Решение по делу № 2-542/2010



Дело № 2-542/10

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вичуга 10 ноября 2010 года

Вичугский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Горшковой Е.А.

при секретаре Любимовой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Областному государственному учреждению «Вичугское лесничество» о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов

У С Т А Н О В И Л :

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОГУ «Вичугское лесничество» о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проведенной проверки исполнения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, установлено, что на территории земельного участка, расположенного у автодороги <адрес> имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Указанный земельный участок относится к категории земель лесного фонда и находится на территории ОГУ «Вичугское лесничество». Занимаемая свалкой площадь составляет около 4,3 га, объем отходов ориентировочно составляет 25-30 тыс. тонн. Согласно п.1.2. Устава ОГУ «Вичугское лесничество» является правопреемником областных государственных учреждений «Вичугский лесхоз», «Родниковский лесхоз» и «Лухский лесхоз» принятых в государственную собственность Ивановской области. В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Пункт 2.1 Устава «ОГУ «Вичугское лесничество» к основным целям деятельности учреждения относит реализацию отдельных полномочий Ивановской области по обеспечению многоцелевого рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей участников лесных отношений в лесах и лесных ресурсах. Согласно п. 2.3 данного Устава ОГУ «Вичугское лесничество» в соответствии с возложенными обязанностями осуществляет функции, в том числе по организации охраны, защиты, воспроизводства лесов, в том числе ухода за лесом в молодняках и средневозрастных насаждениях (составление и согласование технологических карт, подготовка технического задания для заключения госконтрактов, приемка работ по госконтрактам и др.) Незаконное размещение отходов на территории ОГУ «Вичугское лесничество» создает угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и жизнедеятельность граждан, что является нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Природоохранный прокурор просит обязать ОГУ «Вичугское лесничество» очистить территорию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от твердых бытовых отходов.

В судебном заседании Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Корнилов Е.И. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам, уточнив исковые требования, просит обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно обязать ответчика организовать очистку территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от твердых бытовых отходов.

Представитель ответчика ОГУ «Вичугское лесничество» Харитонова М.С., действующая на основании доверенности, иск признала, суду пояснила, что действительно свалка указанная в исковом заявлении находится на землях лесного фонда. ОГУ «Вичугское лесничество» обязано очищать леса от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Однако в настоящее время ОГУ «Вичугское лесничество» не имеет возможности включить мероприятия по ликвидации свалки в квартале 63 выделы 12 и 19 в действующий контракт, поскольку все мероприятия и цена контракта на текущий год уже оговорены. Мероприятия по ликвидации свалки запланировано включить в госконтракт на следующий год.

Представитель третьего лица - комитета Ивановской области по лесному хозяйству Сорин В.М., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что ОГУ «Вичугское лесничество» не является собственником земель лесного фонда, а только осуществляет отдельные полномочия, которые переданы им федеральной властью. Собственником земель лесного фонда является Российская Федерация. ОГУ «Вичугское лесничество» является учреждением, ликвидировать свалку своими силами лесничество не может, поскольку лесничество не имеет ни техники, необходимой для ликвидации свалки, ни рабочих. Организовать работы по ликвидации свалки лесничество может только путем размещения контракта на выполнение данного вида работ. Контракт заключает Комитет Ивановской области по лесному хозяйству, в действующий контракт мероприятия по ликвидации свалки не включены, контракт заключен до ноября 2010 года. Вопросы финансирования решает Федеральное агентство лесного хозяйства, все лесное хозяйство финансируется из Федерального бюджета. В случае выделения субвенций из Федерального бюджета, работы по уборке мусора будут включены в государственный контракт. На заключение нового контракта может уйти от 6 месяцев до одного года.

Заслушав Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной прокуратуры, представителей ответчика и третьего лица, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ОГУ «Вичугское лесничество» допустило на своей территории нарушение требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в том, что на территории <адрес> находится свалка твердых бытовых отходов площадью 4,3 га, факт существования которой подтверждается материалами дела и не отрицается ответчиком.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно п.п. «г» п.2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414, в целях санитарной безопасности осуществляется санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Пунктом 39 указанных Правил предусмотрено, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

На основании ч.1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Согласно п.4 ч.1. ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Частью второй ст.51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, если иное не предусмотрено Лесным Кодексом, другими федеральными законами.

В силу ч.4 ст. 23 Лесного кодекса РФ реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.3.5 Порядка деятельности лесничих в Ивановской области, утвержденных Постановлением Правительства Ивановской области от 22.07.2008 года №201- п лесничий осуществляет организацию мероприятий по санитарной безопасности и защите лесов, в том числе организацию проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, очистки леса от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

Таким образом, из норм действующего законодательства следует, что обязанность по организации мероприятий по очистке лесов от загрязнений, в том числе от свалок мусора твердых бытовых отходов возложена на лесничества.

На территории Вичугского района реализация отдельных полномочий Ивановской области по обеспечению многоцелевого, рационального, непрерывного использования лесов для удовлетворения потребностей участников лесных отношений в лесах и лесных ресурсах является основной целью деятельности ОГУ «Вичугское лесничество» (п.2.1 Устава ОГУ «Вичугское лесничество»). Пункт 2.3 данного Устава предусматривает, что в соответствии с возложенными задачами лесничество осуществляет в том числе функции по организации охраны, защиты и воспроизводства лесов, организации санитарно-оздоровительных мероприятий (составление и согласование технологических карт, подготовка технического задания для заключения госконтрактов приемка по госконтрактам и другие).

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению в натуре.

В связи с выявленными нарушениями ОГУ «Вичугское лесничество» природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, принимая во внимание, что ответчик является учреждением, для устранения нарушений необходимо выделение бюджетных средств в порядке установленном законодательством, суд считает необходимым обязать ответчика организовать очистку территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от твердых бытовых отходов в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Незаконное размещение отходов на территории ОГУ «Вичугское лесничество» создает угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и жизнедеятельность граждан, что является нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, гарантированных ст.42 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Пунктом 2 ст. 333.20 НК РФ предусмотрено, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины

Учитывая, что ОГУ Вичугское лесничество» является некоммерческой организацией, финансирующейся за счет бюджетных средств, а также, что данному учреждению необходимы значительные средства для устранения нарушений природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, суд считает возможным уменьшить размер подлежащей уплате государственной пошлины до 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Областное государственное учреждение «Вичугское лесничество» в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно:

Организовать очистку территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от твердых бытовых отходов.

Взыскать с Областного государственного учреждения «Вичугское лесничество» государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме (15.11.2010 г.)

Судья Е.А.Горшкова