ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Вичуга 15 октября 2010 года.
Судья Вичугского городского суда Ивановской области Вермишян А.О.,
с участием государственных обвинителей: заместителя Вичугского межрайонного прокурора Погореловой М.М., заместителя Вичугского межрайонного прокурора Прияткиной Н.Д.
подсудимого Антонова Д.Ю.,
защитника - адвоката Кочетова С.А., представившего удостоверение № 484 от 26.07.2008 года, ордер № 2022 от 16.09.2010 года,
потерпевшей П.Т.П.
при секретаре Гонцовой И.А.,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении
Антонова Д.Ю., ...
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Антонов Д.Ю. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах.
13 июня 2010 года около 19 часов Антонов Д.Ю. со своей женой А.А.П. употреблял спиртное по месту жительства по адресу: ..., ..., ... В период времени между 19 и 20 часами между Антоновым Д.Ю. и его женой А.А.П. произошла ссора. В ходе ссоры Антонов Д.Ю. толкнул А.А.П., в результате чего та упала на спину. После этого у Антонова Д.Ю. на почве личных неприязненных отношений возник умысел на причинение А.А.П. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека. Реализуя свой преступный умысел, Антонов Д.Ю. в период времени между 19 часами и 20 часами 15 минутами 13 июня 2010 года взял нож, острием клинка которого надавил на живот лежащей на спине А.А.П..
Своими умышленными преступными действиями Антонов Д.Ю. причинил А.А.П. колото-резаную рану передней брюшной стенки в эпигастральной области, проникающую в брюшную полость с повреждением брыжейки кишечника. Ранение осложнилось острой сердечно-сосудистой недостаточностью и относится к категории повреждений, причинивших тяжкий вред здоровью, опасный для жизни, находится в прямой причинной связи со смертью А.А.П..
В тот же день А.А.П. была доставлена в Вичугскую центральную районную больницу, где 24 июня 2010 года от полученных повреждений скончалась.
Причиной смерти А.А.П. явилась колото-резаная рана передней брюшной стенки, проникающая в брюшную полость с повреждением брыжейки кишечника, осложнившаяся развитием тяжелого гнойного воспаления забрюшинной клетчатки, брюшины и сердечно-сосудистой недостаточности.
В судебном заседании Антонов Д.Ю., соглашаясь дать показания по существу предъявленного обвинения, свою вину в причинении тяжкого вреда здоровью А.А.П. признал и показал, что 13 июня 2010 года в квартире по месту жительства на кухне между ним и его женой А.А.П. произошла ссора. Во время ссоры жена дважды ударила его ладонью по лицу, они сцепились и упали. Оказавшись на полу, жена продолжила его оскорблять, он взял со стола кухонный нож и приставил клинок ножа к животу, после слов: «На, режь, или ты - слабак?» он надавил на нож, в этот момент А.А.П. попыталась привстать и клинок ножа воткнулся ей в живот. Испугавшись, Антонов Д.Ю. вытащил нож, а А.А.П. встала и убежала к соседям. В тот же день А.А.П. была доставлена в Вичугскую ЦРБ, где скончалась 24 июня 2010 года.
Помимо признательных показаний подсудимого А.А.П., его виновность в совершении вышеуказанного преступления подтверждается совокупностью нижеследующих доказательств, исследованных и проверенных в судебном заседании.
Показаниями потерпевшей А.А.П., данными ею в ходе предварительного следствия 15 июня 2010 года, из которых следует, что вечером 13 июня 2010 года она находилась дома по адресу: ... .... Антонов Д.Ю. вернулся с работы выпивши, в связи с чем, а также по причине низких заработков мужа она стала предъявлять ему претензии. В ходе ссоры, когда она (А.А.П.) лежала на диване, Антонова Д.Ю. взял кухонный нож и этим ножом, держа ее одной рукой за шею, тем самым не давая ей подняться, нанес ей удар ножом в живот. Получив ножевое ранение, А.А.П. отбросила нож, поднялась и побежала к соседке Б.Е.В., с тем, что бы та вызвала скорую медицинскую помощь.
Вина Антонова Д.Ю. подтверждается содержанием протокола явки с повинной Антонова Д.Ю., в котором он указал, что 13 июня 2010 года во второй половине дня со своей женой А.А.П. он распивал спиртное в кухне дома. Около 19 часов по причине оскорблений со стороны жены между ним и А.А.П. возникла ссора. Антонов Д.Ю. начал сдерживать жену, отчего оба упали на пол, при этом Антонов Д.Ю. оказался сверху. Поскольку оскорбления в его адрес со стороны жены продолжались, он (Антонов Д.Ю.), потребовав прекратить оскорбления, взял лежащий на столе нож и приставил его к животу жены. После слов А.А.П.: «Давай-давай, слабак, режь. Ты не мужик, он надавил на нож и сразу же вытащил его из живота жены и отбросил рядом с собой. После этого А.А.П. поднялась и выбежала из квартиры (т. 1,л.д. 40-41).
Допрошенная в судебном заседании потерпевшая П.Т.П. показала, что является сестрой А.А.П.. О ранении сестры ей стало известно вечером 13 июня 2010 года от соседки Назаровой. В последующем, когда она навещала сестру в больнице, последняя сообщила ей о том, что ножевое ранение ей было нанесено Антонова Д.Ю. в ходе ссоры с последним, причиной ссоры был низкий заработок Антонова Д.Ю..
Допрошенная в судебном заседании свидетель Б.Е.В. показала, что семья Антоновых проживает с ней по соседству. 13 июня 2010 года она со своим сожителем находилась дома. В половине девятого вечера к ним в квартиру вбежала А.П.П.. Последняя сообщила, что в ходе ссоры ее порезал муж. Соседка была одета в ночную рубашку, в руке держала полотенце, которым закрывала рану на животе. Б.Е.В. направилась к соседке Смирновой, чтобы вызвать скорую помощь. По прибытию скорой помощи А.А.П. была госпитализирована в Вичугскую ЦРБ.
Из оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля М.Н.Н. следует, что 13 июня 2010 года он со своей сожительницей находился дома. В девятом часу вечера к ним прибежала соседка А.А.П.. Соседка была одета в ночную рубашку, руками А.А.П. зажимала рану на животе. А.А.П. сообщила, что ее порезал муж в ходе возникшей ссоры. Его сожительница Б.Е.В. вызвала скорую медицинскую помощь, по прибытию которой А.А.П. была госпитализирована (т. 1,л.д. 49-51).
Допрошенная в судебном заседании свидетель С.А.Г. показала, что является матерью Антонова Д.Ю., проживает с ним по соседству, 13 июня 2010 года вечером сын пришел к ней домой и сообщил о том, что в ходе ссоры нанес ножевое ранение жене А.А.П..
Допрошенная в судебном заседании свидетель Н.Н.А., являющаяся фельдшером скорой помощи, прибывшая по вызову для оказания медицинской помощи А.А.П., пояснила, что А.А.П. находилась в сознании и сообщила ей, что в ходе ссоры муж нанес ей удар в живот.
Допрошенный в качестве свидетеля хирург Х.Н.Ф., оперировавший А.А.П. при поступлении в ЦРБ 13 июня 2010 года, в судебном заседании показал, у нее было проникающее ранение брюшной полости, были установлены показания к экстренной операции. Операция, проведенная А.А.П., относится к категории тяжелых. Была сделана лапаротомия - рассечение верхнесрединных и нижнесрединных частей живота, вскрыта брюшная полость, затем был произведен осмотр внутренних органов. При осмотре внутренних органов обнаружено ранение корня брыжейки тонкого и толстого кишечника, уходящее в забрюшинное пространство. Тяжесть была в том, что был ранен корень брыжейки, который уходил в забрюшинное пространство. А это опасно осложнениями. После операции был назначен курс лечения. Однако, не смотря на проведенные мероприятия у А.А.П. появилось осложнение в виде гнойного воспаления забрюшинной клетчатки, в связи с чем ей потребовалась повторная операция, в ходе проведения которой А.А.П. скончалась.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля хирург Б.М.А., участвовавший во время повторной операции 24 июня 2010 года, подтвердил, что причиной смерти А.А.П. явилась колото-резанная рана передней брюшной стенки. Именно данное ранение вызвало осложнения в виде нагноения забрюшинного пространства, следствие - кишечная непроходимость, кровотечение, в связи с чем, проводилась повторная операция, которую А.А.П. не перенесла.
Допрошенный по ходатайству стороны защиты судебно - медицинский эксперт Пронин А.Л. подтвердил, что причиной смерти А.А.П. явилось колото-резанная рана передней брюшной стенки, проникающая в брюшную полость с повреждением брыжейки кишечника. В данном случае у А.А.П. имело место отсроченное осложнение в виде гнойного воспаления забрюшинной клетчатки, которое в конечном итоге привело к необходимости проведения повторной операции, во время которой и умерла А.А.П..
В ходе осмотра места происшествия 13 июня 2010 года было осмотрено домовладение, расположенное по адресу: .... ... .... В кухне на полу рядом с холодильником был обнаружен кухонный нож с деревянной ручкой со следами вещества бурого цвета (т. 1,л.д. 16-19).
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта от 13 августа 2010 года у А.А.П. при поступлении на лечение в Вичугскую ЦРБ 13 июня 2010 года в 20 часов 15 минут имелась колото-резаная рана передней брюшной стенки в эпигастральной области, проникающая в брюшную полость с повреждением брыжейки кишечника. Данное ранение образовалось в результате одного воздействия какого-либо колюще-режущего орудия, каковым мог быть клинок ножа. Изложенный вывод подтверждается линейной формой, ровными краями раны, преобладанием длины раневого канала над размерами раны. Ранение осложнилось острой сердечно-сосудистой недостаточностью, обусловленной развитием обширного гнойного воспаления забрюшинной клетчатки. Давность получения ранения-в пределах 6-12 суток на момент смерти. После полученного повреждения А.А.П. могла передвигаться. Причиной смерти А.А.П. явилась колото-резанная рана передней брюшной стенки, проникающая в брюшную полость с повреждением брыжейки кишечника, осложнившаяся развитием тяжелого гнойного воспаления забрюшинной клетчатки, брюшины и сердечно-сосудистой недостаточности. Смерть наступила 24 июня 2010 года ( т. 1,л.д. 71 -78).
Согласно выводам потологоанатомической конференции причиной летального исхода больной А.А.П. явились следующие: колото-резаная рана передней брюшной стенки, проникающая в брюшную полость с повреждением брыжейки кишечника, гематома забрюшинного пространства с последующим ее нагноением, кишечная непроходимость, отказ больной от повторного оперирования, как следствие тяжелая интоксикация, эрозивное желудочное кровотечение, разлитой гнойно-фибринозный перитонит (т.1,л.д. 160).
Согласно выводам судебно-биологической экспертизы от 02.08.2010 года на представленном на экспертизу ноже обнаружена кровь «О-аВ», что не исключает ее принадлежности от А.А.П., но исключает ее принадлежность Антонову Д.Ю. (т. 1,л.д. 83-87).
По заключению комиссии судебно-психиатрических экспертов № 774 от 29 июля 2010 года подсудимый Антонов Д.Ю. в отношении инкриминируемого ему деяния признан вменяемым (т. 1л.д. 92-93).
Выводы экспертов обоснованны, соответствуют материалам и обстоятельствам дела.
Приведенные доказательства получены с соблюдением требований УПК РФ, существенных нарушений требований уголовно-процессуального закона из материалов дела не усматривается.
Допросив подсудимого, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит виновность Антонова Д.Ю. в умышленном причинении А.А.П. тяжкого вреда здоровью опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей, установленной собранными по делу и согласующимися между собой доказательствами, исследованными и проверенными в судебном заседании с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности.
На основании анализа вышеприведенных доказательств судом установлено, что Антонов Д.Ю. в ходе ссоры с А.А.П. на почве личной неприязни к последней надавил острием клинка ножа на живот А.А.П., причинив ей колото-резаную рану передней брюшной стенки. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы А.А.П. был причинен тяжкий вред, что повлекло смерть потерпевшей..
Переходя к юридической оценке содеянного, суд, соглашаясь с позицией государственного обвинителя, квалифицирует действия А.А.П. по ч. 4 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Суду представлено достаточно доказательств, свидетельствующих об умышленном причинении Антоновым Д.Ю. потерпевшей тяжких телесных повреждений и его неосторожной вине по отношению к смерти А.А.П..
Характер действий Антонова Д.Ю., а именно орудие преступления - нож с длиной клинка 19.5 см., локализация ножевого ранения - область живота, свидетельствует о том, что подсудимый осознавал, что совершает действия, опасные для здоровья другого человека, предвидел возможность причинения тяжкого вреда здоровью.
Мотивом совершения преступления были неприязненные отношения подсудимого и потерпевшей, возникшие на почве ссоры.
Судом обсуждались доводы защитника Кочетова С.А. о необходимости квалификации действий его подзащитного по ч. 1 ст. 111 УК РФ. Однако суд находит их несостоятельными, противоречащими установленным фактическим обстоятельствам дела и полностью опровергнутыми имеющимися доказательствами. В судебном заседании достоверно установлено, что смерть А.А.П. является прямым последствием нанесенного ей Антоновым Д.Ю. телесного повреждения в виде колото-резаной раны живота. Данный факт подтверждается как выводами судебно-медицинской экспертизы трупа А.А.П., так и показаниями свидетелей: Х.Н.Ф., Б.М.А..
При назначении Антонову Д.Ю. вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, данные, характеризующие личность подсудимого, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на его исправление и условия жизни его семьи.
Антонов Д.Ю. впервые совершил преступление, отнесенное законом к категории особо тяжких. По месту жительства Антонов Д.Ю. характеризуется удовлетворительно (т. 1л.д. 120), потерпевшая на строгом наказании Антонова Д.Ю. не настаивает.
В качестве обстоятельства смягчающего наказание Антонова Д.Ю., суд учитывает в силу п. «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ наличие у него малолетнего ребенка, в силу п. «и» ч. 1 ст. 61 явку с повинной, а также признание вины и раскаяние в содеянном.
Отягчающих наказание подсудимого обстоятельств судом не установлено.
Суд назначает наказание Антонову Д.Ю. с применением ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Принимая во внимание изложенное, конкретные обстоятельства содеянного, применяя принцип соразмерности совершенного преступления и назначенного наказания, суд приходит к убеждению о возможности исправления и перевоспитания Антонова Д.Ю. только в условиях изоляции его от общества, и считает справедливым назначить ему наказание в виде реального лишения свободы.
Оснований к применению иного вида наказания, ст. ст. 64, 73 УК РФ суд не усматривает.
Отбывание наказания Антонову Д.Ю. в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ надлежит определить в исправительной колонии строгого режима.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Вещественные доказательства: нож, изъятый на месте происшествия, образцы крови Антонова Д.Ю., образцы крови А.А.П. - надлежит уничтожить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд,
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать Антонова Д.Ю. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 6 (шесть) лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Антонову Д.Ю. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключение под стражу, взять его под стражу в зале суда и до вступления приговора в законную силу содержать в ФБУ ИЗ-37/1 УФСИН по Ивановской области
Срок отбывания наказания Антонову Д.Ю. исчислять с 15 октября 2010 года.
Вещественные доказательства: нож, изъятый на месте происшествия, образцы крови Антонова Д.Ю., образцы крови А.А.П. - надлежит уничтожить.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд Ивановской области в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья