Решение по делу № 2-369/2011



Дело № 2-369/2011.

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ.

г. Вичуга.                                                                                                                         14.10.2011 год.

Вичугский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Беззубова В.Н., при секретаре Бойцовой И.Н.,

с участием представителя истца - Евсеенко Д.В.,

с участием представителей ответчиков, Вичугского РайПО и гражданина Черных А.И. - Щедрикова Ю.Н.,

с участием представителя третьего лица - Вичугской городской общественной организации инвалидов ВОИ Кузнецовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску Вичугского межрайонного прокурора к Вичугскому районному потребительскому обществу и гражданину Черных Аркадию Ивановичу об установлении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов путем установления пандусов и поручней на пандусах при входе в помещение магазина -

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Вичугский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Вичугскому районному потребительскому обществу (РайПО) об установлении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение магазина <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, путем установления пандусов и поручней на пандусах при входе в помещение магазина.

ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика был привлечен гражданин Черных А.И.

Из искового заявления следует, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно п.п. 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий сооружений для маломобильных групп населения» помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, дверные проемы не должны иметь порогов и перепад высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должна превышать 0,025 м.

В ходе проведенной проверки установлено, что в <адрес> по адресу: <адрес> расположен продуктовый магазин <данные изъяты> Занимаемое магазином встроенное нежилое помещение является собственностью Вичугского РайПО.

В нарушение указанных норм закона, а также п.п. 3.1, 3.14, 3.17 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на крыльце при входе в продуктовый магазин «Санта-Барбара» имеется три ступени, различные по высоте. Пандусы необходимые для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение магазина отсутствуют, что затрудняет посещение указанного объекта лицами с ограниченными возможностями, в том числе инвалидами-колясочниками.

Граждане-инвалиды в силу состояния здоровья и беспомощности, а также зачастую возраста являются социально-незащищенной категорией граждан и не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы. В связи с этим прокурор выступает в защиту социальных прав указанной категории граждан.

Представитель истца - помощник прокурора Евсеенко Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и сообщил, что Вичугской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области защиты прав инвалидов. На момент проведения проверки прокурор располагал информацией о том, что здание магазина по адресу: <адрес> является собственностью Вичугского РайПО. В связи с тем, что при входе в магазин имеется крыльцо, состоящее из трех ступеней, доступ в магазин маломобильных групп населения органичен. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры обязаны в том числе организации независимо от организационно-правовых форм. Согласно п.п. 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», устройство пандуса является одним из средств обеспечения доступа указанных групп населения в помещение магазина. В настоящее время собственником магазина является гражданин Черных А.И., и как собственник он должен нести бремя содержания своего имущества. Просил обязать Вичугское РайПО и гражданина Черных А.И. обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение продуктового магазина <данные изъяты> по адресу: <адрес> путем установления пандусов и поручней на пандусах.

Представитель ответчиков, Вичугского РайПО и гражданина Черных А.И. - гражданин Щедриков Ю.Н. в судебном заседании исковые требования Вичугского межрайонного прокурора не признал, представил отзыв на исковое заявление и сообщил, что ссылка прокурора на п. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации № 181-ФЗ и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для малобильных групп населения» является неверной. Указанный СНиП актуален лишь для вновь строящихся зданий и вступил в действие уже после постройки магазина.

Согласно преамбулы Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ, на что указывает Конституция РФ. Органы местного самоуправления участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. Гражданин Черных А.И., как собственник здания магазина, не обязан обеспечивать доступ инвалидам в здание магазина.

Здание магазина было построено в ДД.ММ.ГГГГ году, до принятия указанных прокурором СНиП и Федерального закона. Закон не имеет обратной силы и не может быть распространен на здание магазина. Отсутствие местной социальной целевой программы и финансирования в бюджетах региональных уровней, свидетельствует о том, что Федеральный Закон не работает. Просил в удовлетворении иска Вичугского межрайонного прокурора отказать.

Представитель третьего лица - Вичугской городской общественной организации инвалидов Всероссийского общества инвалидов Кузнецова А.М. в судебном заседании поддержала исковые требования Вичугского межрайонного прокурора и сообщила, что обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение продуктового магазина <данные изъяты> по адресу: <адрес> возможно лишь путем установления пандуса и поручней на нем. Иным способом обеспечить соблюдение прав инвалидов на доступ к данному объекту инфраструктуры невозможно. Магазин находится к центре города в непосредственной близости к остановкам общественного транспорта и поэтому очень удобен для того, чтобы инвалиды могли пользоваться его услугами.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Вичугского межрайонного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению. Судом установлено, что собственником нежилого здания магазина, расположенного по адресу: <адрес> является гражданин Черных Аркадий Иванович. Данное обстоятельство сомнений у суда не вызывает, не оспаривается сторонами и подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданными по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (л.д. 53, 57).

Судом исследован Акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный по результатам обследования представителем истца, а также представителем Вичугской городской общественной организации ВОИ помещения продуктового магазина по адресу: <адрес>. В результате обследования установлено, что при входе в помещение имеется крыльцо, состоящее из трех ступеней, различных по высоте. Пандусы, необходимые для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение, отсутствуют, что затрудняет посещение указанного объекта лицами с ограниченными возможностями, в том числе инвалидами-колясочниками. К Акту приложены фотографии с изображением входа в помещение магазина (л.д. 27-28).

В судебном заседании в качестве специалиста был допрошен гражданин ФИО6, <данные изъяты> Данный специалист показал, что отделом архитектуры дан ответ суду относительно технической возможности установки пандуса при входе в помещение магазина <данные изъяты>. Техническая возможность установки данного пандуса имеется. Вероятнее всего работы по устройству пандуса относятся к ремонтным работам. Технические параметры пандуса предусмотрены строительными нормами и правилами.

Судом исследован ответ заместителя начальника отдела архитектуры администрации городского округа Вичуга Ивановской области на запрос суда относительно наличия технической возможности устройства пандуса при входе в помещение вышеуказанного магазина. Из ответа однозначно следует, что препятствий для установки пандусов и поручней при входе в помещение магазина <данные изъяты> не имеется, техническая возможность для установки пандусов и поручней при входе в магазин имеется (л.д. 68).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Проанализировав положение закона суд приходит к выводу о том, что позиция представителя ответчиков в той части, что обязанность по устройству пандуса не может быть возложена на собственника магазина, физическое лицо, является ошибочной. То обстоятельство, что физические лица, как собственники объектов социальной инфраструктуры, не поименованы в названном законе не освобождает данных лиц от обязанности по созданию условий для обеспечения доступа инвалидов в помещение магазина. Федеральный закон, на котором основаны требования Вичугского межрайонного прокурора вступил в силу 24.11.1995 года, в то время когда отношения, связанные с возможностью физического лица являться собственником объекта социальной инфраструктуры, только начали развиваться.

Положение закона в данной ситуации следует толковать исходя из самой природы права собственности. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность собственника содержать принадлежащее ему имущество связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), уплате предусмотренных законом налогов, внесению различного рода сборов и платежей в государственные и муниципальные фонды.

Суд соглашается с позицией представителя Вичугского отделения ВОИ о том, что магазин <данные изъяты> расположен в одном из наиболее удобных для посещения мест (центральная часть города, развитая транспортная сеть, большое количество населения) и в связи с этим должен быть доступен маломобильным группам населения. Отсутствие разработанной органами местного самоуправления программы, которой могло быть предусмотрено количество магазинов оборудованных пандусами и их расположение, не является основанием как для ограничения прав инвалидов, так и для отказа в иске. Права инвалидов на посещение указанного магазина нарушаются именно сейчас и восстановление данных прав не может быть отложено на неопределенный срок до появления соответствующих программ.

Кроме того, суд обращает внимание, что гражданин Черных А.И. стал являться собственником магазина лишь ДД.ММ.ГГГГ, в то время когда продовольственный магазин уже работал и действовал Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации».

Согласно п.п. 3.14, 3.17, 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий, сооружений для маломобильных групп населения» помещения, зоны и места оказания услуг, посещаемые маломобильными посетителями, следует размещать на уровне, ближайшем к поверхности земли. В иных случаях предусматривать лестницы, пандусы, лифт и иные приспособления для перемещения маломобильных посетителей, вдоль которых должны устанавливаться ограждения с поручнями, дверные проемы не должны иметь порогов и перепад высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должна превышать 0,025 м.

Обеспечение прав инвалидов иным путем, кроме как наличие возможности непосредственно попасть в помещение магазина невозможно.

Доводы представителя ответчиков о том, что СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий, сооружений для маломобильных групп населения» указывает на необходимость устройства пандусов лишь к вновь возводимым зданиям не могут быть приняты во внимание. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет большую юридическую силу, нежели названный СНиП 35-01-2001. СНиП в данной ситуации следует рассматривать как документ, указывающий на техническую составляющую, требования к самому пандусу.

Доводы представителя ответчиков об отсутствии денежных средств на установку пандуса не могут служить основанием для освобождения от установленной законом обязанности. Также не имеют правового значения доводы представителя ответчиков в той их части, что проверка магазина на предмет наличия пандуса проведена в отсутствие собственника магазина.

Отсутствие пандусов и поручней на пандусах при входе нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов на беспрепятственный доступ в помещение магазина. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Для восстановления нарушенных прав инвалидов следует установить ответчику, гражданину Черных А.И., обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение продуктового магазина по адресу: <адрес> путем установления пандусов и поручней на пандусах.

Суд приходит к выводу, что обязанность по установке пандусов и поручней на пандусы должна быть возложена лишь на одного ответчика - гражданина Черных А.И. Вичугское районное потребительское общество от данной обязанности должно быть освобождено. Судом исследован договор аренды нежилого помещения магазина от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между собственником магазина - гражданином Черных А.И. и Вичугским РайПО. В соответствии с условиями договора Вичугское РайПО обязалось производить за свой счет ремонт лишь внутренних помещений магазина. Устройство пандуса является ничем иным, как ремонтом, однако пандус должен быть установлен с наружной стороны здания и его установка не относится к компетенции арендатора. Производить ремонт помещения магазина обязан его собственник. Суд приходит к выводу, что гражданин Черных А.И. обязан выполнить установленную законом обязанность по установке пандуса.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд приходит к выводу, что для исполнения решения ответчику следует предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Исковые требования Вичугского межрайонного прокурора удовлетворить. Обязать гражданина Черных Аркадия Ивановича обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в помещение продуктового магазина <данные изъяты> по адресу: <адрес> путем установления пандусов и поручней на пандусах в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья:                                                         В.Н. Беззубов.