Дело № <адрес>: Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17.12. 2010 г. <данные изъяты> городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи <данные изъяты> при секретаре К.Е.Е. с участием прокурора К.М.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в <адрес> дело по заявлению <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах М.А.П. к ГУ «Центр занятости населения <адрес>» о признании бездействий по непризнанию безработным незаконным, обязании признать безработным У С Т А Н О В И Л: <данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах М.А.П. к ГУ «Центр занятости населения <адрес>», в котором указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ М.А.П. обратился в ГУ «Центр занятости населения» для регистрации в целях поиска подходящей работы. Представил паспорт, трудовую книжку, архивную справку о начислениях в 1997г. заработной платы, заявление-анкету. Он был зарегистрирован в качестве лица, ищущего подходящей работы. В силу Закона «О занятости населения» по истечению 10 дней ответчик должен был принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации М.А.П. в качестве безработного, однако до настоящего времени никакого решения принято не было. М.А.П. желает возобновить работу после длительного перерыва. Справку с последнего места работы он не может предоставить по независимым от него причинам- организация ликвидирована. Справка о среднем заработке необходима, чтоб предлагать подходящую работу с заработком не ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (п.4 ст.4 Закона), а также для выплаты пособия по безработице. Отсутствие справки означает, что гражданин отказывается по своей воле либо по причинам, от него независящим, от некоторых благ ( размер будущего заработка, размер пособия, размер стипендии на период обучения), которые гарантируются при наличии справки о среднем заработке. Отсутствие решения в отношении М.А.П. со сторону ответчика нарушает гарантированное Конституцией РФ право на защиту от безработицы ( ч.3 ст.37). В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. В силу ст.ст.2-4 Закона « О занятости населения в РФ», п.14 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № просит признать бездействие ГУ «Центр занятости населения в <адрес>», выразившееся в непризнании М.А.П. безработным, незаконным, обязать устранить допущенное нарушение закона и признать М.А.П. безработным в соответствие с действующим законодательством. В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил просительную часть заявления, просил признать бездействие ответчика, выразившееся в непризнании М.А.П. безработным, незаконным, обязать признать М.А.П. безработным с даты вступления в законную силу решения суда. В суде помощник Вязниковского межрайонного прокурора К.М.В. заявление поддержал с учетом его уточнения и по тем же основаниям. Так же пояснил, что в ч.3 ст.3 Закона «О занятости населения в РФ» содержится перечень лиц, которые не могут быть признаны безработными. М.А.П. под этот перечень не подпадает. По заявлению М.А.П. в прокуратуру проводилась проверка, вносилось представление ответчику для устранения нарушения законодательства, которое им не выполнено. При этом ответы ответчика на представление необходимых документов для проведения проверки, на внесенное представление предоставлялись с опозданием, в связи с чем, прокурор вынужден был только ДД.ММ.ГГГГ обратиться в суд. Истец М.А.П. иск прокурора с учетом его уточнения поддержал и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Центр занятости населения <адрес> с целью поиска подходящей работы, предоставил документы, необходимые для этого, кроме справки о среднем заработке за последние 3 месяца работы. Такую справку он не может предоставить в связи с тем, что с 1997г. не работает, последнее место работы было СПК «Спартак», которое ликвидировано. В архиве ему выдали справку о начисленной зарплате за январь- июль 1997г., однако он был уволен в ноябре 1997г., а до этого с августа 1997г. зарплата не начислялась, хотя он не был уволен. Он был зарегистрирован в качестве лица, ищущего подходящей работы, ему дали два направления к двум различным работодателям, которые не захотели принять его на работу в силу возраста ( 50 лет), а также отсутствие необходимого опыта работы, хотя у него 19 лет стажа работы водителем. Он должен был придти в Центр занятости ДД.ММ.ГГГГ для отметки. Когда он пришел, то при нем работник Центра порвал часть его документов и сообщил, что он не может быть признан безработным, поскольку не представил надлежащую справку о среднем заработке за последние три месяца. Имеющуюся архивную справку не приняли, поскольку она оформлена не по требуемой форме и выдана не работодателем, а архивом. Он обратился в прокуратуру, которая проводила проверку, писала представление ответчику, который в установленные сроки ответы не давал. Это стало причиной того, что пришлось обращаться в суд только в ноябре 2010г. Представитель ответчика ГУ «Центр занятости населения в РФ» ( далее –Центр) по доверенности С.Н.В. (л.д.21) иск не признала и пояснила, что в соответствие со ст.3 Закона « О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить. Решение о признании гражданина безработным, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу ( ранее не работавших), не имеющих профессии-паспорта и документа об образовании. М.А.П. ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился ДД.ММ.ГГГГ в Центр для регистрации в целях поиска подходящей работы. Предоставил паспорт, трудовую книжку, справку о начислениях в 1997г. по заработной плате, выданную ДД.ММ.ГГГГ архивом, заявление-анкету о предоставлении гражданину государственной услуги содействие в поиске подходящей работы от ДД.ММ.ГГГГ Исходя из п.2 ст.3 Закона о занятости, одним из основных документов для признания гражданина безработным является представление справки о среднем заработке за последние три месяца работы перед увольнением. В связи с тем, что М.А.П. официально не работал с 1997г., им была предоставлена ненадлежащая справка о зарплате. Ее отсутствие не позволило признать М.А.П. безработным. При этом письменное решение об отказе в признании безработным не принимается, т.к. такие граждане относятся к категории ищущих работу. М.А.П. предлагалась работа, были выданы направления для собеседования с работодателем, однако его кандидатура была отклонена. После ДД.ММ.ГГГГ он больше в Центр не являлся, в связи с чем, они не могли предлагать ему подходящую работу. Без регистрации в качестве безработного ему были бы оказаны услуги по предложению подходящей работы, если б он продолжал приезжать в Центр для поиска подходящей работы. Ст.3 Закона « О занятости населения в РФ» определяет, что только при невозможности предоставления подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Часть 2 ст.3 Закона о занятости населения содержит перечень документов, которые должны быть предоставлены для признания гражданина безработным. При их полном наличии у гражданина возникает право быть признанным безработным. В части 3 ст.3 этого закона содержится перечень граждан, у которых не может возникнуть даже право быть безработным, М.А.П. к такой категории граждан не относился. Материалами дела установлено, что М.А.П. ранее работал в СПК «Спартак», откуда был уволен ДД.ММ.ГГГГ С тех пор по трудовому договору не работал. ДД.ММ.ГГГГ М.А.П. обратился в ГУ «Центр занятости населения <адрес>» в целях поиска подходящей работы, предоставил необходимые документы, в т.ч. справку из архива о начисленной зарплате за период с января по июль 1997г., был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы. Ему были выданы направления к работодателям, однако они отказались принять М.А.П. на работу. Через 10 дней ГУ «Центр занятости населения не принял решения о признании его безработным из-за отсутствия справки о средней зарплате, и не принял решения об отказе в таком признании. Эти обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств. Согласно записей в трудовой книжке М.А.П., последнее место его работы ТОО «Спартак» водителем, уволен ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.28-29 ). Из выписки из ЕГР юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ТОО «Спартак» было реорганизовано в СПК «Спартак», которое ликвидировано вследствие банкротства ДД.ММ.ГГГГ. Согласно архивной справке имеются сведения о заработной плате М.А.П. за январь- июль 1997г. (л.д.8). ДД.ММ.ГГГГ М.А.П. написал заявление-анкету о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы (л.д.37). В карточке персонального учета гражданина, ищущего работу указано, что М.А.П. обратился в Центр занятости населения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ повторно. Ранее обращался и был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, стоял на учете по ДД.ММ.ГГГГ Предлагалась работа ДД.ММ.ГГГГ к двум работодателям, ДД.ММ.ГГГГ к двум работодателям, ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся подбор вариантов трудоустройства. Следующая явка назначена на ДД.ММ.ГГГГ Не явился. Карточка закрыта ДД.ММ.ГГГГ в силу длительной не явки ( л.д.35-36). Аналогичная карточка на М.А.П. имеется за 2009г., из которой следует, что он ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве ищущего подходящей работы, ДД.ММ.ГГГГ- подписал просьбу на этой карточке о признании его безработным, по приказу от ДД.ММ.ГГГГ признан безработным (л.д.32), по приказу от ДД.ММ.ГГГГ снят с учета в качестве безработного и прекращено предоставление государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице (л.д.33), карточка закрыта ДД.ММ.ГГГГ за нарушение перерегистрации (л.д.30-31). Давая оценку установленным обстоятельствам, суд учитывает следующее. Конституция РФ в соответствие с целями социального государства, определенными в ее ст.7, предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы. В силу указанных положений Конституции РФ правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляется законом. В целях определения правовых, экономических и организационных основ государственной политики содействия занятости населения ДД.ММ.ГГГГ был принят Закон РФ № «О занятости населения в РФ», в который в последствие вносились изменения и уточнения ( далее –Закон о занятости). Для выполнения задач государственной политики оказания содействия занятости гражданам были созданы государственные учреждения, в т.ч. ГУ Центр занятости населения <адрес>. Ст.3 указанного Закона о занятости определяет порядок и условия признания граждан безработными. В части первой этой нормы указано, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Часть вторая определяет, что решение о признание гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. При невозможности представления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок регистрации безработных граждан, который действовал в период возникновения спора. ДД.ММ.ГГГГ в Минюсте РФ зарегистрирован приказ Минздрава и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, которым утвержден новый Порядок регистрации безработных граждан. В п.14 ранее действовавшего Порядка регистрации безработных граждан указано, что безработные граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, выданную в установленном порядке. Согласно п.15 и п.16 Порядка регистрация граждан в качестве безработного осуществляется на основании решения органов по вопросам занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка ( дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия органами по вопросам занятости решения о признании его безработным. Пункт 18 Правил содержал требование, что в случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа. Материалами дела установлено, что М.А.П. 03.07. 1956г. рождения не имел работы с 1997г. Являясь трудоспособным, желая работать и будучи готовым к ней приступить, он ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ «Центр занятости населения <адрес>» с просьбой помочь найти работу с учетом его профессии водителя. В этот же день Центр занятости зарегистрировал его в целях поиска подходящей работы, в этот же день М.А.П. выдано два предложения по трудоустройству, что подтверждается представителем ответчика в суде, содержанием карточки персонального учета гражданина от ДД.ММ.ГГГГ По истечению 10 дней Центр занятости не принял решения о признании М.А.П. безработным и не принял решения об отказе в этом. Истец М.А.П. в суде пояснил, что его с решением об отказе в признании безработным не знакомили. Сообщили устно, что его документы аннулируются в связи с предоставлением справки о заработной плате, оформленной не в установленном порядке. Из карточки персонального учета следует, что решения никакого не принималось, поскольку раздел 2, предусматривающей записи о принятом решении о признании безработным либо об отказе в этом, не заполнены. Суд считает неубедительным довод представителя ответчика о том, что в случае отказа гражданину в признании безработным решение не принимается, поскольку граждане не пишут заявления о признании их таковыми. Оформление и ведение документации по признанию граждан безработными возложено на Центры занятости, для чего разработаны бланки. Так, в карточке персонального учета гражданина уже вписана строчка о том, что гражданин просит признать его безработным. Для того, чтоб гражданин подписал это заявление, работники ответчика должны предложить это сделать, поскольку карточка персонального учета находится у них. М.А.П. не предлагали подписать указанное заявление, хотя он был зарегистрирован ищущим подходящую работу и в течение 10 дней после такой регистрации не был трудоустроен. Из анализа п.14-18 Порядка регистрации безработных граждан следует, что об отказе в признании безработным принимается решение, поскольку месячный срок для повторного обращения граждан для регистрации их в качестве безработного исчисляется со дня отказа (п.18). Об этом же указано в п.4 ст.3 Закона о занятости населения. При отсутствии решения об отказе в регистрации в качестве безработного нельзя определить дату возможного повторного обращения с целью регистрации в качестве безработного. В п.6 Порядка регистрации безработных граждан от ДД.ММ.ГГГГ также содержится указание на принятие решения в случае отказа в признании гражданина безработным. Таким образом, иск прокурора о признании незаконным бездействия ответчика, выразившемся в непринятии решения об отказе М.А.П. в признании безработным, является обоснованным, подлежит удовлетворению. Материалами дела установлено, что прокурором принимались меры к восстановлению нарушения во внесудебном порядке, для чего вносилось представление, однако оно не было удовлетворено, после чего прокурор обратился в суд. Разрешая иск о признании М.А.П. безработным, суд исходит из следующего. Согласно указанных законов и нормативно-правовых актов, для признании гражданина безработным, он должен представить ряд документов, в т.ч. справку о среднем заработке по последнему месту работы за последние 3 месяца работы. М.А.П. представил ответчику необходимые документы для признания его ищущим работу и признания безработным, кроме справки о заработной плате. М.А.П. не мог представить требуемую справку из-за ликвидации предприятия, которое было последним местом его работы. В архивной справке о начислениях отсутствуют данные о его зарплате за последние три месяца перед увольнением. Суд считает, что отсутствие указанной справки не препятствует принять решение о признании гражданина безработным при наличии признаков безработного, указанных в ч.1 ст.3 Закона о занятости. Представитель ответчика в суде пояснил, что справка необходима для того, чтоб определить размер пособия по безработице, а также определить подходящую работу. Не оспаривая права М.А.П. быть безработным, полагала, что он не может быть признан таковым из-за отсутствия необходимо документа. Пункт 14 Порядка регистрации безработных граждан от 1997г. определял документы, которые необходимо представить для регистрации в качестве безработного. Справка о зарплате не указана в качестве необходимо документа, поскольку указано, что при необходимости граждане предоставляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке. Согласно ст.30 закона о занятости населения размер пособия по безработице зависит от среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года) устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице. Поскольку М.А.П. желал возобновить работу после длительного перерыва, длящегося более одного года, то его пособие по безработице не зависит от размера средней зарплаты. М.А.П. в суде пояснил, что он был согласен на работу по специальности водителя, не предъявлял требований о предоставлении подходящей работы с учетом его предыдущего заработка. В его карточки персонального учета в разделе « пожелания будущей работы» указано- водитель автомобиля. Других пожеланий не указано. Пункт 3 ст.3 Закона о занятости населения содержит перечень оснований, при наличии которых граждане не могут быть признается безработным. Перечень носит исчерпывающий характер. Ни одно из указанных оснований в отношении М.А.П. не приемлемо. Сопоставляя п.2 и п.3 ст.3 Закона о занятости населения, следует придти к выводу, что наличие справки о заработной плате за последние три месяца следует предоставлять для признания безработным, но ее отсутствие не влечет наступления такого последствия как не признания гражданина безработным. Ее отсутствие может повлиять на получение иных прав по безработице, с чем М.А.П. не спорит. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что иск прокурора об обязании ответчика признать М.А.П. безработным подлежит удовлетворению. В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор в суде полагал, что срок исполнения решения необходимо установить датой вступления решения суда в законную силу. М.А.П. поддержал эту просьбу. Представитель ответчика возражений по этому поводу не высказал. Учитывая, что спор имеет социальный характер, а также учитывая обстоятельства дела, суд считает возможным определить дату исполнения решения следующим днем вступления решения суда в законную силу. При этом суд исходит из того, что у ответчика имеются все необходимые документы, представленные М.А.П. для признания его безработным. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Иск <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах М.А.П. удовлетворить. Признать бездействие ГУ «Центр занятости населения <адрес>» по непризнанию М.А.П. безработным незаконными. Обязать ГУ «Центр занятости населения <адрес>» признать М.А.П. безработным со следующего дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано во <данные изъяты> областной суд через <данные изъяты> городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: судья <данные изъяты> Копия верна: Судья <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> Секретарь суда В.Т.Ф. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Судья <данные изъяты> городского суда <данные изъяты>[1] [1] Подлинное решение подшито в гражданском деле № <адрес> находится в производстве <данные изъяты> городского суда.