Дело № 2-368/2011. РЕШЕНИЕ. г. Вичуга. 17.08.2011 год. Вичугский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Беззубова В.Н., при секретаре Бойцовой И.Н., с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Вичугской межрайонной прокуратуры Комиссаровой Л.Г., с участием представителя ответчика - МУЗ «Вичугская ЦРБ» Кобякова М.В., с участием представителя ответчика - администрации городского округа Вичуга Ивановской области Бетилгиреева Р.М., с участием представителя третьего лица - Вичугская городская общественная организация Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Кузнецовой А.М., с участием представителя третьего лица - комитета по управлению имуществом городского округа Вичуга Бетилгиреева Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску Вичугского межрайонного прокурора к Муниципальному учреждению здравоохранения «Вичугская центральная районная больница» и к администрации городского округа Вичуга Ивановской области об установлении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение детского отделения МУЗ «Вичугская ЦРБ» путем установления пандусов и поручней на пандусах при входе - УСТАНОВИЛ: Вичугский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Вичугская центральная районная больница» и к администрации городского округа Вичуга Ивановской области об установлении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение детского отделения МУЗ «Вичугская ЦРБ» по адресу: Ивановская область г. Вичуга пер. Пятницкий д. 10 путем установления пандусов и поручней на пандусах при входе. Из искового заявления следует, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что в г. Вичуга по адресу: пер. Пятницкий д. 10, расположен филиал № 3 МУЗ «Вичугская ЦРБ», в состав которого входит нежилое здание детского отделения. Данное здание является муниципальным имуществом и находится в ведении МУЗ «Вичугская ЦРБ» на праве оперативного управления. На крыльце при входе в детское отделение МУЗ «Вичугская ЦРБ», имеется три ступени, различных по высоте, пандусы, необходимые для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение детского отделения МУЗ «Вичугская ЦРБ», отсутствуют, что затрудняет посещение указанного объекта лицами с ограниченными возможностями, в том числе инвалидами-колясочниками. Граждане-инвалиды в силу состояния здоровья и беспомощности, а также зачастую возраста являются социально-незащищенной категорией граждан и не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы. В связи с этим прокурор выступает в защиту социальных прав указанной категории граждан. Отсутствие пандусов является нарушением Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также п.п. 3.1, 3.14, 3.17 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Представитель истца - старший помощник прокурора Комиссарова Л.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, подтвердила пояснения данные в судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ. В данных пояснениях представитель истца сообщила, что отсутствие пандуса при входе в детское отделение МУЗ «Вичугская ЦРБ» препятствует доступу в помещение детского отделения больницы маломобильных граждан и противоречит закону. МУЗ «Вичугская ЦРБ» является учреждением, которое функционирует исключительно за счет средств бюджета городского округа Вичуга. Установить обязанность обустроить пандус и поручни на входе в помещение детского отделения больницы следует обоим ответчикам. Администрация городского округа Вичуга должна обеспечить наличие средств для установки пандуса и организовать его установку. МУЗ «Вичугская ЦРБ» должна содействовать в установке пандуса именно на данном входе в детское отделение, так как этот вход может быть предусмотрен и для иных целей, связанных с оказанием медицинской помощи. Представитель ответчика - администрации городского округа Вичуга Бетилгиреев Р.М. - исковые требования Вичугского межрайонного прокурора не признал, подтвердил пояснения, данные в судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ. В данных пояснениях представитель ответчика сообщил, что МУЗ «Вичугская ЦРБ» существует полностью за счет средств бюджета городского округа Вичуга, и средств для установки пандуса на входе в здание детского отделения не имеет. Данные средства не предусмотрены в бюджете городского округа Вичуга на ДД.ММ.ГГГГ год, но могут быть предусмотрены в бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год, который будет сформирован и вступит в действие с ДД.ММ.ГГГГ. В суд за подписью первого заместителя главы администрации городского округа Вичуга представлен отзыв, из которого следует, что в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Пунктом третьим той же статьи установлено, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. В соответствии со ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Исполнение органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. Согласно п. 1 ст. 19 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований, в частности, относится установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета. Решением Совета городского округа Вичуга от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден бюджет городского округа Вичуга на № год, в котором соответствующее финансирование не предусмотрено. В соответствии с БК РФ, решением городской Думы городского округа Вичуга от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о бюджетном процессе в городском округе Вичуга. Согласно п. 11 ст. 17 положения о бюджетном процессе в городском округе Вичуга решение о бюджете городского округа на очередной финансовый год и плановый период вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года. Согласно п. 7 ст. 17 положения о бюджетном процессе в городском округе Вичуга проект решения о бюджете рассматривается городской Думой во втором чтении в срок до ДД.ММ.ГГГГ текущего года. Соответствующее финансирование будет предусмотрено в бюджете на ДД.ММ.ГГГГ год в вышеуказанные сроки. Из отзыва на исковое заявление также следует, что оно не содержит ссылок на законодательные акты, определяющие напрямую обязанность администрации городского округа Вичуга выполнить заявленные требования. Объект недвижимого имущества - здание стационара терапевтического корпуса и поликлиники филиала № 3 МУЗ «Вичугская ЦРБ», расположенный по адресу: г. Вичуга пер. Пятницкий д. 10, передан МУЗ «Вичугская ЦРБ» администрацией городского округа Вичуга в лице Комитета по управлению имуществом городского округа Вичуга в оперативное управление и в силу ст. ст. 209, 296, 298 ГК РФ МУЗ «Вичугская ЦРБ» обязано нести бремя содержания имущества, находящегося в его оперативном управлении. Представитель ответчика - МУЗ «Вичугская ЦРБ» Кобяков М.В. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований Вичугского межрайонного прокурора возражал, подтвердил пояснения, данные в судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ. Из данных пояснений следовало, что МУЗ «Вичугская ЦРБ» является муниципальным учреждением здравоохранения, оказывая медицинские услуги, существует за счет средств бюджета городского округа Вичуга. Учреждение не имеет своих средств, тогда как в соответствии с составленной ООО «Алекс» локальной сметой, стоимость установки пандуса с учетом переустройства крыльца составляет более № рублей. Здание детского отделения находится в оперативном управлении МУЗ «Вичугская ЦРБ» и производить какие-либо строительные работы без разрешения собственника - муниципального образования - не может. Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика сообщил, что срок до ДД.ММ.ГГГГ, который просил установить прокурор для исполнения решения суда, явно недостаточен. В осенний и зимний период производство строительных работ невозможно. Представитель третьего лица, Вичугской городской общественной организации Всероссийского общества инвалидов общественного объединения инвалидов г. Вичуга Кузнецова Александра Михайловна сообщила, что установка пандуса при входе в детское отделение МУЗ «Вичугская ЦРБ» необходима для обеспечения интересов инвалидов, передвигающихся при помощи колясок. Иные способы обеспечить доступ инвалидов в детское отделение МУЗ «Вичугская ЦРБ» не приведут к желаемому результату. Представитель третьего лица, комитета по управлению имуществом городского округа Вичуга Бетилгиреев Р.М. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований Вичугского межрайонного прокурора возражал по причинам, указанным им в качестве представителя ответчика. Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Вичугского межрайонного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно п.п. 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий, сооружений для маломобильных групп населения» помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, дверные проемы не должны иметь порогов и перепад высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должна превышать 0,025 м. Судом установлено, что собственником нежилого здания лечебного корпуса детского отделения МУЗ «Вичугская ЦРБ» является муниципальное образование городской округ Вичуга. Данное обстоятельство сомнений у суда не вызывает, не оспаривается сторонами и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ивановской области (л.д. 6). Также судом установлено, что нежилое здание лечебного корпуса детского отделения было закреплено за ответчиком на праве оперативного управления на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ комитета по управлению имуществом администрации городского округа Вичуга. Право оперативного управления было в установленном порядке зарегистрировано, сведения о регистрации внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Ивановской области (л.д. 18). Судом исследован Акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный по результатам обследования представителем истца, а также представителем Вичугской городской общественной организации Всероссийского общества инвалидов помещения лечебного корпуса детского отделения МУЗ «Вичугская ЦРБ» по адресу: г. Вичуга пер. Пятницкий д. 10. В результате обследования установлено, что при входе в помещение имеется крыльцо, состоящее из трех ступеней, различных по высоте. Пандусы, необходимые для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение, отсутствуют, что затрудняет посещение указанного объекта лицами с ограниченными возможностями, в том числе инвалидами-колясочниками. К Акту приложены фотографии с изображением входа в помещение детского отделения МУЗ «Вичугская ЦРБ». В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, в качестве свидетеля был допрошен гражданин ФИО6 - заместитель главного врача МУЗ «Вичугская ЦРБ» по хозяйственной части, который показал, что им была исследована возможность установки пандуса при входе в детское отделение МУЗ «Вичугская ЦРБ» по адресу: г. Вичуга пер. Пятницкий д. 10. Своими силами МУЗ «Вичугская ЦРБ» установить пандус не имеет возможности. В штате отсутствуют соответствующие специалисты строительных специальностей, в частности сварщики. Ими была привлечена строительная организация, <данные изъяты> которой составлена локальная смета на устройство пандуса. В соответствии с данной сметой расходы на установку пандуса превышают № рублей. Техническая возможность произвести устройство пандуса имеется. Одновременно с устройством пандуса будет необходимо расширить крыльцо и поднять его уровень до уровня порога при входе в помещение. Из показаний данного свидетеля однозначно следует, что техническая возможность установки пандуса при входе в детское отделение МУЗ «Вичугская ЦРБ» имеется. Доводы представителей ответчиков о том, что отсутствуют денежные средства на установку пандуса в ДД.ММ.ГГГГ году, не могут служить основанием для освобождения от установленной законом обязанности. Обеспечение соблюдения маломобильных групп населения иным путем, кроме как обеспечение возможности непосредственно попасть в помещение, невозможно, так как невозможно оказать медицинскую помощь в условиях стационара вне его помещения. Отсутствие пандусов и поручней на пандусах при входе нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов на беспрепятственный доступ в помещение лечебного корпуса детского отделения МУЗ «Вичугская ЦРБ». В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Для восстановления нарушенных прав инвалидов следует установить ответчику обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение лечебного корпуса детского отделения МУЗ «Вичугская ЦРБ» по адресу: Ивановская область г. Вичуга пер. Пятницкий д. 10 путем установления пандусов и поручней на пандусах. Суд приходит к выводу, что обязанность по установке пандусов и поручней на пандусы должна быть возложена лишь на одного ответчика - МУЗ «Вичугская ЦРБ». Администрация городского округа Вичуга Ивановской области от данной обязанности должна быть освобождена. Как было указано выше, помещение лечебного корпуса детского отделения находится в оперативном управлении МУЗ «Вичугская ЦРБ». В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В соответствии с ч. 1 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Суд приходит к выводу, что Уставом МУЗ «Вичугская ЦРБ предписано выполнение работ, о которых идет речь в исковом заявлении. Судом исследован Устав МУЗ «Вичугская ЦРБ». В соответствии с п. 6 Устава МУЗ «Вичугская ЦРБ» выступает истцом и ответчиком в суде. В соответствии с п. 7 Устава Устав МУЗ «Вичугская ЦРБ» утверждается главой администрации городского округа Вичуга. В соответствии с п. 18 Устава при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества. К имуществу МУЗ «Вичугская ЦРБ», переданному в оперативное управление, относится и помещение лечебного корпуса детского отделения. Установка пандуса при входе непосредственно связана с ремонтом. При передаче МУЗ «Вичугская ЦРБ» имущества в оперативное управление Уставом была определена обязанность данного учреждения производить ремонт. Доводы представителя МУЗ «Вичугская ЦРБ» об отсутствии средств на установку пандусов не могут являться основанием для невыполнения установленной законом обязанности. В соответствии с п. 12 Устава МУЗ «Вичугская ЦРБ», источником финансовых средств учреждения является не только бюджет городского округа Вичуга, а также и внебюджетные средства, доход, полученный от платных видов разрешенной учреждению хозяйственной деятельности и иные. В соответствии с п. 17 Устава доходы, полученные учреждением от разрешенной деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. При этом отсутствует запрет на использование для установки пандуса и соответствующих средств бюджета городского округа Вичуга. Суд приходит к выводу, что МУЗ «Вичугская ЦРБ» обязано самостоятельно выполнить установленную законом обязанность по установке пандуса. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд приходит к выводу, что для исполнения решения ответчику следует предоставить срок, согласованный сторонами в судебном заседании, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд - РЕШИЛ: Исковые требования Вичугского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения» Вичугская центральная районная больница обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение детского отделения МУЗ «Вичугская ЦРБ» по адресу: Ивановская область г. Вичуга переулок Пятницкий д. 10 путем установления пандусов и поручней на пандусы в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Судья: В.Н. Беззубов.