разрешения (лицензии) подтверждается пояснениями заместителя генерального директора ОАО «Марьинская птицефабрика», а также иными материалами проверки. В соответствии со ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ г осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). В связи с этим, межрайонным природоохранным прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства ( л.д. 53-56)

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ОАО «Марьинская птицефабрика» была признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Федеральный закон), хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как -необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации. Указывают на невозможность осуществления хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружают среды; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной иной деятельности на природную среду исходя из требований в области oxpаны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использован наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среде; органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планируют осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74 (в г от ДД.ММ.ГГГГ)(далее Водный кодекс), юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке которые установлены Водным кодексом.

В силу ч.2 ст. 11 Водного кодекса, на основании решений о предоставлю водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федералы собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе для сброса сточных вод.

Частью 4 ст. 11 Водного кодекса установлено, что предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или растений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса, для водных объектов, используемых для леей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидимиологическом благополучии населения.

В соответствии со ст. 44 Водного кодекса, использование водных объектов для - целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу п. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при разработке нормативно- строительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового -значения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидимиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно п. 1.4. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (ЗСО)(далее - СанПиН), ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Согласно п. 1.6. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и
предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства. При этом обращение с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Кроме того, обезвреживание отходов - это обработка отходов, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ст.9 указанного Федерального закона деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N IS-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Пунктом 1 ст.49 Гражданского кодекса РФ, установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно п.74 ч.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по обращению с отходами 1-4 класса опасности подлежит лицензированию.

На основании п.2 Положения о лицензировании деятельности по сбору,

использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса

опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, лицензирование деятельности по обезвреживанию опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и

атомному надзору.

Поскольку деятельность Марьинской птицефабрики осуществляется в отсутствие необходимого разрешения, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования межрайонного прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора <адрес> – удовлетворить.

Обязать ОАО «Марьинская птицефабрика» приостановить деятельность по обезвреживанию отходов 3 класса опасности до получения лицензии на право обращения с опасными отходами в порядке,
предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Обязать ОАО «Марьинская птицефабрика» получить в порядке, предусмотренном Водным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74, решение о предоставлении водного объекта <адрес> в пользование для сброса сточных вод;

Обязать ОАО «Марьинская птицефабрика» разработать в порядке, предусмотренном Санитарными правилами и нормами
«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», проекты организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения для 3 артезианских скважин, отвечающие требованиям действующего законодательства, и получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> положительные санитарно-эпидемиологические заключения Главного государственного санитарного врача <адрес> или его заместителя на указанные вопросы.

Решение истцом может быть обжаловано в Мособлсуд в течение 10 дней через Видновский суд, ответчиком – в Видновский городской суд в течение 7-ми дней с момента получения копии решения суда путем подачи заявления о его отмене.

Судья: Гоморева Е.А.