Дело № 2-1050/2011 по иску о признании незаконными действий по повторному снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении



Дело № 2-1050/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Константиновой Н.В.,

при секретаре Исаковой Н.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Вязники гражданское дело по иску Скворцова Ф. И. к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконными действий по повторному снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании незаконным постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , обязании восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с сохранением прежней даты постановки на учет,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Скворцов Ф.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконными действий по повторному снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. В обосновании иска указал, что является участником Великой Отечественной войны. Зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной по адресу <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м., данная квартира принадлежит на праве собственности его племяннице ФИО4, в данной квартире зарегистрировано 4 человека, какого-либо иного жилья он не имеет. Обеспеченность его жилой площадью в указанной квартире составляет 8,4 кв.м., что менее учетной нормы и на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ он принадлежит к числу лиц, нуждающихся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, как участник Великой Отечественной войны. Ему было отказано в постановке на очередь на основании п. 2 ст. 54 ЖК РФ, прокуратура в его интересах обратилась в суд с исковым заявлением. Решением суда его иск был удовлетворен полностью, действия администрации МО «<адрес>» по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении были признаны незаконными, администрация МО «<адрес>» была обязана рассмотреть его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. После вступления решения в законную силу он обратился в администрацию, где ему сказали, что он может искать подходящую квартиру, чем он и стал заниматься. Однако ДД.ММ.ГГГГ по почте он получил письменное уведомление, в котором сообщалось, что его снова сняли с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, к ответу прилагалась выписка из постановления , где в п. 1.14 указывалось, что его снимают с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, так как выявлены в документах сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для принятия на учет. Что это за сведения, ему в администрации не пояснили. Считает, что решением суда он признан нуждающимся в жилом помещении, должен быть поставлен на очередь, как нуждающийся в жилом помещении в силу ФИО1 РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Федерального закона «О ветеранах».

Истец Скворцов Ф.И., будучи надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, уполномочил доверенностью с правом передоверия ФИО4 быть его представителем в суде ( л.д. 6-7).

Представитель истца ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Скворцова Ф.И. поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, дополнительно пояснила, что в 2005 году у Скворцова Ф.И. умерла супруга и она являясь ему племянницей, забрала Скворцова Ф.И. к себе, поскольку в силу своего возраста он не мог осуществлять уход за собой. С 2005 года по настоящее время он проживает с ней, в квартире принадлежащей ей на праве собственности, кроме них в квартире проживает ее дочь с внучкой. Они со Скворцовым Ф.И. проживают одной семьей, ведут общее хозяйство, у них общие доходы и расходы. Ей на праве собственности принадлежит 1/4 доля квартиры, расположенной в <адрес>, к данной квартире Скворцов Ф.И. никакого отношения не имеет, в этой квартире проживает ее дочь со своей семьей.

Представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 исковые требования также поддержал, в силу ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просил признать действия администрации МО «<адрес>» о повторном снятии Скворцова Ф.И. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконными, признать незаконным постановление администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части п. 1.14, обязать администрацию МО «<адрес>» восстановить Скворцова Ф.И. на учете в качестве нуждающегося в жилье в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу, с сохранением даты постановки на учет- ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что решением Вязниковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ действия администрации муниципального образования «<адрес>» об отказе в принятии Скворцова Ф.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признаны незаконными, суд обязал администрацию МО «<адрес>» рассмотреть заявление Скворцова Ф.И. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. До настоящего времени решение суда не исполнено, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Скворцов Ф.И. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, так как выявлены в документах сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для принятия на учет. Что это за сведения, не соответствующие действительности администрация пояснить не смогла. Считает, что решением суда установлена нуждаемость Скворцова Ф.И. в жилом помещении, он должен быть восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с сохранением даты постановки на учет- с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 исковые требования Скворцова Ф.И. не признал, пояснил, что в соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и ( или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Скворцов Ф.И. был снят с регистрационного учета, так как обеспечен жилой площадью выше установленной учетной нормы жилой площади, у его племянницы ФИО4 имеется в собственности 1/4 доля в квартире в <адрес>, общая площадь <адрес>,7 кв.м. ( 1/4- 15,7 кв.м.), то есть в сумме 49,2.м. ( 33,5 + 15,7) : 4 = 12,3 кв.м., что превышает учетную норму в 10 кв.м., утвержденную решением Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ .

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Скворцова Ф.И. подлежащими удовлетворению.

ФИО1 ст.ст.49-51 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального фонда. Жилые помещения муниципального фонда предоставляются малоимущим гражданам. Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, ФИО1 РФ или законами субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и ( или) федеральным законом, ФИО1 РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не установлен указанным федеральным законом, ФИО1 РФ или законом субъекта РФ.

Согласно Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 ( в ред. Указа Президента от 09.01.2010г. №30) признано считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших ( умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Пункт 3 ч.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995г. ( в ред. от 27.07.2010г) «О ветеранах» предусматривает, что участникам Великой Отечественной войны предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствие с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.

Часть 1 ст.23.2 этого Федерального Закона определяет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствие, в т.ч., со ст.15 настоящего ФЗ категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются( далее- нуждающиеся в жилых помещениях): 1/. не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2/. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3/. проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям; 4/. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или на праве собственности.

При наличии у гражданина и ( или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В ч.4 и ч.5 ст.50 ЖК РФ указано, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно решения Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма обеспечения общей площадью на одного человека установлена 10 кв.м.

Исходя из указанных правовых норм, при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении участников Великой Отечественной войны следует исходить из учетной нормы 10 кв.м. на членов семьи, проживающих в занимаемом помещении. При этом не учитываются данные о материальном положении участника Великой Отечественной войны, учитываются все жилые помещения, которые принадлежат как участнику Великой Отечественной войны, так и членам его семьи на праве собственности или ( и) по договору социального найма.

Совокупностью собранных по делу доказательств установлены следующие обстоятельства.

Согласно справки МСЭ Скворцову Ф.И. установлена первая группа инвалидности бессрочно (л.д.38), он является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением (л.д.37).

ДД.ММ.ГГГГ Скворцов Ф.И. зарегистрирован по месту проживания в приватизированной квартире общей площадью 33,5 кв.м. по адресу <адрес>. В квартире также зарегистрированы ФИО7 и ее несовершеннолетняя дочь ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, а также ФИО4 –с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ООО ЖЭК от ДД.ММ.ГГГГ( л.д.30).

ФИО1 свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, технического паспорта на квартиру, ФИО4 получила право собственности в порядке наследования на квартиру, расположенную по адресу <адрес> общей площадью 33,5 кв.м., состоящую из одной жилой комнаты, кухни, двух прихожих, санузла (л.д.32-35).

ФИО1 справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, Скворцов Ф.И. не имеет на территории <адрес> и <адрес> жилых помещений (л.д.31).

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Вязниковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ установлено, что участник Великой Отечественной войны Скворцов Ф.И. до ДД.ММ.ГГГГ имел в собственности дом в городе Коврове и проживал в нем. Дом он продал и переехал жить на постоянное место жительства к племяннице ФИО4 в квартиру, расположенную по адресу <адрес>, общей площадью 33,5 кв.м., принадлежащую ФИО4 на праве собственности, в которой зарегистрировался по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ В квартире также зарегистрированы и проживают племянница ФИО4, дочь ФИО4- ФИО7 с несовершеннолетним ребенком ФИО8 Скворцов Ф.И. в собственности жилья не имеет.

Данные обстоятельства не подлежат повторному доказыванию и являются установленными.

Вышеуказанным решением действия администрации муниципального образования «<адрес>» об отказе в принятии Скворцова Ф.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признаны незаконными, администрация МО «<адрес>» обязана рассмотреть заявление Скворцова Ф.И. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , признан и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Скворцов Ф.И., как инвалид Великой Отечественной войны в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , пунктом 1.14 Скворцов Ф.И. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, так как выявлены в документах сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для принятия на учет.

Из пояснений представителя ответчика ФИО6 следует, что Скворцов Ф.И. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что после постановки ДД.ММ.ГГГГ Скворцова на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ими была учтена 1/4 доля квартиры, принадлежащая ФИО4, расположенная в <адрес>, после чего на одного человека стало приходиться более 10 кв.м., поэтому решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Скворцов Ф.И. был снят с учета, поскольку перестал быть нуждающимся в жилом помещении.

Судом исследовались материалы учетного дела, находящегося в жилищной комиссии администрации <адрес>, из которого следует, что в учетном деле отсутствуют документы подтверждающие принадлежность ФИО4 1/4 доли квартиры, расположенной в <адрес>.

Как пояснил в суде представитель ответчика, ранее в ходе рассмотрения гражданского дела по иску Скворцова Ф.И., ими от ФИО4 была получена информация о принадлежности ей 1/4 доли квартиры, площадью 62,7 кв.м., находящаяся в <адрес>, на этом основании они сделали вывод о превышении учетной нормы жилой площади у Скворцова Ф.И. и решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Скворцов Ф.И. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден. Скворцов Ф.И. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, так как в документах выявлены сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием для принятия на учет, основанием является принадлежащая ФИО4 1/4 доля квартиры, находящаяся в <адрес>, не отрицал, что документы о принадлежности ФИО4 1/4 доли квартиры, жилищная комиссия не рассматривала.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при принятии решения ДД.ММ.ГГГГ о снятии Скворцова Ф.И. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, жилищная комиссия не исследовала наличие у ФИО4 в собственности какого-либо иного жилья, кроме квартиры, расположенной по адресу <адрес>, наличие в собственности ФИО4 недвижимости в <адрес> не было предметом рассмотрения на заседании жилищной комиссии, а носил предположительный характер, документам о наличии иной собственности у ФИО4 не дана надлежащая оценка, причитающаяся ей площадь в квартире не установлена. Следовательно, не может быть принято во внимание наличие у ФИО4 1/4 доли квартиры, что составляет 15,7 кв.м., эта площадь включению в учетную норму жилой площади не подлежит.

При таких обстоятельствах жилищная комиссия, а затем Глава муниципального образования «<адрес>» при принятии постановления должны были исходить из материалов, которые имеются в учетном в деле, а не основываться на предположениях о наличии иной собственности у Скворцова Ф.И. и проживающих с ним лиц.

В связи с изложенным, суд считает, что заявление Скворцова Ф.И. о признании незаконными действий администрации муниципального образования «<адрес>» о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является обоснованным. Постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Скворцова Ф.И. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении признать недействительным.

В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Ст. 206 ч.2 ГПК РФ определяет, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку администрация муниципального образования «<адрес>» поставила Скворцова Ф.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ, затем незаконно сняла его с учета, приняв решение, не дала надлежащей оценки имеющимся документам, то необходимо обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу восстановить Скворцова Ф. И. с ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Скворцова Ф. И. к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании незаконными действий по повторному снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании незаконным постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , обязании восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с сохранением прежней даты постановки на учет - удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования «<адрес>» в снятии Скворцова Ф. И. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Признать недействительным постановление администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Скворцова Ф. И. с учета с качестве нуждающегося в жилом помещении.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу восстановить Скворцова Ф. И. с ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Н.В. Константинова