решение орб удовлетворении иска



2-385-2011г. Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09.06.2011г.

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Ивженко Н.В.

при секретаре Ивановой Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Вязники, ул.Мельничная д.2 дело по заявлению Вязниковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о обязании обеспечить проведение категорирование, оценки уязвимости транспортных средств, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности

У С Т А Н О В И Л:

Вязниковский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о обязании обеспечить проведение категорирование, оценки уязвимости транспортных средств, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности.

В заявлении указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что ИП ФИО1 на основании лицензии № ААС-33-012640 от 22.12.2007г. на автомобили ГАЗ-322131 г/н , ГАЗ-323417 г/н ГАЗ- 322132 г/н , ГАЗ-322132 г/н , ГАЗ -322132 г/н , ГАЗ-322132 г/н , ГАЗ-322132 г/н ( всего 7 транспортных средств) осуществляет пассажирские перевозки на территории г.Вязники. Согласно ст.2 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007г. №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, к которым относится ИП ФИО1 Из ст.5 указанного Федерального закона следует, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств ( далее- ТС), т.е определение степени защищенности от угроз совершения актов незаконного вмешательства, производится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В силу п.3 ст.5 этого Закона, результаты проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и ТС утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010г. №87 «О проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» определено, что в ходе проведения оценки уязвимости осуществляется, в т.ч., изучение технических и технологических характеристик объекта, организация его эксплуатации, изучение системы принятых на объекте мер по защите от актов незаконного вмешательства, определение рекомендаций субъекту мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности. На основании результатов проведения оценки уязвимости разрабатываются планы обеспечения транспортной безопасности, которые предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010г. №34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и ТС», возлагает на субъекты транспортной инфраструктуры и ТС разработку планов обеспечения транспортной безопасности и утверждения их компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, на основании оценки уязвимости, определяет систему мер по защите ТС от потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций. План разрабатывается отдельно для каждого объекта. На основании оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и ТС компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности осуществляется категорирование объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы незаконного вмешательства и его возможных последствий.

В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 на имеющиеся у него объекты транспортные средства не осуществил оценки уязвимости ТС, их категорирование, не разработан план обеспечения транспортной безопасности указанных ТС. Не совершение указанных действий может повлечь человеческие жертвы, поскольку степень защищенности ТС не определена. В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц. Просил признать бездействие ИП ФИО1 незаконным, обязать в срок до 01.09.2011г. провести оценку уязвимости указанных ТС, их категорирование и разработать планы обеспечения их транспортной безопасности.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил иск. По тем же основаниям просил обязать ИП ФИО1 обеспечить проведение категорирование, оценки уязвимости транспортных средств в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении данные ТС в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств в течение 3-х месяцев и реализовать его в течение 6 месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости (л.д.77).

Ответчик ИП ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 (л.д.21) иск после его уточнения признали и пояснили, что ст.12 ФЗ «Об обеспечении транспортной безопасности» устанавливает права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности. Ст. 5 указанного Закона устанавливает, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и ТС проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, установленным федеральным органом исполнительной власти. Результаты проведенной оценки уязвимости ТС утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры также осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Из этих положений вытекает, что субъект транспортной инфраструктуры не обязан осуществлять категорирование и оценку уязвимости ТС. В приказе Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 42 « Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», вступившего в силу 16.03.2011г. предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ТС в реестр категорированных ТС и о присвоении категории ТС. Т.е., первоначально компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности должны выполнить мероприятия по присвоению категории ТС, включению их в Реестр, затем направить уведомление об этом субъекту транспортной инфраструктуры. После этого на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов, которые утверждаются компетентными органами. Поскольку до настоящего времени компетентными органами указанные работы не выполнены, то у них не наступила обязанность по разработке планов. Поскольку в результате уточнения иска определены сроки выполнения обязанностей в соответствие с указанным федеральным законом, то они согласны выполнить необходимые мероприятия в указанные в уточненном иске сроки.

Представитель 3-е лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЦФО по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представитель 3-е лица по доверенности ФИО3 иск прокурора поддержал, пояснив, что в настоящее время решаются организационные вопросы создания федеральных органов исполнительной власти для реализации ФЗ «О транспортной безопасности». Ответчик является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку имеет ТС, используемые для перевозки пассажиров. На нем лежит обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости принадлежащих ему ТС в течение трех месяцев после получения уведомления о включении данных ТС в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, после чего он должен разработать в течение 3-х месяцев и утвердить у компетентных органов, отвечающих за транспортную безопасность, план обеспечения транспортной безопасности и реализовать его в течение 6 месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости. Поскольку в настоящее время Реестр категорированных объектов не создан на территории Владимирской области, то определить точные даты выполнения указанных мероприятий сложно.

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне истца департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Ранее в судебном заседании представитель по доверенности ФИО4 пояснила, что иск заявлен преждевременно, поскольку в настоящее время не определены федеральные, государственные органы, которые будут осуществлять категорирование ТС, составление реестра категорированных ТС. Категорирование ТС до настоящего времени не проводилось. По состоянию на 18.05.2011г. на территории Владимирской области специализированные организации, которые вправе проводить оценку уязвимости ТС, отсутствовали. Однако начаты работы по предоставлению в Росавтодор исходных данных для проведения категорирования автовокзалов и автостанций, а также проводятся работы по предоставлению таких данных по ТС. После сбора исходных данных Росавтодор определит порядок и сроки категорирования объектов транспортной инфраструктуры с учетом их особого социально-экономического и оборонного значения. Специализированные организации смогут приступить к оценке уязвимости после проведения категорирования, установления требований по обеспечению транспортной безопасности, а также установления тарифов на услуги по проведению оценки уязвимости. Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающей уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, утверждены приказом Минтранса России от 08.02.2011г. Этим приказом предусмотрено, что после получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры или ТС в Реестр категорированных объектов и о присвоении категории объекту ТС, субъект транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении в реестр о и о присвоении категории объекту ТС обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ТС через специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности путем заключения договоров, разработать и утвердить в компетентном органе (Росавтодоре) план обеспечения транспортной безопасности ТС в течение 3-х месяцев и реализовать его в течение 6 месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ТС.

Совокупность собранных по делу доказательств установлены обстоятельства, указанные в иске прокурора.

Согласно свидетельств о внесении в ЕГР индивидуальных предпринимателей, ИП ФИО1 зарегистрирован администрацией г.Вязники 31.07.2000г. в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.5).

Он стоит на учете в налоговом органе как ИП ФИО1 с 08.09.2000г. ( л.д.6).

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта 27.12.2007г. ему выдана лицензия на право осуществления пассажирских перевозок ( л.д.7).

Между ИП ФИО1 и администрацией г.Вязники 06.03.2009г. заключен договор на осуществление пассажирских перевозок ( л.д.8-11).

Согласно ПТС, ИП Кирпичеву принадлежат транспортные средства, указанные в иске прокурора ( л.д.12-18).

Из телеграммы Росавтодора следует, что собираются исходные данные для выполнения мероприятий по транспортной безопасности, в т.ч. по транспортным средствам такие данные должны быть предоставлены им до 15.06.2011г. (л.д.60).

29.04.2011г. департамент транспорта и дорожного хозяйства направил также письма руководителям органов местного самоуправления Владимирской области по организации работы по сбору исходных данных для проведения Росавтодором категорирования ТС ( л.д.61).

Давая оценку установленным обстоятельствам и разрешая спор по существу, суд учитывает следующее.

Федеральным Законом от 09.02.2007г. №16-ФЗ в ст. 6 указано, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Статья 9 указанного Федерального Закона определяет, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" определено, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган). План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.

В Приказе Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" указано, что требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, разработаны в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности». Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - ОТИ) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ). Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ.

Анализ указанных правовых норм и установленных обстоятельств по делу свидетельствует о том, ИП ФИО1 как собственник транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров, обязан выполнить мероприятия, установленные указанными нормативными актами. Из материалов дела установлено, что он до настоящего времени не принял мер по представлению информации, необходимой для категорирования принадлежащих ему транспортных средств, оценки их уязвимости, и как следствие, отсутствует план обеспечения транспортной безопасности указанных транспортных средств, что свидетельствует об обоснованности иск прокурора, в связи с чем он подлежит удовлетворению.

Статья 206 ГПК РФ определяет, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку выполнение мероприятий по исполнению ФЗ « О транспортной безопасности» должен выполнить непосредственно ответчик, то суд в силу ст.206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого он должен выполнить свои обязательства.

Суд учитывает, что из ФЗ «О транспортной безопасности», из указанных Приказов следует, что предусмотренные ими мероприятия должны также выполняться федеральными и государственными органами, которые в настоящее время начали подготовку и сбор необходимой информации для категорирования ТС, составления Реестра категорированные объекты транспортной инфраструктуры и ТС в соответствие с приказом Минтранса РФ от 29.01.2010г. №22 «О порядке ведения Реестра категорированы объектов транспортной инфраструктуры и транспортные средства», о чем в суде пояснили представители 3-х лиц, подтверждается содержание телеграммы о запросе информации по ТС до 15.06.2011г., письмами департамента транспорта и дорожного хозяйства от29.04.2011г. руководителям исполнительных органов местного самоуправления ( л.д.61). Также необходимо учитывать, что сроки проведения оценки уязвимости определены Федеральным законом «О транспортной безопасности» и начинаются для ответчика получением уведомления о включении его ТС в Реестр категорированных транспортных средств. Предложенный прокурором в ходе уточнения срок выполнения ответчиком мероприятий по выполнению ФЗ « О транспортной безопасности» учитывает требования федерального закона, а также стадию реализации его требований федеральными и государственными органами исполнительной власти. Поэтому суд считает единственно возможным определить срок, предложенный прокурором.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Иск Вязниковского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать ИП ФИО1 обеспечить проведение категорирования, оценки уязвимости транспортных средств ГАЗ-322131 г/н , ГАЗ-323417 г/н , ГАЗ- 322132 г/н , ГАЗ-322132 г/н , ГАЗ -322132 г/н , ГАЗ-322132 г/н , ГАЗ-322132 г/н ( всего 7 транспортных средств) в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении данных транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортные средства, разработать и утвердить в компетентном органе план обеспечения транспортной безопасности указанных транспортных средств в течение 3 месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья Вязниковского городского суда Ивженко Н.В.