Дело № 2-300/2011. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 июня 2011 года город Вичуга Вичугский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Лаврова С.Н. при секретаре Хрусталевой Ю.А., с участием представителя истца - помощника Вичугского межрайонного прокурора Коломенского Е.М., представителя ответчика - администрации Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области Мозулева В.В., действующего на основании решения Совета Октябрьского сельского поселения № 45 от 29 июля 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вичугского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия ответчика и о возложении обязанности выполнить определенные действия, У С Т А Н О В И Л : Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по обеспечению пожарной безопасности на территории поселения и о возложении обязанности выполнить определенные действия по обеспечению пожарной безопасности. В исковом заявлении указано следующее. Проведенной Вичугской межрайонной прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности городского округа Вичуга и Вичугского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ивановской области проверкой исполнения законодательства о местном самоуправлении и законодательства о пожарной безопасности установлены существенные нарушения данного законодательства. Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (пункт 3 части 6.1 статьи 37 указанного Закона). В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Перечень первичных мер пожарной безопасности предусмотрен статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В нарушение данных положений Законов и п.п. 3, 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 на территории Октябрьского сельского поселения не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Отсутствуют площадки с твердым покрытием (пирсами) для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» территории общего пользования Октябрьского сельского поселения не оснащены первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, средства звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре на территории Октябрьского сельского поселения не установлены. Выявленные нарушения свидетельствуют об игнорировании со стороны должностных лиц администрации Октябрьского сельского поселения императивных норм законодательства о местном самоуправлении и законодательства о пожарной безопасности, свидетельствуют о ненадлежащем контроле за деятельностью должностных лиц, к полномочиям которых отнесены указанные вопросы. Неисполнение указанного законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих либо могущих проживать в будущем на территории данного поселения. В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании указанных положений гражданского процессуального законодательства прокурором направляется в суд заявление в целях защиты права неопределенного круга лиц на пожарную безопасность. В связи с тем, что бездействие администрации поселения может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, в соответствии со статьей 212 ГПК РФ решение подлежит обращению к немедленному исполнению. В судебном заседании представитель истца - помощник Вичугского межрайонного прокурора Коломенский Е.М. заявленные требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области по исполнению требований пожарной безопасности, а также обязать администрацию Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области: разработать и принять нормативно-правовой акт, определяющий территории общего пользования в населенных пунктах Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, - в срок до 09 июля 2011 года; обеспечить устройство подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием к противопожарным водоисточникам, расположенным на территории Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области в соответствии с требованиями пункта 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, - в срок до 31 августа 2011 года; обеспечить территории общего пользования в населенных пунктах Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в соответствии с требованиями пункта 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, приложения 3 к указанным Правилам, - в срок до 31 августа 2011 года; обеспечить территории сельских населенных пунктов Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, - в срок до 31 августа 2011 года. Представитель ответчика, администрации Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, Мозулев В.В. с исковыми требованиями согласен. Выслушав лиц, участвующих в деле, специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Вичугского межрайонного прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пунктам 8, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, наделяется местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Необходимое количество первичных средств пожаротушения, виду данных средств установлены пунктом 31 Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003 года (далее - Правила пожарной безопасности в РФ), а также приложением № 3 к данным Правилам. Кроме этого согласно пункту 94 Правил пожарной безопасности в РФ при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Также в соответствии с пунктом 114 Правил пожарной безопасности в РФ на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Судом установлено, что администрацией Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области данные обязанности в полном объеме не исполнены, так как не принят нормативно-правовой акт, определяющий территории общего пользования поселения, при отсутствии которого невозможно определить необходимое количество первичных средств пожаротушения. Принятое постановление от 01 июня 2011 года № 80 не соответствует положениям пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, поскольку вместо территорий общего пользования определяет места общего пользования (здания), в связи с чем данное постановление также не позволяет определить территории общего пользования. Имеющиеся на территории поселения первичные средства пожаротушения явно не соответствуют требованиям пункта 31 Правил пожарной безопасности в РФ, а также приложению № 3 к данным Правилам. Реестр противопожарных водоисточников, утвержденный постановлением главы администрации Октябрьского сельского поселения № 31 от 14 марта 2011 года, не соответствует требованиям пункта 94 Правил пожарной безопасности в РФ, так как не включает все имеющиеся водоисточники, которые подлежат оборудованию подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием. Данный реестр должен быть пересмотрен с учетом требований Правил пожарной безопасности в РФ и рекомендаций органов противопожарной службы. При этом указанные в данном реестре водоисточники в настоящее время не в полном объеме оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием. Кроме этого до настоящего времени территории сельских населенных пунктов Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами, подтверждаются материалами дела об административном правонарушении в отношении главы администрации Октябрьского сельского поселения, представлением прокуратуры и ответом на него, представленными в суд документами администрации поселения, пояснениями допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста государственного инспектора г. Вичуга и Вичугского района по пожарному надзору Камешкова С.В., в связи с чем суд признает данные обстоятельства доказанными. В связи с этим суд признает незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области по исполнению требований пожарной безопасности. При определении мероприятий необходимых для устранения нарушений, сроков их исполнения суд исходит из позиции сторон, необходимости обеспечения исполнения решения в разумные сроки, временные и материальные затраты, требующиеся для исполнения решения. Таким образом, суд обязывает администрацию Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области: разработать и принять нормативно-правовой акт, определяющий территории общего пользования в населенных пунктах Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, - в срок до 09 июля 2011 года; обеспечить устройство подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием к противопожарным водоисточникам, расположенным на территории Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области в соответствии с требованиями пункта 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, - в срок до 31 августа 2011 года; обеспечить территории общего пользования в населенных пунктах Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в соответствии с требованиями пункта 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, приложения 3 к указанным Правилам, - в срок до 31 августа 2011 года; обеспечить территории сельских населенных пунктов Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, - в срок до 31 августа 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области по исполнению требований пожарной безопасности. Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области: 1) разработать и принять нормативно-правовой акт, определяющий территории общего пользования в населенных пунктах Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, - в срок до 09 июля 2011 года; 2) обеспечить устройство подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием к противопожарным водоисточникам, расположенным на территории Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области в соответствии с требованиями пункта 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, - в срок до 31 августа 2011 года; 3) обеспечить территории общего пользования в населенных пунктах Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем в соответствии с требованиями пункта 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, приложения 3 к указанным Правилам, - в срок до 31 августа 2011 года; 4) обеспечить территории сельских населенных пунктов Октябрьского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, - в срок до 31 августа 2011 года. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд Ивановской области в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме (14.06.2011 г.). Судья С.Н. Лавров