решение об отказе в иске



2-432-2011г. Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26.05.2011г.

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Ивженко Н.В.

при секретаре Исаковой Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Вязники, ул.Мельничная д.2 дело по заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Октябрьское» об обязании предоставить субсидию по оплате жилья и коммунальных услуг без соглашения по погашению задолженности

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что она является собственником жилой квартиры площадью 40.7 кв.м, находящейся по адресу <адрес>, в которой зарегистрирована и проживает. Она на пенсии. Состав семьи одни человек. Оплата за жилье и коммунальные услуги за квартиру составляют более 22% ее дохода в месяц. Она имеет право на получение субсидии, но оформить и получать не может, т.к. есть задолженность по коммунальным платежам. С суммой долга она не согласна, поэтому заключить соглашение по погашению задолженности не может. Долг образовался по вине ФИО7 и ФИО8, которые были зарегистрированы в <адрес> год, она через суд их выписывала из <адрес> лет и только 29.06.2009г. решением суда ФИО7 были признаны утратившими право проживания в квартире. С 01.01.2010г. ситуация ухудшилась, т.к. плата за жилье и коммунальные услуги увеличилась в несколько раз. Часть долга по содержанию жилья была оспорена в суде. Ее письменное заявление по предоставлению субсидии по оплате за жилье и коммунальные услуги без заключения соглашения о погашении задолженности направлено 08.11.2010г. главе администрации муниципального образования «Октябрьское», осталось без ответа. Просит обязать администрацию муниципального образования «Октябрьское» <адрес> предоставить субсидию по оплате за жилье и коммунальные услуги без соглашения по погашению задолженности.

Будучи надлежащим образом извещенной о дате и времени рассмотрения дела. ФИО2 в суд не явилась. При подаче заявления в суд просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Октябрьское» по доверенности ФИО3 иск не признала и пояснила, что между администрацией муниципального образования «Октябрьское» и администрацией муниципального образования «Вязниковский район» заключено соглашение, по которому полномочия по расчету субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам переданы <адрес>. Их администрация оказывает гражданам содействие в сборе документов, а затем передает их в администрацию района. ФИО1 к ним с заявлением о предоставлении ей субсидии не обращалась, документы не предоставляла, поэтому невозможно определить имеется ли у нее право на получение субсидии. Если такое право есть, то она должна подать заявление о начислении субсидии. Только с момента подачи заявления субсидия начисляются при наличии права на нее. Если у гражданина имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, то соглашение на оплату задолженности является необходимым условие назначения субсидии.

Судом направлялось истцу определение с предложением привлечь к участию по делу в качестве ответчика также администрацию <адрес> (л.д.19).

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указала, что в счетах за отопление указано, что субсидии оформляются в отделе жилищных субсидий по адресу <адрес> или в сельских администрациях по месту проживания. Она зарегистрирована и проживает в <адрес>, поэтому имеет право оформить субсидии в администрации муниципального образования «Октябрьское» (л.д.27).

По инициативе суда к участию по делу привлечена в качестве 3-е лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, администрация муниципального образования «Вязниковский район».

Представить 3-е лица администрации муниципального образования «Вязниковский район» по доверенности ФИО4 (л.д.30) в суде пояснила, что по соглашению со всеми муниципальными образования района полномочия по определению права на субсидии, начислению субсидий и выплату переданы в администрацию <адрес> в связи с тем, что бюджетные средства на выплату субсидий поступают в администрацию <адрес>, которая осуществляет организацию, начисление и выплату субсидий. Порядок начисления и выплаты субсидии определен рядом постановлений Законодательного <адрес>, постановлениями <адрес> и Главы администрации муниципального образования <адрес>. Начисление и выплата субсидий носит заявительный характер. Только по заявлению гражданина и предоставления необходимых документов производится начисление субсидии. При этом указанными нормативными актами определено, что при наличии задолженности по оплате за коммунальные услуги и жилье, гражданин, желающий получать субсидии, должен заключить соглашение по погашению имеющейся задолженности. В администрацию <адрес> не поступало заявления и необходимых документов от ФИО1 о начислении ей субсидии, поэтому невозможно определить имеет ли она право на ее получение и невозможно начислить субсидию в отсутствие заявления. Нельзя этого сделать также в отсутствие соглашения о погашении задолженности по оплате коммунальных услуг и за жилье.

Совокупностью собранных по делу доказательств установлено следующее.

ФИО1 проживает в жилой квартире, принадлежащей ей на праве собственности, расположенной по адресу <адрес>. Состав семьи один человек. Является пенсионеркой по старости, получает пенсию 6551 рубл. Ежемесячно должна оплачивать только за отопление 3093 рубл., имеет задолженность по оплате за отопление на март 2011г. в размере 38482 рубл. Просит обязать администрацию по месту жительства назначить субсидии по оплате за жилье и коммунальные услуги без заключения соглашения по погашению задолженности.

Эти обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно справки Управления ПФ РФ ( государственное учреждение) в <адрес>, ФИО1 является пенсионером по старости, получает пенсию в размере 6551,28 коп (л.д.5).

ФИО1 на праве собственности принадлежит жилая квартира, расположенная по адресу <адрес> общей площадью 40,7 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.11.2010г.(л.д.8).

Она зарегистрирована в указанной квартире по месту жительства, о чем указано в справке ОООЖЭК «Никологоры» от 22.10.2010г. (л.д.7).

Из счета на оплату тепловой энергии за март 2011г. установлено, что ежемесячно ФИО1 должна оплачивать за отопление <адрес>,86 рубл. Имеется задолженность за отопление 38482,60 рубл. ( л.д.28).

Давая оценку установленным обстоятельствам и разрешая спор по существу, суд учитывает следующее.

Статья 159 ЖК РФ определяет, что:

1. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

2. Право на субсидии имеют граждане:

1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

3) члены жилищных кооперативов;

4) собственники жилых помещений.

3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.

5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

6. При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

(часть восьмая в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

11. Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. №761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальные услуги, в п. 6 и п.7 которых указано, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением,

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

Согласно п.8 указанных Правил, для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;

б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;

г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа;

д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;

е) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

ж) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

В п.12 и п.13 указано, что при наличии у уполномоченного органа сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий и расчета их размеров, граждане могут быть освобождены по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил.

Документы, предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил, могут направляться в уполномоченные органы по почте. В этом случае копии документов, направляемых по почте, должны быть нотариально заверены. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе.

Законом Владимирской области №159-03 от 07.12.2007г. « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районной и городских округов отдельными государственными полномочиями Владимирской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» государственными полномочиями по предоставлению гражданам субсидий по оплате жилых помещений и коммунальных услуг наделен Вязниковский район.

Во исполнение указанного Закона, постановлением Губернатора Владимирской области от 29.12.2007г. № 974 утверждено Положение о порядке предоставления и использования средств областного бюджета на выплату гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и на осуществление передаваемых полномочий, которым получателем субвенций из областного бюджета на выплату субсидий определена администрация Вязниковского района.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 31.12.2004г. №761 утвержден Порядок и условия предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в п.5 которого указано, что гражданам, имеющим задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг более 3-х месяцев, субсидии предоставляются при дополнительном условии- письменном обязательств по ежемесячному погашению задолженности в срок не боле чем один год с даты назначения субсидии. При отказе граждан принять такое обязательство или при нарушении без уважительных причин условий этого обязательства, субсидии таким гражданам не предоставляются. В п.9 указано, что в течение 10 дней с даты получения документов, предусмотренных настоящим Порядком, принимается решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении.

Органы местного самоуправления муниципального образования «Октябрьское» ( как и иные муниципальные образования Вязниковского района), заключили соглашение с администрацией Вязниковского района о передачи им полномочий по решению вопросов, связанных с расчетом субсидий (л.д.31-32).

Администрацией муниципального образования «Вязниковский район» постановлением от 29.12.2007г. № 1244 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции, пункт 9 которого определяет, что основанием для начала исполнения государственной функции является прием заявления о предоставлении жилищной субсидии с приложением необходимых документов при личном обращении гражданина в отдел субсидий либо получение заявления и необходимых документов по почте. Согласно пункта 13 Регламента, документы, отправляемые по почте, должны быть нотариально заверены. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов отделом субсидий. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе.

Анализ указанных нормативно правовых актов свидетельствует, что для получения субсидии гражданин должен обратиться с заявлением в отдел субсидии администрации Вязниковского района, к которому должен приложить необходимые документы. С даты поступления заявления с необходимыми документами начинает начисляться субсидия ( при наличии права на нее). Для граждан, у которых имеется задолженность по оплате за жилье и коммунальные услуги, имеется дополнительной условие- заключение соглашения в письменной форме о погашении в течении определенного времени имеющейся задолженности. Факт представления заявления с необходимыми документами на начисление субсидии подлежит доказыванию заявителем.

Материалами дела установлено, что истец Макарова Л.С. в отдел субсидий администрации Вязниковского района с заявлением о назначении ей субсидии с приложением необходимых документов не обращалась. Как пояснил представитель 3-е лица администрации муниципального образования «Вязниковский район», ни по почте, ни лично заявлений с необходимыми документами о назначении субсидии от ФИО1 не поступало. В заявлениях в суд ФИО1 также не указано о ее обращении в отдел субсидий администрации Вязниковского район.

В заявлении в суд, а также в дополнительном заявлении в суд ФИО1 указала, что она проживает в <адрес>, в администрацию по месту своего жительства она обратилась с заявлением о предоставлении субсидии без заключения соглашения по погашению задолженности 08.11.2010г.,но ответа не получила. В подтверждение представила квитанцию почты от 08.11.2010г., в которой указано, что почтой принято заказное письмо для ФИО5 в <адрес> (л.д.9).

Представитель администрации муниципального образования «Октябрьское» в суде категорически утверждала, что заявления ФИО1 о назначении ей субсидии в администрацию не поступало, поэтому и не было для нее ответа.

Суд считает, что указанная квитанция не подтверждает с достоверностью, что именно ФИО1 отправлено указанное ею заявление в администрацию МО «Октябрьское», поскольку не указан отправитель, а получатель не администрация МО «Октябрьское», а также не подтверждает, что отправление получено адресатом. Между тем, в силу указанных выше нормативно правовых актов, именно на ФИО1 лежит обязанность доказать отправление заявления со всеми приложенными документами по назначению.

Также суд учитывает, что заявление с необходимыми документами на субсидию должно быть направлено в отдел субсидий администрации муниципального образования <адрес>, поскольку именно с даты поступления документов к ним наступает обязанность рассмотреть в установленный срок поступившие документы и принять соответствующее решение. Администрации по месту жительства граждан оказывают лишь содействие в сборе необходимых документов, а затем направляют их в отдел субсидий администрации МО « <адрес>».

Кроме того, из заявлений ФИО1 следует, что она отправила только заявление, необходимые документы для назначения субсидии не были приложены к заявлению.

Из заявления ФИО1 в суд следует, что она подавала заявление в администрацию муниципального образования «Октябрьское» на получение субсидии без заключения соглашения о погашении имеющейся у нее задолженности по оплате за коммунальные услуги и жилье. Такое заявление противоречит указанным выше нормативно-правовым актам, поскольку необходимым условием получения субсидии для граждан. имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, является наличие такого соглашения.

Причины образования задолженности не имеют правового значения в данном случае. Обоснованность ее возникновения должна проверяться в ином порядке.

Таким образом, по делу не установлено обращение истца с надлежащими документами в надлежащий орган по начислению субсидии, а поэтому не установлено нарушения ее права на получение субсидии. В силу ст.3 ГПК РФ суд защищает нарушенное либо оспоренное право.

Кроме того, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, на замену либо привлечение к участию по делу надлежащего ответчика истец не согласилась.

При таких обстоятельствах иск ФИО1 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

В иске ФИО1 к администрации муниципального образования «Октябрьское» об обязании предоставить субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг без заключения соглашения о погашении задолженности отказать.

Решение может быть обжаловано во владимирский областной суд через Вязниковский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Вязниковского городского суда Ивженко Н.В.