Решение по делу № 2-481/2011



Дело № 2-481/2011 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2011 года                                                                                  город Вичуга

Вичугский городской суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Сизовой И.Ю.,

при секретаре Пузаковой Е.О.,

с участием помощника Вичугского межрайонного прокурора Коломенского Е.М.,

представителей заинтересованных лиц:

Городской Думы городского округа Вичуга Кузьменко В.Н., действующего на основании доверенности,

Администрации городского округа Вичуга Домашникова Д.Н., Бетилгиреева Р.М., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вичугского межрайонного прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 28 и 35 Приложения к решению Городской Думы городского округа Вичуга от 27.01.2011 года № 6,

                                                    У С Т А Н О В И Л :

     Вичугский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 28 и 35 Приложения к решению Городской Думы городского округа Вичуга от 27.01.2011 года № 6. Заявление мотивировано тем, что решением Вичугской Городской Думы от 31.03.2006 года № 29 принят Устав городского округа Вичуга. Решение было опубликовано вместе с Уставом в газете «Вичугские новости» 14.04.2006 года № 29. Решением Городской Думы от 27.01.2011 года № 6 в Устав внесены изменения. Пункты 28 и 35 Приложения к решению противоречат ч.4 ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Пунктом 28 Приложения статья Устава, касающаяся компетенции главы администрации, изложена в новой редакции. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 27.2 Устава глава администрации с согласия Городской Думы назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Пунктом 35 Приложения внесены изменения в ч.3 ст. 53 Устава, согласно которым глава администрации с согласия Городской Думы назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Глава администрации вправе своим правовым актом принять решение о делегировании вышеуказанных полномочий руководителю органа администрации городского округа по управлению имуществом. Функции и полномочия учредителя муниципальных предприятий и учреждений осуществляют администрация городского округа или ее отраслевые (функциональные) органы. К исключительной компетенции органов местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, относится назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Представительный орган местного самоуправления городского округа Вичуга данным правом не обладает и, соответственно, не может участвовать в процессе согласования кандидатур на назначение и освобождение от должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Данное согласование нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего функции и полномочия учредителя( администрации городского округа или ее отраслевых (функциональных) органов), поскольку ставит в зависимость исключительные полномочия учредителя муниципального предприятия и учреждения.

     В судебном заседании прокурор Коломенский Е.М. требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. 08.11.2011 года в судебном заседании прокурор заявил ходатайство об изменении заявленных требований, из которого следует, что прокурором оспаривается лишь п.35 Приложения к решению Городской Думы в части получения согласия Городской Думы на назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

     Представители заинтересованного лица- Администрации городского округа Вичуга- Бетилгиреев Р.М. и Домашников Д.Н. с заявленными требованиями прокурора не согласны. Из письменного отзыва на заявление следует, что в соответствии с ч.4 ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения. Функции и полномочия учредителя в этом случае осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления, которые назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений. Функции и полномочия учредителей муниципальных предприятий и учреждений городского округа Вичуга осуществляют администрация или ее отраслевые (функциональные) органы. Следовательно, к исключительной компетенции органов местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, относится назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Представительный орган местного самоуправления городского округа Вичуга данным правом не обладает и, соответственно, не может участвовать в процессе согласования кандидатур на назначение и освобождение от должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Такое согласование нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, т.к. ставит в зависимость исключительные полномочия учредителя муниципального предприятия и учреждения по назначению на должность и освобождению от должности руководителей, от волеизъявления органа местного самоуправления городского округа Вичуга, которое учредителем не является. Кроме того, согласно п.8 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» изменения и дополнения, внесенные в Устав и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт. Оспариваемые изменения Устава касаются полномочий органов местного самоуправления. В настоящее время изменения действовать не могут, вступят в силу после истечения срока полномочий представительного органа. Также не разработан и не утвержден порядок согласования с городской Думой кандидатуры на назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Такой порядок законодательством не регламентирован.

     Представитель заинтересованного лица- Городской Думы городского округа Вичуга- Кузьменко В.Н. с заявленными требованиями не согласен, суду представлен письменный отзыв. Кроме того, пункт 28 Приложения к решению Городской Думы изложен в новой редакции. В Устав внесены изменения, которые вступили в силу 27 сентября 2011 года.

     Из письменного отзыва следует, что оспариваемые прокурором изменения Устава соответствуют требованиям ч.4 ст. 51 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Вывод прокурора о том, что представительный орган не может участвовать в процессе согласования кандидатур на назначение и освобождение от должности руководителей является ошибочным. Назначение на должность и освобождение от должности относится к полномочиям (компетенции учредителя). Учредителем является муниципальное образование. Функции учредителя осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Согласно Уставу уполномоченными органами являются администрация или ее отраслевые органы, которые осуществляют свои функции в порядке, предусмотренном Уставом. В Уставе предусмотрен порядок (процедура) назначения на должность и освобождения от должности руководителей главой администрации города с согласия Городской Думы. 17.06.2011 года главой администрации города с согласия Городской Думы был назначен на должность руководитель муниципального учреждения. 1.11.2010 года из Вичугской межрайонной прокуратуры было получено положительное заключение о внесении указанных изменений в Устав, были проведены публичные слушания, изменения в Устав были зарегистрированы в Управлении юстиции по Ивановской области.

     Суд, заслушав доводы прокурора, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

     Согласно ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

     В соответствии со ст.ст. 1,4,5 ФЗ РФ от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», в редакции ФЗ от 18.10.2007 года № 230-ФЗ, государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации уставов муниципальных образований. Государственную регистрацию осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Решение о государственной регистрации устава принимается на основании проверки соответствия устава Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования. Датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ. Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных изменений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ.

    В судебном заседании установлено, что Решением Вичугской городской Думы от 31.03.2006 года № 29 принят Устав городского округа Вичуга. Устав был зарегистрирован отделом Главного управления Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу в Ивановской области 06.04.2006 года. Решение и Устав были опубликованы в газете «Вичугские новости» 14.04.2006 года.

     27.01.2011 года было принято Решение Городской Думы городского округа Вичуга № 6 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Вичуга». Проект решения готовился временным комитетом, 19 октября 2010 года был направлен в Вичугскую межрайонную прокуратуру для проведения юридической экспертизы.

     С учетом проведенной проверки на предмет соответствия федеральному, региональному законодательству и антикоррупционной экспертизы проекта решения, с учетом результатов предварительной юридической экспертизы проекта решения, полученного из Управления Министерства юстиции по Ивановской области 25 октября 2010 года было принято решение № 130. Была проведена процедура публичных слушаний, проект был опубликован в СМИ. После проведения публичных слушаний глава городского округа Вичуга внес данный проект решения на рассмотрение депутатов.

     В пункте 28 Приложения к решению изложена новая редакция п.10 ч.1 ст. 27.2 Устава «Компетенция главы администрации городского округа Вичуга».

     В пункте 35 Приложения в новой редакции изложена ч.3 ст. 53 Устава «Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений».

     В указанных изменениях Устава глава администрации города назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений с согласия Городской Думы городского округа Вичуга.

     Как следует из пояснений привлеченного по делу специалиста Управления Министерства юстиции РФ по Ивановской области Чебневой И.В., документы, представленные для государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Вичуга, соответствовали перечню документов, установленному ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». В ходе проведения экспертизы решения Городской Думы городского округа Вичуга от 27.01.2011 года № 6 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Вичуга» установлено его соответствие федеральному законодательству.

     Изменения и дополнения в Устав городского округа Вичуга зарегистрированы Управлением Министерства юстиции РФ по Ивановской области 24.02.2011 года.

     01 марта 2011 года решение Городской Думы было опубликовано в газете «Вичугские новости» и с момента опубликования вступило в законную силу.

     В своем заявлении прокурор оспаривает пункты Устава, которые касаются порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

      В настоящее время пункт 28 Приложения к решению Думы является недействующим.

      В судебном заседании было установлено, что пункт 10 части 1 статьи 27.2 «Компетенция главы администрации городского округа Вичуга» изложен в новой редакции.

     Соответствующие изменения в Устав муниципального образования были внесены Решением городской Думы № 91 от 25.08.2011 года.

     Предусмотренная статьей 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» процедура внесения изменений в Устав соблюдена. 27 сентября 2011 года решение опубликовано в газете «Вичугские новости» и вступило в законную силу.     

     Таким образом, на момент рассмотрения дела судом оспариваемые положения Устава (п.28 Приложения) в том виде, в каком они действовали на момент обращения прокурора в суд, прекратили свое действие.

     08 ноября 2011 года прокурор заявил ходатайство об оспаривании лишь п.35 Приложения к решению Городской Думы в части получения согласия городской Думы на назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

     Производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер.

     В соответствии с частью 3 статьи 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта или его части, от заявленного требования не влечет за собой прекращение производства по делу.

     Согласно ст. 2 ГПК РФ одной из задач гражданского судопроизводства является правильное рассмотрение и разрешение дел в целях защиты нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений, а гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка.

     В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

     Из смысла приведенных процессуальных норм следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действующие правовые акты, влекущие нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан, требующие судебного пресечения, поскольку судебный контроль за правовыми актами предназначен для того, чтобы лишить акт, нарушающий права граждан, юридической силы.

     Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, каких-либо нарушений гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан повлечь не могут и, следовательно, не требуют судебного пресечения.

     Вместе с тем, отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд руководствуется положением ст. 253 ГПК РФ о решении суда, постанавливаемом по заявлению об оспаривании нормативного правового акта.

     Вывод о необоснованности заявленных требований также сделан судом на основании положений Главы 24 ГПК РФ, из смысла которых следует, что недействующий или утративший силу нормативный правовой акт не порождает правовых последствий, не может повлечь нарушений каких-либо прав и свобод, оспаривание такого акта не отвечает целям обращения в суд.

    Требования о признании его недействительным не подлежат удовлетворению.

     В соответствии с ч.4 ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения. Функции и полномочия учредителя в данном случае осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

     Таким образом, указанная норма федерального закона предусматривает право муниципального образования создать муниципальные предприятия и учреждения, определить порядок назначения и освобождения от должности их руководителей в Уставе муниципального образования.

    Абз.3 ч.1 ст. 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

     Органам унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. ( ч.4 ст.113 ГК РФ).

    Согласно ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные муниципальными образованиями. Типами таких учреждений являются автономные, бюджетные и казенные. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, осуществляются органом местного самоуправления.

     Органами местного самоуправления, согласно статье 20 Устава городского округа Вичуга, являются:

- Городская Дума городского округа Вичуга- представительный орган;

- глава администрации городского округа Вичуга- высшее должностное лицо;

- администрация городского округа Вичуга- исполнительно-распорядительный орган;

- контрольно-счетная комиссия городского округа Вичуга- контрольный орган.

     Свои функции уполномоченные органы осуществляют в порядке, предусмотренном Уставом городского округа Вичуга.

      Согласно пунктам 6,9 части 10 статьи 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (Городской Думы) находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Аналогичные требования изложены в статье 22 Устава городского округа Вичуга.

     Полномочия главы администрации закреплены в статье 37 указанного ФЗ. В соответствии с частью 6.1 статьи 37 закона, глава администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Более конкретно компетенция главы администрации определена статьей 27.2 Устава городского округа Вичуга.

      Таким образом, в Уставе предусмотрен порядок (процедура) назначения на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. Согласие Городской Думы оформляется решением Думы.

     К компетенции представительного органа относится определение порядка назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

     В соответствии с действующим законодательством порядок может быть определен Уставом, либо отдельным правовым актом.

     Исходя из изложенного, включение в Устав городского округа Вичуга положений, предусматривающих участие представительного органа местного самоуправления в согласовании назначения на должность и освобождении от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений, не противоречит действующему законодательству. Вывод прокурора о том, что согласование с представительным органом кандидатур на назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления городского округа Вичуга, осуществляющего функции и полномочия учредителя (администрации городского округа Вичуга или ее отраслевых (функциональных органов), является ошибочным.

     Поэтому суд не принимает доводы администрации городского округа Вичуга о том, что принятые изменения Устава городского округа Вичуга касаются полномочий органов местного самоуправления, поскольку предоставляют Городской Думе право согласования кандидатур на назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений, и должны вступить в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт.

     Изменения в Устав относятся к процедурным вопросам.

     Процедура назначения на должность прошла 17 июня 2011 года, когда глава администрации представил в Думу кандидатуру для дачи согласия на назначение на должность директора муниципального учреждения. 30 июня Дума приняла решение, после чего глава администрации назначил директора муниципального учреждения.      

     Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

                                                              Р Е Ш И Л :

     В удовлетворении требований Вичугского межрайонного прокурора о признании противоречащими Федеральному законодательству и недействующими пунктов 28 и 35 Приложения к решению Городской Думы городского округа Вичуга от 27.01.2011 года № 6 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Вичуга» в части, в которой они обязывают главу администрации городского округа Вичуга согласовывать с Городской Думой городского округа Вичуга кандидатуры на назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений - отказать.

     Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд Ивановской области в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме (14.11.2011 года).

Судья                                                                                                                     И.Ю. Сизова.