Дело № <адрес>: РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи <данные изъяты> при секретаре К.Е.Е с участием прокурора Б.Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах С.Ф.И. к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о признании незаконным отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании рассмотреть заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении У С Т А Н О В И Л: <данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором указал, что С.Ф.И. является участником Великой Отечественной войны. Он зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>, общая площадь <адрес>,5 кв.м. Квартира принадлежит на праве собственности его племяннице П.В.И. Всего в квартире зарегистрировано 4 человека. Какого-либо жилья у С.Ф.И. не имеется. ДД.ММ.ГГГГ С.Ф.И. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о постановку на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении как участник Великой Отечественной войны. Ему отказано в постановке на очередь на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ- представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Отказ не учитывает требования Указа Президента РФ от07.05.2008г. № ( в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), п.3 ч.1 ст.15, ч.3 ст.23.2 ФЗ» О ветеранах», а также ст.ст.51 ЖК РФ. Решение Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма обеспеченности общей площадью на одного члена семьи 10 кв.м. Обеспеченность С.Ф.И. жилой площадью в проживающей квартире составляет 8,4 кв.м. на человека, что менее учетной нормы и на основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ С.Ф.И. подлежит признанию нуждающимся в жилом помещении. В материалах учетного дела отсутствуют документы, подтверждающие факт продажи им дома в <адрес> в 2006г., имеется лишь отметка в паспорте, что ДД.ММ.ГГГГ он снят с учета в <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался в <адрес>. Не усматриваются причины продажи им дома. Ст.53 ЖК РФ устанавливает 5 лет для лиц, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых стали нуждающимися в жилом помещении. В объяснениях С.Ф.И. указал, что он проживал в <адрес> в частном доме. В 2006г. состояние его здоровья резко ухудшилось, он не мог жить один по состоянию здоровья, поэтому продал дом и переехал жить к племяннице в <адрес>. Принимая решение о продаже дома в 2006г., он не знал и не мог предполагать, что в январе 2010г. у него появится право состоять на очереди как участника войны. В действиях С.Ф.И. отсутствуют намеренные действия по ухудшению жилищных условий. Просит признать незаконными действия администрации муниципального образования «Город Вязники» в отказе С.Ф.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать администрацию <адрес> принять его на учет, исходя из даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ В ходе рассмотрения дела прокурором представлено уточняющее заявление, в котором указаны те же обстоятельства, содержится просьба признать действия администрации по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося С.Ф.И. в силу п.2 ч.1 ст.54 ЖК незаконными, обязать администрацию муниципального образования <адрес> рассмотреть заявление С.Ф.И. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.131-134). В суде помощник прокурора Б.Е.В. иск с учетом его уточнения поддержала в полном объеме и по тем же основаниям. С.Ф.И., будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, уполномочил доверенностью П.В.И., С.О.М. и Л.В.В. быть его представителями в суде (л.д.68, 114-116), которые в суде иск прокурора поддержали. Также пояснили, что П.В.И. ранее была зарегистрирована в <адрес> и не регистрировалась в <адрес> для реализации своего права на приватизацию квартиры в <адрес>, хотя фактически проживала и работала в <адрес> много лет. Поскольку к 2010г. квартира в <адрес> была приватизирована, муж ее умер, то она в феврале 2010г. зарегистрировалась по месту жительства в своей квартире вместе со С.Ф.И. Фактически постоянно в квартире в <адрес> проживает она и С.Ф.И., а зарегистрированные также в ней П.О.М. 1972г. рождения и ее несовершеннолетняя дочь живут в <адрес>, на выходные и праздники приезжают к ним. С.Ф.И. проживал ранее в <адрес> в жилом доме, принадлежащем ему на праве собственности. После смерти жены, он в силу возраста и состояния здоровья не мог проживать один. Решили на семейном совете, что С.Ф.И. продаст дом, будет проживать вместе с родственницей П.В.И. в ее квартире на <адрес>. Проживая в квартире, С.Ф.И. и П.В.И. вместе питаются, у них общие деньги и расходы. При этом П.В.И. пояснила, что С.Ф.И. является членом ее семьи. Представитель Л.В.В. пояснял, что С.Ф.И. не относится к перечню лиц, которые являются членами семьи собственника в силу ст.31 ЖК РФ. С.Ф.И. просто проживает в квартире, приобрел право проживания в ней, своего жилья не имеет ни в собственности, ни по договору социального найма. Продавая дом в <адрес> в 2006г. С.Ф.И. не преследовал цель умышленно ухудшить свои жилищные условия, чтоб стать нуждающимся в получении жилься. Произошло это в силу семейных обстоятельств и состояния здоровья. Представитель ответчика по доверенности Т.С.Н (л.д.82) иск не признал и пояснили, что в постановке С.Ф.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении было отказано в связи с тем, что он не предоставил необходимые документы, в частности, документы о жилье в <адрес>, поскольку было установлено, что ранее он был зарегистрирован в <адрес> и не прошло 5 лет после того, как его местом жительства стал <адрес>. Совокупностью собранных по делу доказательств установлены следующие обстоятельства. Участник Великой Отечественной войны С.Ф.И. до 18.06.2006г. имел в собственности дом в <адрес> и проживал в нем. Дом он продал за 660 тыс. рублей, переехал жить на постоянное место жительства к племяннице П.В.И. в квартиру, расположенную по адресу <адрес> общей площадью 33,5 кв.м., в которой зарегистрировался по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ В квартире зарегистрированы, но постоянно не проживают П.О.М. с несовершеннолетним ребенком П.В.А. ДД.ММ.ГГГГ Собственник квартиры П.В.И. зарегистрировалась в квартире по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ С.Ф.И. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как участник Великой Отечественной войны. С.Ф.И. в собственности жилья не имеет. Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено решение жилищной комиссии об отказе в заявлении в соответствие с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Эти обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств. Согласно справки МСЭ С.Ф.И. установлена первая группа инвалидности бессрочно (л.д.8), он является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением (л.д.26). Из договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от 18.06.2007г. следует, что С.Ф.И. продал принадлежащий ему жилой дом с земельным участком, расположенный в <адрес>, за 660 тыс. рублей (л.д.10-11). ДД.ММ.ГГГГ С.Ф.И. зарегистрирован по месту проживания в приватизированной квартире общей площадью 33,5 кв.м. по адресу <адрес>. В квартире также зарегистрированы П.О.М. и ее несовершеннолетняя дочь ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, а также П.В.И. –с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ООО ЖЭК № от ДД.ММ.ГГГГ( л.д.23). Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, технического паспорта на квартиру, П.В.И. получила право собственности в порядке наследования квартиру, расположенную по адресу <адрес> общей площадью 33,5 кв.м., состоящую из одной жилой комнаты, кухни, двух прихожих, санузла (л.д.28,33-36). Согласно справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГР прав на недвижимое имущество С.Ф.И. не имеет на территории <адрес> и <адрес> жилых помещений (л.д.37,38). По постановлению главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>» от 05.03.2010г. №31 утвержден протокол заседания жилищной комиссии от 04.03.2010г. №3, С.Ф.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствие с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (л.д.40-41). В протоколе №3 заседания жилищной комиссии от 04.03.2010г. указано, что С.Ф.И. отказать в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствие с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (л.д.15). Ранее в судебном заседании были допрошены свидетели Г.Е.А., П.О.М. Свидетель Г.Е.А. в суде пояснила, что она работает в администрации <адрес>, занимается приемом документов граждан на учет на получение жилых помещений. После выступления Президента РФ в январе 2010г. об обеспечение жильем всех инвалидов и участников Великой Отечественной войны, С.Ф.И. обратился с просьбой о постановке его на учет как нуждающегося в жилье. Ему и его представителю было разъяснено какие необходимы документы. в т.ч. документы по <адрес>, т.к. не прошло 5 лет после продажи им дома в <адрес>. Также им было разъяснено, что нуждающимися являются граждане, проживающие в жилых помещениях при норме на одного человека не более 10кв.м. После этого П.В.И. зарегистрировалась в квартире. С.Ф.И. обратился с заявлением о постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ Свидетель П.О.М. пояснила, что С.Ф.И. приходится ей дедом. Он проживал в <адрес> с женой. После ее смерти он стал плохо себя чувствовать, ухудшилось его состояние здоровья. Было решено дом продать, т.к. он был без удобств, а С.Ф.И. будет жить с П.В.И.в ее однокомнатной квартире в <адрес>. Она с дочерью зарегистрированы в этой квартире в <адрес>, но проживают периодически, фактически живут в <адрес>. Указанные свидетели в суд не явились. В суде оглашался протокол судебного заседания с их показаниями ( л.д.73). Давая оценку установленным обстоятельствам и разрешая спор по существу, суд учитывает следующее. Согласно ст.ст.49-51 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального фонда. Жилые помещения муниципального фонда предоставляются малоимущим гражданам. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законами субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и ( или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не установлен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ. Согласно Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ( в ред. Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ №) признано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших ( умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах». Пункт 3 ч.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995г. ( в ред. от 27.07.2010г) «О ветеранах» предусматривает, что участникам Великой Отечественной войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствие с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Часть 1 ст.23.2 этого Федерального Закона определяет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствие, в т.ч., со ст.15 настоящего ФЗ категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются( далее-нуждающиеся в жилых помещениях): 1/. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2/. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3/. проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям; 4/. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или на праве собственности. При наличии у гражданина и ( или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В ч.4 и ч.5 ст.50 ЖК РФ указано, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно решения Совета народных депутатов <адрес> от 23.12.2008г. №101 учетная норма обеспечения общей площадью на одного человека установлена 10 кв.м. Исходя из указанных правовых норм, при принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной воны С.Ф.И., следует исходить из учетной нормы 10 кв.м. на членов семьи С.Ф.И., с учетом отсутствие у него в собственности либо по договору социального найма жилого помещения, а также иных условий, определенных жилищным законодательством. При этом не учитываются данные о материальном положении С.Ф.И. Материалами дела установлено, что С.Ф.И. в 2006г. вселился в квартиру по <адрес>, зарегистрировался в ней по месту жительства, продав принадлежащий ему жилой дом в <адрес>. Квартира, в которой в настоящее время проживает С.Ф.И. принадлежит на праве собственности его племяннице П.В.И., которая фактически в квартире проживает много лет, но зарегистрировалась в феврале 2010г. Всего в квартире зарегистрировано 4 человека с учетом того, что в квартире зарегистрированы по месту жительства двое других родственников. Общая площадь квартиры 33,5 кв.м. Эти обстоятельства не оспаривались в суде представителями Cкворцова Ф.И., прокурором, представителем ответчика. Также из решения жилищной комиссии и постановления Главы администрации муниципального образования <данные изъяты>» от 05.03.20010г. № 31 установлено, что С.Ф.И. отказано в принятии на учет на получение жилья на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ- представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствие со ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения органа местного самоуправления возлагается на этот орган. Представитель ответчика в суде пояснил, что основанием принятия такого решения стало не представление документов о принадлежности жилого помещения, расположенного в <адрес>, в котором он был зарегистрирован до приезда в <адрес> и не прошло 5 лет после этого. Этот документ был необходим для выполнения требований ст.53 ЖК РФ, предписывающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее 5 лет со дня совершения указанных намеренных дей ствий. Свидетель Р.Е.В. в суде пояснила, что она является членом жилищной комиссии администрации <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на жилищной комиссии рассматривалось заявление С.Ф.И. о постановке его на учет на получение жилого помещения как участника Великой Отечественной войны. Были изучены все представленные документы и установлено, что С.Ф.И. проживает на территории <адрес> менее 5 лет, до этого жил в <адрес>. Однако отсутствовал документ о жилье в <адрес>, что не позволило определить право на постановку на получение жилья, т.к. лица, умышленно ухудшившие свои жилищные условия, в т.ч. путем продажи ранее принадлежащего им жилья, принимаются на учет не ранее чем через 5 лет. В суде изучались материалы учетного дела, находящегося в жилищной комиссии администрации <адрес>, из которых установлены обстоятельства, указанные представителем ответчика и свидетелем Р.Е.В. Суд считает, что отсутствие сведений о жилом помещении в <адрес> не имеет существенного значения для рассмотрения заявления С.Ф.И. Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее 5 лет со дня совершения указанных намеренных дей ствий. Ответчиком не представлено доказательств умышленного ухудшения С.Ф.И. своих жилищных условий в 2006-2007г. при продаже жилого дома. Из материалов дела следует, что С.Ф.И. продал принадлежащий ему жилой дом в <адрес> в связи с тем, что нуждался в посторонней помощи в силу возраста и состояния здоровья. Эту помощь согласилась оказывать племянница, проживающая в <адрес>. По взаимному согласию было принято решение о продаже дома и переезде С.Ф.И. на постоянное место к ней. Об этом обстоятельстве не спорили в суде стороны, на это указывал прокурор, этот факт подтверждается справкой МСЭ о том, что С.Ф.И. является инвалидом. По делу не установлено, что С.Ф.И. по приезду в <адрес> стал принимать меры к постановке на очередь на получение жилья. С заявлением об этом он обратился только после издания Указа Президента РФ об обеспечение жильем всех участников Великой Отечественной войны, который был принят ДД.ММ.ГГГГ Продавая жилой дом в 2007г., С.Ф.И. не мог знать, что будет принят такой Указ Президента РФ в 2010г. При таких обстоятельствах жилищная комиссия, а затем Глава муниципального образования «Город Вязники» при принятии постановления должны были исходить из того, что факт продажи жилого дома не исключает права С.Ф.И. на постановку на очередь для получение жилья. В связи с изложенным, суд считает, что заявление прокурора о признании незаконными действий администрации муниципального образования «Город Вязники» об отказе С.Ф.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является обоснованным. В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. Ст. 206 ч.2 ГПК РФ определяет, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку администрация <адрес> фактически приняла решения, не дав оценки имеющимся документам, то необходимо обязать ее рассмотреть заявление С.Ф.И. от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствие с действующим законодательством. Определяя срок исполнения решения суда, суд исходит из обстоятельств дела, наличие необходимых документов в материалах учетного дела жилищной комиссии администрации, в связи с чем определяет срок рассмотрения заявления С.Ф.И. 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Иск Вязниковского межрайонного прокурора в интересах С.Ф.И. удовлетворить. Признать действия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» об отказе в принятии С.Ф.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными. Обязать администрацию муниципального образования «Город Вязники» рассмотреть заявление С.Ф.И. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано во <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: судья <данные изъяты> Копия верна: Судья <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> Секретарь суда В.Т.Ф. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Судья <данные изъяты> городского суда <данные изъяты><данные изъяты>] [1] Подлинное решение подшито в гражданском деле № <адрес> находится в производстве <данные изъяты> городского суда.