Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г.Ветлуга 13 октября 2010 года (решение в окончательной форме принято 18 октября 2010 года) Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ягилева С.В., при секретаре Чистоградовой Т.С., с участием прокурора Ветлужского района Тихоновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в интересах жителей дома № ... микрорайона г.Ветлуги к ОАО «Нижегородагромонтажспецстрой», ТСЖ «микрорайон-...», администрации г.... и администрации Ветлужского района Нижегородской области о понуждении к устранению недостатков в системе отопления жилого дома и признании бездействия незаконным. У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ветлужского района Нижегородской области в порядке ст.45 ч.1 УК РФ обратился в суд в защиту интересов жителей дома №... микрорайона г....: Буслаевой Т.В., Лебедева В.Б., Швецова Ю.М. и других к ОАО ««Нижегородагромонтажспецстрой», ТСЖ «микрорайон-...», администрации г.Ветлуги и администрации Ветлужского района Нижегородской области о понуждении к устранению недостатков с системе отопления жилого дома и признании бездействия незаконным. В обоснование заявленного иска прокурор ссылается на то, что ... года товариществом собственников жилья в лице председателя М.О.В. и ОАО «Нижегородагромонтажспецстрой» в лице К.С.Г. был заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от ... года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». По окончании работ ... года председателем ТСЖ «микрорайон-...», представителями администрации Ветлужского района и г.... был подписан акт приемки в эксплуатацию законченного ремонтом многоквартирного жилого дома №... микрорайона г..... Однако, как установлено в результате последующих проверок, ремонт системы теплоснабжения осуществлен подрядной организацией некачественно, что повлекло нарушение прав и законных интересов жителей дома, в том числе инвалидов, которые в силу своего возраста и состояния здоровья, не могут самостоятельно обратиться в суд. В судебном заседании прокурор Тихонова М.А., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, жителей дома №..., в интересах которых подан иск, заявила об отказе от иска к ОАО «Нижегородагромонтажспецстрой» о понуждении к устранению недостатков в системе отопления жилого дома в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных исковых требований. Исковые требования к ТСЖ «микрорайон-...», администрации г.Ветлуги и администрации Ветлужского района Нижегородской области о признания бездействия незаконным прокурором поддержаны. Представитель ответчика ОАО ««Нижегородагромонтажспецстрой» К.С.Г. пояснил, что в настоящее время все выявленные недостатки работ подрядной организацией устранены за свой счет с учетом пожеланий жильцов. Объем и качество работ соответствует локальному сметному расчету и условиям контракта заключенного ТСЖ «микрорайон №...». На рассмотрении исковых требований к ОАО ««Нижегородагромонтажспецстрой» по существу представитель не настаивает. Производство по делу в части исковых требований прокурора к ОАО ««Нижегородагромонтажспецстрой» прекращено отдельным определением суда. Представители ответчиков: администрации Ветлужского района В.Е.В., администрации г.Ветлуги В.Е.Л., ТСЖ «микрорайон...» М.О.В. исковые требования прокурора о признании бездействия незаконным в части принятия в эксплуатацию жилого дома с существенными недостатками в системе отопления признали. Из объяснений В.Е.В., В.Е.Л., М.О.В. следует, что акт о приемке выполненных с недостатками работ в системе отопления дома, был подписан членами комиссии ..., поскольку имелись опасения, что с началом нового года выделенные ранее и не израсходованные средства могут быть сняты, несмотря на то, что работы подрядной организацией фактически произведены. При этом с ОАО «Нижегородагромонтажспецстрой» была достигнута договоренность, что в последствии все недостатки работ подрядчиком будут устранены в соответствии с условиями контракта. Представитель третьего лица ООО «Коммунальный ресурс» С.В.Д. с исковыми требованиями прокурора согласилась. По мнению представителя, понижение температуры в квартирах жильцов в период отопительного сезона 2009-2010 года было связано как с недостатками выполненных подрядчиком работ, так и с тем, что переоборудование системы отопления с применением новых материалов было осуществлено заказчиком ТСЖ «микрорайон ...» без необходимого в этом случае проекта. Представители третьих лиц: государственной жилищной инспекции Нижегородской области, контролирующих организаций ООО «Строительная компания «Сирена ПРО», ООО «Производственное предприятие «Энерготех» в суд не явились, направив письменные отзывы, и просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные суду письменные доказательства, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, охраны здоровья. Материалами дела подтверждается, что поводом для обращения прокурора в суд с соответствующим иском явилось обращение к нему жителей дома №... микрорайона г.Ветлуги, в том числе Буслаевой Т.В., Лебедева В.Б., Швецова Ю.М. и других, находящихся в преклонном возрасте и являющихся инвалидами. В соответствии со ст.44, 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. В силу ст.138 Жилищного кодекса РФ товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать надлежащее техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами. Согласно ст.149 Жилищного кодекса председатель правления товарищества собственников жилья руководит деятельностью ТСЖ, действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества. Из представленного суду протокола ... от ... года конкурного отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, утвержденного председателем ТСЖ «Микрорайон-...» М.О.В. следует, что победителем конкурса признано открытое акционерное общество «Нижегородагромонтажспецстрой» (л.д.13-14). Председателем ТСЖ «Микрорайон-...» М.О.В. и ОАО «Нижегородагромонтажспецстрой» в лице К.С.Г. ... заключен контракт на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов (в том числе, дома №...) с использованием средств, представляемых в соответствии с Федеральным законом «О фонде содействия реформированию ЖКХ» (л.д.15-16). В силу раздела 2 Договора подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы в объеме и сроки, предусмотренные сообщением о проведении комиссионного отбора, сметным расчетом и сдать работы заказчику в состоянии, соответствующем условиям контракта с соблюдением стандартов качества, применяемых для данных видов работ. Подрядчик также принял на себя гарантию качества на весь объем работ сроком 5 лет. Согласно разделам 3 и 5 Договора подрядчик отвечает за недостатки работ, выявленные при приемке и эксплуатации объекта. Разделом 7 Договора предусмотрено, что споры между сторонами рассматриваются в Арбитражном суде. Объем работ, подлежащих выполнению ОАО «Нижегородагромонтажспецстрой» и применяемые подрядчиком материалы определены дефектной ведомостью и локальным сметным расчетом, утвержденным заказчиком- председателем ТСЖ «Микрорайон-...» М.О.В.(л.д.21,46). Акт приемки законченного капитальным ремонтом многоквартирного жилого дома №... микрорайона г.Ветлуги составлен .... Согласно акту отремонтированный дом принят в эксплуатацию с оценкой «удовлетворительно». Акт среди прочих подписан председателем ТСЖ «Микрорайон-...» М.О.В., главой администрации ... Ш.В.Г., а также представителями администрации Ветлужского района (л.д.28). Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов установлены Федеральным законом от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В соответствии со ст.20 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет средств Фонда производится на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья. Приказом Министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области от 16.04.2009 года №3 утверждены Методические рекомендации по организации и проведению капитального ремонта многоквартирных домов в порядке реализации Федерального закона №185-ФЗ, которыми предусмотрены мероприятия по контролю качества за выполняемыми работами. Товариществам собственников жилья и органам местного самоуправления предложено использовать указанные рекомендации при организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домов. Постановлением Правительства Нижегородской области от 09.01.2008 года №2 принято Положение о порядке привлечения товариществом собственников жилья подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту жилого дома с использованием средств, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ. Согласно указанному Положению заказчиком работ по капитальному ремонту многоквартирного дама, включенного в Программу, выступает ТСЖ. Акт приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома согласовывает орган местного самоуправления. При этом главам муниципальных образований Нижегородской области рекомендовано оказывать содействие товариществам собственников жилья в отборе подрядных организаций. Согласно ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности. ... года администрацией Ветлужского района, по результатам проверки, проведенной прокурором Ветлужского района по обращениям жителей дома №..., было приято распоряжение ... «О создании комиссии по выявлению причин некачественного ремонта много квартирных домов» (л.д.30). Комиссией приято решение о привлечении для обследования системы отопления специализированной организации ООО «Производственное предприятие «Энерго-ТЕХ»(л.д.31). По результатам обследования ООО «ПП «Энерго-ТЕХ» были выявлены следующие недостатки принятых ранее работ в системе отопления дома №...: занижены внутренние диаметры разводящих трубопроводов, отсутствует регулирующая арматура и воздушники в верхних точках системы отопления, поверхность отопительных приборов недостаточна для обеспечения необходимой температуры воздуха в квартирах (л.д.35-45). ООО «ПП «Энерго-ТЕХ» составлены соответствующие рекомендации для повышения надежности теплоснабжения здания. Недостатки принятых работ по ремонту системы отопления в доме №... также зафиксированы ООО «Коммунальный ресурс», которое обеспечивает теплоснабжение указанного дома. Так специалистами ООО «Коммунальный ресурс» отмечено, что занижены внутренние диаметры разводящих трубопроводов, вновь установленные радиаторы отопления имеют меньшую площадь и не обеспечивают необходимую температуру в квартирах, после пуска системы полипропиленовые трубы в квартирах прогнулись, соединения дали течь, что привело к внеплановому ремонту (л.д.62). Из объяснений свидетеля П.Е.П. следует, что фактически акт о приемке дома №... в эксплуатацию был подписан без проверки качества Права собственников жилых помещений в многоквартирном доме на владение, пользование и, в пределах закона, распоряжение общим имуществом закреплены ст.36 Жилищного кодекса РФ. Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ №491от 13.08.2006 года предусматривается, что общее имущество (в том числе внутридомовая система отопления) должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем: соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также постоянную готовность оборудования, для предоставления коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Изложенное позволяет суду сделать вывод, что выполненные подрядчиком работы были приняты председателем ТСЖ «микрорайон-...» М.О.В. и представителями администрации г.Ветлуги, администрации Ветлужского района без проверки качества работ, что, в конечном счете, привело к нарушению законных прав жителей на пользование и распоряжение общим имуществом дома (системой отопления) и содержание его в надлежащем эксплуатационном состоянии. Таким образом исковые требования прокурора к ТСЖ «микрорайон-...», администрации г.Ветлуги и администрации Ветлужского района Нижегородской области о признании бездействия в части принятия работ по капитальному ремонту внутридомовой системы отопления жилого дама №... микрорайона г.Ветлуги без проверки качества работ незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании ст.36,44,135, 138 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Положения о порядке привлечения товариществом собственников жилья подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту жилого дома с использованием средств, представляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области №2 от 09.01.2008 года руководствуясь ст.12, 67, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ветлужского района Нижегородской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие товарищества собственников жилья «микрорайон-...», администрации г.Ветлуги и администрации Ветлужского района Нижегородской области в части принятия работ по капитальному ремонту внутридомовой системы отопления жилого дама №... микрорайона г.Ветлуги без проверки качества работ незаконным. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Ветлужский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения районным судом в окончательной форме. Судья: Ягилев С.В.