Дело №2-807/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 сентября 2011 года Вязниковский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Глазковой Д.А. при секретаре Кураповой В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вязники гражданское дело по иску закрытого акционерного общества «ФИО7» к государственному учреждению «Центр занятости населения <адрес>» о признании незаконным решения о сохранении заработной платы, установил: закрытое акционерное общество «ФИО8» (далее – ЗАО «ФИО9») обратилось в суд с иском к государственному учреждению «Центр занятости населения <адрес>» (далее – ГУ ЦЗН) о признании незаконным решения в виде справки о сохранении за бывшим работником истца ФИО5 заработной платы за третий месяц со дня увольнения по сокращению штатов, в обоснование указав, что решением ответчика в виде справки № от 24.06.2011г. установлено право бывшего работника ЗАО «ФИО10» ФИО5, уволенного в связи с сокращением штата, на сохранение средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения. Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что ФИО5 обратился в ГУ ЦЗН в установленный статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) двухнедельный срок и не был трудоустроен. По мнению истца, у ГУ ЦЗН отсутствовали основания для вынесения такого решения (справки) в связи с тем, что не имелось исключительной ситуации, дающей право уволенному работнику на сохранение зарплаты за третий месяц со дня увольнения, и что ФИО5 на день увольнения имел статус пенсионера. Истец полагает, что ответчиком нарушен порядок принятия решения о сохранении за ФИО5 среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, поскольку оно должно быть оформлено в виде приказа. Кроме того, по мнению истца, формулировка статьи 178 ТК РФ предполагает, что для наличия оснований для сохранения заработка за третий месяц необходимо наличие исключительного случая, поскольку само понятие исключительности позволяет полагать, что таких обстоятельств нет у большинства других лиц, относящихся к категории нетрудоустроенных в течение третьего месяца со дня увольнения по сокращению численности работников и обратившихся за трудоустройством в службу занятости населения в течение двухнедельного срока со дня увольнения. Отсюда, как указывает истец, следует, что данная выплата является мерой социальной защиты безработных граждан. При этом ФИО5 является пенсионером, и следовательно, ежемесячно получает пенсию, имеет определенные средства к существованию. Таким образом, он лучше защищен в социальном смысле по сравнению с другими категориями работников и его большая социальная защищенность требует наличия весомых обстоятельств, которые могли быть признаны исключительными в смысле положений части 2 статьи 178 ТК РФ. Кроме того, к ФИО5 не могут быть применены нормы материального права, регулирующие такое трудоустройство, как жизненно необходимое содержание в связи с нетрудоспособностью, поскольку с назначением пенсии он стал нетрудоспособным в смысле закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в то время как выходное пособие сохраняется за бывшим работником на период трудоустройства. В связи с чем пенсионер не может обладать статусом безработного, следовательно, на него не распространяется и период трудоустройства. В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, дополнительно пояснив, что ФИО5 был зарегистрирован в ГУ ЦЗН в целях поиска подходящей работы, а согласно положениям Закона «О занятости населения в Российской Федерации» безработным признается трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска работы, в связи с чем ответчик должен был зарегистрировать ФИО5 в качестве безработного в течение 10 дней, однако этого не сделал, в связи с чем были нарушены права истца. Представитель ответчика по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, в письменном отзыве, а также в пояснениях указала, что поскольку на федеральном уровне не установлена форма документа, в котором должно быть выражено решение органа службы занятости о сохранении за уволенным работником в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, то орган службы занятости населения вправе оформить решение документом в форме по своему усмотрению. На практике такое решение оформляется в виде справки, содержащей все необходимые сведения для работодателя о сохранении за работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения, также содержит все реквизиты, предусмотренные Инструкцией по работе с документами в администрации Владимирской области. Как полагает ответчик, буквальное толкование статьи 178 ТК РФ приводит к выводу о том, что сохранение среднего месячного заработка за третий месяц не связано с получением уволенным работником статуса безработного. Для принятия решения органами службы занятости о сохранении работнику среднего месячного заработка за третий месяц необходимо наличие двух условий: уволенный работник должен обратиться в органы службы занятости в течение двух месяцев со дня увольнения и после такого обращения эти органы не смогли трудоустроить работника, сочетание этих двух условий и представляет собой исключительный случай. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» не ограничивает категории лиц, которым органы службы занятости обязаны оказывать услуги по содействию в поиске подходящей работы. Такими лицами могут выступать и граждане, не имеющие работы и заработка и занятые граждане, и пенсионеры. Также указывает, что сохраняемая зарплата за уволенным работником, в том числе, за пенсионером, имеет совершенно иную правовую природу и другой источник выплаты, чем пособие по безработице. Нормы статьи 178 ТК РФ не являются мерой социальной защиты от безработицы, а относятся к гарантиям и компенсациям при расторжении трудового договора. Таким образом, статус пенсионера не может служить основанием для отказа в принятии решения органами службы занятости населения о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения и не препятствует оказанию пенсионеру помощи в трудоустройстве. Третье лицо – ФИО5, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. В судебном заседании установлено, что приказом ЗАО «ФИО11» № «К» от 25.03.2011 плотник РМУ энерго-механического участка ФИО5 уволен по сокращению численности на основании пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ с предоставлением гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 178 ТК РФ (л.д.6). 28.03.2011 ФИО5 зарегистрировался в ГУ ЦЗН в качестве гражданина, ищущего работу. В период с 05.06.2011 по 15.08.2011 ФИО5 был зарегистрирован в ГУ ЦЗН в качестве гражданина, ищущего работу, что подтверждается карточкой персонального учета №. 24.06.2011 ГУ ЦЗН выдало ФИО5 справку о том, что он обратился в Центр занятости населения 28.03.2011 и не был трудоустроен в течение трех месяцев со дня увольнения (л.д.5). 08.07.2011 ФИО5 обратился в ЗАО «ФИО12» с заявлением о выдаче выходного пособия за третий месяц со дня увольнения (л.д.7). В связи с длительной неявкой 15.08.2011 ФИО5 был снят с учета в ГУ ЦЗН. Из пояснений третьего лица ФИО5, данных в судебном заседании 16.08.2011, следует, что получив справку в ГУ ЦЗН, он обратился к бывшему работодателю за получением средней зарплаты за третий месяц со дня увольнения, в чем ему было отказано. В дальнейшем, при его обращении с жалобой в трудовую инспекцию зарплата была ему выдана в июле 2011 года. В обоснование позиции о неправомерности и незаконности действий ответчика по выдаче спорной справки представитель истца ссылается на то, что Законом «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что безработными признаются трудоспособные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, в связи с чем ФИО5, зарегистрированный в ГУ ЦЗН в целях поиска подходящей работы, должен был быть признан безработным в течение 10 дней со дня обращения в ГУ ЦЗН, однако, поскольку он является пенсионером, следовательно, не может являться безработным и получать выплаты, предусмотренные частью 2 статьи 178 ТК РФ. Согласно статье 3 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона. Согласно статье 12 Закона гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Таким образом, исходя из положений Закона не каждое обращение граждан в органы службы занятости должно заканчиваться принятием решения о регистрации в качестве безработного или об отказе в такой регистрации, поскольку любой гражданин может попросить бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, в связи с чем нет оснований полагать, что органы службы занятости населения могут и должны оказывать содействие в трудоустройстве только безработным гражданам. Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ тот 30.09.2010 №847н определено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Издание приказа о признании гражданина зарегистрированным в целях поиска подходящей работы законодательством не предусмотрено. Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 3 Закона ФИО5, которому назначена трудовая пенсия по старости, не мог быть признан безработным. Законодательством Российской Федерации не определена форма решения о выплате работнику, уволенному по сокращению численности, штата, среднемесячной заработной платы за третий месяц со дня увольнения. Исходя из положений статьи 178 ТК РФ основанием для выплаты уволенному работнику по сокращению численности, штата среднемесячной заработной платы является, во-первых, обращение работника в центр занятости в течение двухнедельного срока со дня увольнения, во-вторых, нетрудоустройство работника органом службы занятости населения. Из выданной ФИО5 справки следует, что она содержит все вышеперечисленные сведения, а также реквизиты организации, ее выдавшей (наименование органа и самого документа, дата и регистрационный номер, подпись руководителя, оттиск печати, отметка об исполнителе), в связи с чем оснований для признания ее незаконной вследствие несоблюдения формы документа не имеется. Также представитель ответчика указывает на то, что фактически услуги по поиску подходящей работы третьему лицу не оказывалось, регистрация в ГУ ЦЗН ему была необходима для получения среднемесячной зарплаты за третий месяц со дня увольнения в ЗАО «ФИО13». Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 03.07.2006 №513 утвержден Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателю необходимых работников, согласно пункту 33 которого результатом предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы является получение гражданином выписки из регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения (банка вакансий и работодателей), содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направления на работу, оформленного в соответствии с Приложением 6 к Административному регламенту. В соответствии с пунктом 52 Административного регламента выписка из банка вакансий, содержащая сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) выдается гражданам при наличии в регистре для них вариантов подходящей работы. Впоследствии на основании пункта 53 Административного регламента гражданин осуществляет выбор варианта подходящей работы из предложенного перечня и выражает свое согласие на направление на собеседование к работодателю. Гражданин имеет право выбрать несколько вариантов подходящей работы из предложенного работником ГУ ЦЗН перечня. Однако работник ГУ ЦЗН выдает гражданину не более двух направлений на работу одновременно, оформленных в соответствии с Приложением 6 к Административному регламенту. При этом регламентированного порядка выдачи выписки об отсутствии вариантов подходящей работы, образца такой выписки нет, в связи с чем она не выдается. Из карточки персонального учета гражданина, ищущего работу (ФИО5) в разделе предоставление государственных услуг, следует, что ФИО5 являлся в ГУ ЦЗН с целью поиска подходящей работы, о чем свидетельствуют записи в соответствующем разделе 28.03.2011, 11.04.2011, 27.04.2011, 11.05.2011, 27.05.2011, 10.06.2011, 24.06.2011, что подтверждается подписью ФИО5 По смыслу статьи 4 Закона подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. В заявлении-анкете о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы ФИО5 указано, что его профессия – плотник 5 разряда, она также является его профессией по последнему месту работы, характер работы – постоянный, зарплата – <данные изъяты> руб., пожелания к искомой работе – постоянная, зарплата не ниже зарплаты по последнему месту работы, профессия – плотник. Из пояснений представителя ответчика следует, что подбор вариантов подходящей работы ФИО5 осуществлялся в соответствии со статьей 4 Закона, однако, поскольку он не относится ни к одной из перечисленных категорий граждан, оплачиваемая временная и общественные работы ему считались неподходящими. Также ФИО5 пояснил, что он являлся в ГУ ЦЗН, однако подходящей работы не было, поскольку, кроме того, статус безработного является препятствием в поиске работы в связи с нежеланием работодателей брать на работу пенсионеров. Подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. Таким образом, в банке вакансий отсутствовали варианты подходящей для ФИО5 работы, которые бы отвечали требованиям вышеназванной статьи. Давая оценку доводам представителя истца о том, что у ГУ ЦЗН отсутствовали основания для вынесения такого решения (справки) в связи с тем, что не имелось исключительной ситуации, дающей право уволенному работнику на сохранение зарплаты за третий месяц со дня увольнения, и что ФИО5 на день увольнения имел статус пенсионера, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. Трудовое законодательство не содержит норм, ограничивающих права лиц пенсионного возраста по сравнению с иными категориями граждан при осуществлении ими права на труд и, в частности, при увольнении их по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ. Лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами трудовых правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства, включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций в соответствии со статьей 178 ТК РФ. Частью 2 статьи 178 ТК РФ предусмотрено сохранение среднего месячного заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен, при этом часть 1 статьи 178 ТК РФ является общей нормой определяющей двухмесячный срок для сохранения среднего месячного заработка уволенному работнику, а часть 2 статьи 178 ТК РФ является исключением из общего правила, то есть специальной нормой, когда при наличии указанных условий среднемесячный заработок сохранятся на более длительный период - три месяца. Таким образом, основанием для вынесения решения органа службы занятости, предусмотренного частью 2 статьи 178 ТК РФ, является своевременное (не позднее двухнедельного срока со дня увольнения), обращение уволенного работника, в том числе пенсионера, в орган службы занятости в целях поиска подходящей работы и отсутствие факта трудоустройства в течение двух месяцев со дня увольнения. Фактически при соблюдении работником условия об обращении в органы службы занятости населения в 2х-недельный срок после увольнения любой случай не трудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения может быть признан исключительным, позволяющим сохранить за уволенным работником, в том числе, имеющим право на пенсионное обеспечение, средний месячный заработок в течение третьего месяца. При этом нетрудоустройство гражданина, своевременно обратившегося в службу занятости населения, уже само по себе является исключительным обстоятельством для выплаты ему среднего заработка за третий месяц. То есть фактически (при соблюдении работником условия об обращении в органы службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения) любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным, позволяющим сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение третьего месяца. Каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (в порядке исключения) в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости в отношении высвобождаемых по пункту 1 и пункту 2 статьи 81 ТК РФ работников пенсионного возраста, действующее законодательство не содержит. Данные граждане не лишены права вновь трудоустроиться как самостоятельно, так и с помощью службы занятости. Кроме того, как следует из пояснений третьего лица, так и не отрицалось представителем истца ФИО3, среднемесячная заработная плата за третий месяц со дня увольнения работодателем ФИО5 выплачена. Анализируя указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, предусмотренное пунктом 2 статьи 178 ТК РФ, распространяется на любых бывших работников, вне зависимости от того выплачивается им пенсия или нет. Статья 178 ТК РФ устанавливает гарантии и компенсации работникам, уволенным из организаций, которыми могут быть и лица, достигшие пенсионного возраста. Такие лица (пенсионеры) являются субъектами трудовых правоотношений, на которых распространяются положения Трудового кодекса РФ, в том числе предоставление установленных пунктами 1, 2 статьи 178 ТК РФ гарантий и компенсаций. С учетом изложенного, заявленные требования ЗАО «ФИО14» к ГУ ЦЗН о признании незаконным решения о сохранении заработной платы удовлетворению не подлежат. С учетом требований части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд присуждает возместить все понесенные по делу судебные расходы стороне, в пользу которой состоялось решение суда. Поскольку в удовлетворении заявленных требований истцу отказано, судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины, возмещению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, решил: исковые требования закрытого акционерного общества «ФИО15» к государственному учреждению «Центр занятости населения <адрес>» о признании незаконным решения о сохранении заработной платы – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий Д.А. Глазкова