Дело № 2-668/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 августа 2011 года Вязниковский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Глазковой Д.А. при секретаре Кураповой В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вязники гражданское дело по иску к администрации муниципального образования «Вязниковский район», администрации муниципального образования «город Вязники» о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании участником программы «Обеспечение жильем молодых семей Вязниковского района на 2011-2015 годы», сохранении права очередности на получение субсидии, сохранении даты признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, установил: обратилась в суд с заявлением, в котором просила отменить как незаконное постановление администрации «Вязниковский район» об отказе в признании участником программы «Обеспечение жильем молодых семей <адрес> на 2011-2015 годы» от ДД.ММ.ГГГГ №. В обоснование указывает следующее. являлась участником аналогичной программы на 2002-2010 годы и стояла на очереди на получение субсидии на основании постановления администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №. В апреле 2011 года во время прохождения перерегистрации ей было отказано в признании участником программы на 2011-2015 годы, хотя, как указывает истец, в ее семье по сравнению с 2008 годом ничего не изменилось. Отказ в участии в новой программе администрация района обосновала тем, что поскольку в 2007 году ухудшены жилищные условия (продано <данные изъяты> жилого дома в <адрес>), то в соответствии с положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не истек предусмотренный данной статьей пятилетний срок. Однако на момент осуществления сделки купли-продажи в 2007 году не подпадала под участие в данной программе, поскольку детей не имела. Также указала, что была вынуждена продать дом в силу тяжелых семейных обстоятельств – несчастного случая с братом, что повлекло за собой значительные траты на его лечение и реабилитацию, в связи с чем полагает, что сделка с домом не относится к сознательному ухудшению жилищных условий. В судебном заседании , поддержала заявление по тем же основаниям, дополнительно пояснила, что когда подавала документы для участия в программе в 2008 году, администрации Вязниковского района было известно о вышеназванных обстоятельствах, тем не менее, она была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представитель администрации муниципального образования «Вязниковский район» возражала против удовлетворения требований , указав в обоснование, что в 2008 году незаконно признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем принято решение при перерегистрации запросить администрацию города о правомерности признания истца нуждающейся, поскольку полномочия по признанию нуждающимися в 2009 году были переданы администрации муниципального образования «город Вязники». Полагает, что положения статьи 53 Жилищного кодекса российской Федерации администрацией применены правильно, поскольку истец в 2007 году продала <данные изъяты> <адрес> в <адрес>, пригодного для жилья, следовательно, не истек пятилетний срок для ухудшения жилищных условий. Представитель администрации муниципального образования «город Вязники» по доверенности оставил решение на усмотрение суда, пояснил, что в настоящее время после получения запроса из администрации района о правомерности признания нуждающейся в улучшении жилищных условий сделаны запросы в регистрирующие органы, ответа пока не получено. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, выслушав свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила). В рамках действия данной программы постановлением главы администрации муниципального образования «Вязниковский район» от ДД.ММ.ГГГГ № в составе семьи три человека признана нуждающейся в жилых помещениях. Постановлением главы администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», принятой в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрацией муниципального образования «Вязниковский район» направлено письмо о перерегистрации для участия в новой подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы». ДД.ММ.ГГГГ администрацией района вынесено постановление №, которым утвержден протокол жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № и принято решение об отказе в признании участников программы «Обеспечение жильем молодых семей <адрес> на 2011-2015 годы» молодой семье , поскольку не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок со дня ухудшения жилищных условий путем продажи в 2007 году <данные изъяты> жилого дома по <адрес> в <адрес>. Как следует из протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в признании участником вышеназванной программы. В связи с тем, что администрацией муниципального образования «город Вязники» не проведена перерегистрация молодых семей, признанных нуждающимися в жилом помещении в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы проживающих на территории муниципального образования «город Вязники» для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей Вязниковского района на 2011-2015 годы» (л.д.42-45). В связи с передачей вопросов, касающихся признания нуждающимися в улучшении жилищных условий администрации муниципального образования «город Вязники», ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Вязниковский район» в адрес администрации города направлено письмо с просьбой проверить законность нахождения на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент рассмотрения дела ответа администрации города Вязники не имеется. Из пояснений представителя администрации муниципального образования «Вязниковский район» следует, что основанием для применения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с отказом в признании участником программы явилось отчуждение последней в 2007 году (то есть до истечения пятилетнего срока) недвижимого имущества, пригодного для проживания. Действительно, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ приобрела <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой <адрес> (л.д.14-16). ДД.ММ.ГГГГ заключила договор купли-продажи с С.А.А., продав последнему <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой <адрес> (л.д.12). ДД.ММ.ГГГГ у родилось двое детей, что подтверждается свидетельствами о рождении I-НА №, выданным отделом ЗАГС администрации муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и I-НА №, выданным отделом ЗАГС администрации муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,46). Как следует из содержания статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно выводам Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированным им в Определении от 19.04.2007г. №258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В рамках данной программы разработана подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», в которой действуют Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила). Данные Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с положениями пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. №1050, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: Пунктом 6 Правил предусмотрено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Как следует из материалов дела, основанием для отказа семье в признании участником программы «Обеспечение жильем молодых семей» явилась статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, в то время как такого основания Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» не содержат. На момент перерегистрации для участия в новой программе была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией Вязниковского района. По мнению суда, применение названной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации возможно при решении вопроса о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, что не относится к рассматриваемому спору. Что касается требований о сохранении даты признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд полагает, что статья 53 Кодекса, предусматривающая сознательность ухудшения своих жилищных условий для достижения цели приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях носит оценочный характер и должна быть оценена с учетом всех обстоятельств дела и причин такого действия. Из объяснений следует, что причиной совершения сделки купли-продажи принадлежащих ей <данные изъяты> доли в праве собственности на дом по адресу: <адрес> послужил несчастный случай с братом, произошедший в 2006 году и потребовавший значительных денежных средств для лечения и реабилитации. Кроме того, в связи с указанными обстоятельствами истцу неоднократно приходилось в указанный период брать кредиты. Изложенное истцом подтверждается представленными доказательствами, в частности, копией справки Владимирской областной клинической больницы, согласно которой у И.А.Г. поврежден спинной мозг; копией справки ФГУ «ННИИТО Росздрава» от ДД.ММ.ГГГГ; копией выписки из медицинской карты И.А.Г., из которой следует, что ему поставлен диагноз: <данные изъяты> и другие, связанные указанным повреждением; копией путевки на лечение (л.д.22-32). Факт неоднократного получения истцом кредитов, в том числе, связанных с необходимостью лечения брата подтверждается кредитным договором № от ДД.ММ.ГГГГ (в заявлении на получение кредита указана его цель – на лечение брата), кредитным договором № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52-59). Как следует из пояснений , взяв кредит в 2006 году, она осуществила его досрочное погашение после продажи доли дома, и остаток денежных средств также направила на лечение брата. Вышеизложенное подтверждается показаниями свидетеля И.А.Е., которая показала, что после несчастного случая с братом решила продать дом с целью оказания ему помощи денежными средствами после продажи дома. Кроме того, ей пришлось взять кредит в банке для данных целей. Произошедшее с И.А.Г., являющимся ее сыном, сделало его практически неподвижным, для того, чтобы было какое-то улучшение в его состоянии, приходилось ездить в Нижний Новгород, где более качественное медицинское обслуживание, тратить значительные денежных средств. Также в судебном заседании истец поясняла, что купленный ею в 2004 году дом не был пригоден для проживания, поскольку был старым, коммуникаций в нем не было. Из пояснений свидетеля С.А.А. следует, что покупая у в 2006 году дом на <адрес>, они его видели, дом был в очень плохом состоянии, совершенно непригодным для проживания. Заслуживают также внимания доводы истца о том, что сделка купли-продажи доли дома осуществлена ею в июне 2007 года, то есть еще до того, как она могла стать участником программы «Обеспечение семьей молодых семей», поскольку никакой семьи у нее не было, дети родились в ноябре 2007 года, многоплодная беременность протекала достаточно сложно, имелись опасения невынашивания детей, что подтверждается приложенными истцом копиями справок (л.д.33-37). С учетом изложенного суд полагает, что нашли подтверждение в судебном заседании доводы о вынужденности совершения ею в 2007 году сделки купли-продажи дома на <адрес>, поскольку для срочного лечения ее брата потребовались значительные денежные средства. В связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности требований о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «город Вязники» от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании участником программы «Обеспечение жильем молодых семей <адрес> на 2011-2915 годы», сохранении даты признания нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, неправомерность признания нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент рассмотрения дела администрацией муниципального образования «город Вязники» не подтверждена. Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, решил: исковые требования к администрации муниципального образования «Вязниковский район», администрации муниципального образования «город Вязники» о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании участником программы «Обеспечение жильем молодых семей Вязниковского района на 2011-2915 годы», сохранении права очередности на получение субсидии, сохранении даты признания нуждающейся в улучшении жилищных условий – удовлетворить частично. Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Вязниковский район» от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании участником программы «Обеспечение жильем молодых семей Вязниковского района на 2011-2915 годы» семье Сохранить за дату признания нуждающейся в улучшении жилищных условий – ДД.ММ.ГГГГ В удовлетворении исковых требований о сохранении права очередности на получение субсидии – отказать. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Д.А. Глазкова
"По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются".
В соответствии с пунктом 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 7 Правил в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.