Дело № 2-364/2011 г. Вичуга 31 августа 2011 года Вичугский городской суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Горшковой Е.А. при секретаре Любимовой Г.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вичугского межрайонного прокурора к администрации городского округа Вичуга, Муниципальному унитарному предприятию «Вичугская фармация» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов У С Т А Н О В И Л : Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации городского округа Вичуга, МУП «Вичугская фармация» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в помещении аптеки №, расположенной по адресу: <адрес>, путем установления пандуса и поручней на пандусах при входе в помещение аптеки. Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение норм п. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.п. 3.14, 3.17,3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов в помещение аптеки. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также в защиту нарушенных прав граждан в сфере социальной защиты. В судебном заседании старший помощник Вичугского межрайонного прокурора Комиссарова Л.Г. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении. Представитель МУП «Вичугская фармация» Дегтярь А.В. с иском не согласна, пояснила, что технической возможности установить пандус, соответствующий требованиям СНиП при входе в аптеку не имеется. В настоящее время решен вопрос с установлением кнопок вызова персонала аптеки, который проинструктирован, как необходимо действовать в случае использования кнопки. В должностную инструкцию фармацевта добавлен пункт об обязанности осуществлять отпуск лекарственных средств маломобильным группам граждан при их обращении в аптеку по телефону, а также с использованием кнопки вызова при входе в аптеку. В районе нахождения данной аптеки имеются другие аптеки, вход в которые оборудован пандусом, цены на лекарства во всех аптеках сопоставимые. Представитель ответчика администрации городского округа Вичуга Бетилгиреев Р.М. пояснил, что здание, где расположена аптека, строилось давно и проектом наличие пандуса не предусматривалось. В целях определении возможности установки на входе в помещение аптеки пандуса городской администрацией произведено обследование, в результате которого установлено, что в связи с характерными для данного здания градостроительными условиями устройство пандусов невозможно без нарушения действующих нормативов. В связи с отсутствием технической возможности установки пандусов, с целью обеспечения удовлетворения минимальных потребностей в соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» обществом инвалидов дано согласие на предложение администрации города на установку кнопки вызова при входе в аптеку. Указанная кнопка позволяет осуществить вызов сотрудника аптеки для получения заказа, в должностные инструкции сотрудников аптеки внесены соответствующие дополнения, касающиеся использования указанных кнопок. Также МУП «Вичугская фармация» обеспечивает доставку лекарств инвалидам на дом по заказам по телефону. Просит также учесть, что в бюджете городского округа Вичуга на 2011 год соответствующее финансирование не предусмотрено. Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом городского округа Вичуга Бетилгиреев Р.М., пояснил, что помещение аптеки передано МУП «Вичугская фармация» по договору аренды. Аптека находится в здании многоквартирного жилого дома, расположенного на участке, отнесенном к категории земель населенных пунктов и разрешенным использованием - для жилого дома с встроенными нежилыми помещениями. Граница указанного участка определена в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Земельным кодексом РФ земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме. При обустройстве пандусов будут затронуты права третьих лиц, в связи с чем РФ для решения данного вопроса в соответствии с п. 2 ст. 40 ЖК необходимо получении согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме. Представитель третьего лица Вичугского городского общества инвалидов Кузнецова А.М. пояснила, что вопрос об установлении пандуса в данной аптеке решался на заседании правления общества инвалидов, где было принято решение об установлении в аптеке кнопки вызова, так как не имеется технической возможности установить пандус. Также выяснялось мнение инвалидов по данному вопросу. Возражений на установление кнопок вызова не имеется. Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требований подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В судебном заседании установлено, что помещение аптеки №, расположенной по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью и находится в аренде у МУП «Вичугская фармация». Вход в данную аптеку не оборудован пандусом. Из акта обследования прилегающей территории к аптеке №, расположенной по адресу: <адрес>, следует, что в связи с характерными для данного здания градостроительными условиями: высокий цоколь здания, близость пешеходного тротуара к стене здания, наличие подземных коммуникаций - устройство пандусов для маломобильных групп граждан практически не возможно без нарушения действующих нормативов (СНиП 35-01-2001 и ГОСТа Р 51261-99). В судебном заседании получена консультация специалиста ФИО6 - заместителя начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа Вичуга, который пояснил, что аптека находится в пристроено-встроенном помещении многоквартирного жилого дома, рядом находится пешеходный тротуар. При оборудовании входа аптеки пандусом, длина которого в данном случае составит около 8 метров, создастся препятствие проходу людей. Рядом также находятся подземные коммуникации, проходит дренажная система, расположенная в одном метре от здания, по которой осуществляется отток дождевых вод от здания, чтобы не затапливался технический подвал здания. Фундаментом пандуса данная система может быть повреждена, также может быть перекрыт отток воды от стены дома во время дождя. Пандус можно сделать в данном помещении только с нарушением СНиП. Здание построено до 2001 года, обустройство пандусов в то время не проектировалось. Суд не находит оснований не доверять заключению комиссии и показаниям специалиста, выводы об отсутствии технической возможности установления пандуса ничем не опровергнуты. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Принимая во внимание то обстоятельство, что здание построено до введения в действие СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», отсутствие в настоящее время технической возможности установки пандуса, наличие в городе других аптек с пандусами при входе, согласие общества инвалидов на установление в аптеке кнопки вызова, суд считает необходимым в удовлетворении требований прокурора об установлении пандуса отказать. Вместе с тем суд считает необходимым в целях защиты прав инвалидов возможным избрать иной вариант обеспечения их минимальных потребностей путем установления кнопок вызова работников аптеки у входа в аптеку в месте доступном для маломобильных групп граждан. Представитель МУП «Вичугская фармация» поясняла, что кнопки установлены, однако в связи с тем, что данные работы проведены после принятия искового заявления к производству, то есть нарушение прав инвалидов на момент предъявления иска имело место, иск заявлен обоснованно, суд считает необходимым установить данную обязанность решением суда, и кроме того возложить обязанность обеспечить постоянное наличие и рабочее состояние данного технического средства. В связи с тем, что оборудование кнопкой вызова входа в аптеку непосредственно связано с организацией фармацевтической деятельности аптеки, к капитальному ремонту данный вид работы не относится, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком и исполнителем данной обязанности является МУП «Вичугская фармация». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Вичугская фармация» в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать вход в помещение аптеки №, расположенной по адресу: <адрес>, в месте доступном для маломобильных групп граждан кнопкой вызова работников аптеки, а также обеспечить постоянное наличие и рабочее состояние данного технического средства. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме (05.09.2011 г.) Судья Е.А. Горшкова