Дело № 2-702/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 июля 2011 года Вязниковский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Глазковой Д.А. при секретаре Кураповой В.А. с участием прокурора Чадаевой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску Вязниковского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «поселок Никологоры» об обязании ликвидировать несанкционированное место складирования бытовых отходов, установил: Вязниковский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «поселок Никологоры», в котором просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированные места складирования отходов, расположенных в лесном массиве (<данные изъяты>) Никологорского участкового лесничества ТО Вязниковское лесничество, организовав вывоз всех твердых бытовых отходов с указанных мест. В обоснование требований указал, что проведена проверка исполнения требований природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства при организации на территории муниципального образования «поселок Никологоры» вывоза бытовых отходов. Установлено, что в лесном массиве <данные изъяты> Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество» находится несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов. Какие-либо разрешительные документы на указанные места размещения отходов отсутствуют, поэтому места размещения являются незаконными и подлежат ликвидации. Складирование произведено в нарушение требований статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьи 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», статей 12,13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Пункт 18 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» относят к полномочиям органов местного самоуправления организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов и потребления на почву запрещается. Статья 22 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ требует, чтобы способы хранения и захоронения отходов производства и потребления были безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В нарушении указанных требований закона рациональная система сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов с территории муниципального образования «поселок Никологоры» администрацией поселка Никологоры не организована. В ходе проверки, проведенной прокуратурой совместно с ТО «Вязниковское лесничество», установлено, что в <данные изъяты> квартале, выдел <данные изъяты> Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество» имеет место складирование бытовых отходов. Какие-либо разрешительные документы на данное место размещения отходов отсутствуют. Следовательно, указанное место складирования отходов является несанкционированной свалкой и подлежит ликвидации. Ответчиком указанные обязанности в отношении названного несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов не исполняются. В судебном заседании помощник Вязниковского межрайонного прокурора Чадаева С.В. исковые требования уточнила, просит обязать администрацию муниципального образования «поселок Никологоры» в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированные места складирования отходов, расположенных в выделе <данные изъяты> квартала Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество», организовав вывоз твердых бытовых отходов из указанного мест. Представитель ответчика по доверенности Кимяев А.А. иск не призналв судебном заседании пояснил, что в соответствии с Федеральным законом № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Администрацией МО «поселок Никологоры» надлежащим образом организован сбор и вывоз бытовых отходов, с этой целью с ООО «Санитар», имеющим лицензии на данные виды деятельности, заключено соглашение, построены контейнерные площадки, с которых и вывозится мусор. Несанкционированные свалки это результат противоправных действий конкретных физических и юридических лиц, которые должны нести ответственность в соответствии с Законом Владимирской области «Об административных правонарушениях во Владимирской области», администрация не может нести ответственность за действия всех лиц, которые не донесли мусор до контейнера, а бросили его там, где им захотелось. Кроме того, несанкционированная свалка отходов расположена в выделе <данные изъяты> квартала Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество», у муниципального образования «поселок Никологоры» нет в собственности земель, на которых расположены леса, в том числе и указанный в заявлении прокуратуры <данные изъяты> квартал Никлогорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество», поэтому несанкционированное место складирования бытовых отходов должно ликвидировать ТО «Вязниковское лесничество». Также, поскольку имеется договор аренды лесного участка, на котором расположен <данные изъяты> квартал, заключенный ТО «Вязниковское лесничество» с ИП Кузнецовым А.Н., последний как арендатор обязан приводить в порядок, в том числе, путем ликвидации несанкционированной свалки, арендуемый участок. В соответствии с положениями статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации. Ссылки на статьи Федеральных законов в исковом заявлении, считает необоснованными. Указывает также на то, что бюджетом города не запланированы расходы по вывозу несанкционированных бытовых отходов, поэтому решение суда может быть неисполнимым. Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований ТО «Вязниковское лесничество», Беспалов А.А. иск прокурора поддержал, пояснил, что Вязниковской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами ТО «Вязниковское лесничество» проведена проверка государственного лесного фонда в квартале <данные изъяты> Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество». В ходе проверки установлено, что поселковая свалка на момент проведения проверки коммунальными службами не используется, работа по рекультивации земель и пожарному обустройству муниципальным образованием не производится, продолжается стихийный вывоз бытовых отходов жителями п. Никологоры. Территория свалки представляет серьезную угрозу в пожарном отношении прилегающим участкам гослесфонда и населенному пункту п. Никологоры. Места несанкционированных свалок, где находятся горючие и легковоспламеняющиеся бытовые отходы, примыкают тесно к стене и заходят в лес, что является нарушением Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах. Свалки организованы населением п. Никологоры Вязниковского района вследствие ненадлежащего исполнения администрацией муниципального образования «поселок Никологорыи» обязанностей по вывозу и утилизации бытовых отходов и технического мусора с территории несанкционированной свалки. Очистка территории, а также несение затрат на выполнение данных работ относятся к вопросам местного значения, решение которых входит в компетенцию органов местного самоуправления и регулируется Федеральным Законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вопросы местного значения, установленные данным Федеральным законом, включают организацию благоустройства и озеленение территории поселения, городского округа, использование, охрану, защиту и воспроизводство городских лесов, лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, а также организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Право граждан на благополучную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ. Пункт 18 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит к вопросам местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора также относится к полномочиям органов местного самоуправления. Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, порядок сбора отходов определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, чтобы способы хранения и захоронения отходов производства и потребления были безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Как установлено судом, на территории муниципального образования «поселок Никологоры» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, что привело к образованию несанкционированному месту складированию бытовых отходов в квартале <данные изъяты> выдел <данные изъяты> место складирования бытовых отходов тесно примыкает к стене леса, заканчивается в лесном массиве. Также установлено, что между ТО «Вязниковское лесничество» (арендодатель) и ИП Кузнецовым А.Н. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка в кварталах <данные изъяты> Никологорского участкового лесничества № от ДД.ММ.ГГГГ сроком – по ДД.ММ.ГГГГ Согласно пунктам 12.8, 12.9 данного договора арендатор обязан осуществлять за счет собственных средств противопожарное обустройство лесов на леечном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие) и их содержание, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов, осуществлять за счет собственных средств санитарно-оздоровительные мероприятии, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке. Согласно акту проверки территории государственного лесного фонда в квартале <данные изъяты> Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество» установлено, что поселковая свалка на момент проведения проверки коммунальными службами не используется, работа по рекультивации земель и пожарному обустройству муниципальным образованием не производится, продолжается стихийный вывоз бытовых отходов жителями п. Никологоры. Территория свалки представляет серьезную угрозу в пожарном отношении прилегающим участкам гослесфонда и населенному пункту п. Никологоры. Как следует из объяснений помощника Вязниковского межрайонного прокурора Чадаевой С.В. и представителя ТО «Вязниковское лесничество», раньше в указанном месте находилась санкционированная свалка, которая обслуживалась коммунальными службами, куда вывозились на законных основаниях бытовые отходы и технический мусор с территории поселка Никологоры, однако в настоящее время данная свалка является несанкционированной, жители поселка продолжают вывозить и сваливать в <данные изъяты> квартал Никологорского участкового лесничества мусор, этот факт установлен при составлении актов, когда на месте были обнаружены следы от колес автомашин, которые проложили по полю отдельную дорогу, ведущую к свалке. Согласно положениям устава муниципального образования «поселок Никологоры» Вязниковского района Владимирской области к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Из пояснений представителя ответчика следует, что организация сбора и вывоза отходов и мусора организована администрацией путем заключения соглашения с ООО «Санитар» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому последнее принимает на себя обязательство по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования «поселок Никологоры». В случае возникновения несанкционированных свалок администрация заключает отдельные договоры на предмет их ликвидации в конкретных местах поселка Никологоры. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрацией муниципального образования «поселок Никологоры» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов с территории муниципального образования, что привело к несанкционированному складированию бытовых отходов и технического мусора, расположенного в границах населенного пункта и заканчивающегося в лесном массиве. Доводы ответчика о том, что места складирования твердых бытовых отходов, расположены за территорией населенного пункта, в лесном массиве и должны быть ликвидированы ТО «Вязниковское лесничество», суд считает необоснованными, поскольку несанкционированное место складирование бытовых отходов и технического мусора произошло в результате ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории поселка Никологоры, кроме того, лесной массив расположен в границе населенного пункта поселения. При этом факт заключения ТО «Вязниковское лесничество» договора аренды лесного участка, в том числе, <данные изъяты> квартала Никологорского участкового лесничества, не является основанием возложения на арендатора – ИП Кузнецов А.Н. обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, поскольку складирование отходов состоит из бытовых отходов, технического и строительного мусора и не является мусором растительного происхождения от вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Нельзя также согласиться с доводами ответчика о том, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования «поселок Никологоры», необходимых для реализации мероприятий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, отсутствует реальная возможность исполнить предусмотренные законом требования. В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Поскольку действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями, доводы ответчика об отсутствии финансовой возможности на их выполнение, являются необоснованными. В соответствии со ст. ст. 1,2,11 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного, обязание администрации муниципального образования «поселок Никологоры» исполнить в интересах Российской Федерации нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением. Требования Вязниковского межрайонного прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. При таких обстоятельствах, иск Вязниковского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «поселок Никологоры» об обязании ликвидировать несанкционированное место складирования бытовых отходов подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, решил: исковые требования Вязниковского межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «поселок Никологоры» об обязании ликвидировать несанкционированное место складирования бытовых отходов - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «поселок Никологоры» Владимирской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированное место складирования отходов, расположенное: <данные изъяты> Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество», организовав вывоз твердых бытовых отходов из квартала <данные изъяты> Никологорского участкового лесничества ТО «Вязниковское лесничество». Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Д.А. Глазкова