Дело № 2- 5761/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 декабря 2011 года г. Видное Московской области Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Волчихиной М.В., при секретаре Ермачихиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурор к Администрация с/п об обязании принять меры по постановке бесхозяйного ГТС – земляной плотины на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, У С Т А Н О В И Л : Прокурор обратился с иском к Администрация с/п об обязании принять меры по постановке бесхозяйного ГТС – земляной плотины на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В обосновании своих доводов указывает, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и законодательства, регулирующего вопросы обеспечения безопасности в отношении бесхозяйных гидротехнических сооружений, относящихся к высокому классу опасности. В результате проверки установлено, что земляная плотина 3,4 га на пруду 1360 куб. м. в <адрес>, числящаяся по сведениям ФГУ "С"» по состоянию ДД.ММ.ГГГГ на балансе ЗАО "М", фактически является брошенным гидротехническим сооружением. В ЗАО "М" отсутствуют какие-либо документы на указанное гидротехническое сооружение: отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы. По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним плотина 3,4 га на пруду в <адрес> собственностью ЗАО "М" не является. В результате проверки установлено, что отсутствует исходно-разрешительная, строительная и иная техническая документация на гидротехническое сооружение, а также документы о передаче гидротехнического сооружения на баланс общества. Гидротехническое сооружение – плотина земляная, расположенная на пруду в д. Зименки из-за отсутствия собственника не содержится и не обслуживается надлежащим образом. Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленные ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не соблюдается. Данное гидротехническое сооружение расположено в <адрес>, однако сведения о собственниках сооружения отсутствуют. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятие с учета бесхозяйных недвижимых вещей регулируется «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 (ред. от 12.11.2004 г.) В соответствии с пунктами 4 и 5 данного Положения, орган местного самоуправления, то есть администрация сельского поселения Десеновское, должна обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии ан учет объекта недвижимого имущества – бесхозяйного ГТС на пруду в <адрес>. Указанные действия администрацией поселения не были выполнены, до настоящего времени собственник ГТС не определен. В связи с отсутствием собственника данного ГТС, контроль за состоянием сооружения с момента постройки никем не осуществлялся, меры по обеспечению безопасности не принимались. Дальнейшее нахождение сооружения в аварийном состоянии при отсутствии контроля за ее состоянием нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, определенные ст. 18 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей ан водных объектах, охране их жизни и здоровья. Способы защиты нарушенных прав предусмотрены ст. 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просит обязать Администрация с/п принять меры по постановке бесхозяйного ГТС – земляной плотины 3, 4 га на пруду в <адрес> на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним В судебном заседании представитель истца – старший помощник Прокурор Ушакова Т.В. поддержала исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика – Администрация с/п с исковыми требованиями согласен. Суд, изучив в судебном заседании доводы сторон, а также исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства. Городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и законодательства, регулирующего вопросы обеспечения безопасности в отношении бесхозяйных гидротехнических сооружений, относящихся к высокому классу опасности. В результате проверки установлено, что земляная плотина 3,4 га на пруду 1360 куб. м. в <адрес>, числящаяся по сведениям ФГУ "С" по состоянию 01.01.2007 г. на балансе ЗАО "М", фактически является брошенным гидротехническим сооружением. В ЗАО "М" отсутствуют какие-либо документы на указанное гидротехническое сооружение: отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы. По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним плотина 3,4 га на пруду в д. Зименки собственностью ЗАО "М" не является. В результате проверки установлено, что отсутствует исходно-разрешительная, строительная и иная техническая документация на гидротехническое сооружение, а также документы о передаче гидротехнического сооружения на баланс общества. Гидротехническое сооружение – плотина земляная, расположенная ан пруду в <адрес> из-за отсутствия собственника не содержится и не обслуживается надлежащим образом. Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленные ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не соблюдается. Данное гидротехническое сооружение расположено в сельском поселении Десеновское, однако сведения о собственниках сооружения отсутствуют. Доводы истца подтверждаются письменными материалами дела, а именно: копией обращения ЗАО "М" к Заместителю Прокурор Фомину В.Ю., из которого следует, что вышеуказанное гидротехническое сооружение на балансе ЗАО "М" не числится (л.д. 5-6); копией письма ФГУ "С", из которого следует, что вышеуказанное гидротехническое сооружение построено для полива сельхозкультур и сдавалось в эксплуатацию совместно с оросительными системами (л.д. 7-8); копией справки ЗАО ПЗ "К" о том, что вышеуказанное гидротехническое сооружение на балансе хозяйства не числятся (л.д. 9). В соответствии со ст.ст. 8, 131 ГПК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента регистрации соответствующего права на него. Согласно п. 8 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствии со ст.ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. При указанных выше обстоятельствах требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Администрация с/п принять меры по постановке бесхозяйного ГТС – земляной плотины 3, 4 га на пруду в <адрес> на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Видновский городской суд в течении 10 дней. Судья М.В. Волчихина