досрочная пенсия



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Ветлуга                                            **.**.**** года

          Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ягилева С.В.,

      при секретаре Билетниковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова Ю.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по В. району Нижегородской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

У С Т А Н О В И Л:

     Овчинников Ю.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по В. району Нижегородской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных исковых требований Овчинников Ю.С. указывал на то, что в **.**.**** года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ по В. району с заявлением о назначении трудовой пенсии с **.**.**** года, как лицу, проработавшему более 25 лет на должностях государственной противопожарной службы МЧС РФ. Решением Управления ПФ РФ по В. району от **.**.**** года в назначении трудовой пенсии ему было отказано, поскольку в специальный стаж не включен период работы в должности водителя пожарного автомобиля с **.**.**** года по **.**.**** года. По мнению Пенсионного фонда в указанный период времени работа Овчинникова Ю.С. осуществлялась в противопожарной службе субъекта РФ. В тоже время 105 пожарная часть из подчинения ГУ МЧС РФ по Нижегородской области не выводилась. Согласно записям в трудовой книжке истец из 105 ПЧ ГУ МЧС РФ по Нижегородской области не увольнялся, продолжал оставаться и остается работником федеральной противопожарной службы.

В судебном заседании Овчинников Ю.С. заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что с **.**.**** года и по настоящее время непрерывно работал и работает в должностях противопожарной службы 105 пожарной части г.В. Нижегородской области. Несмотря на проводимые реорганизации, пожарная часть в период 2005-2007 года всегда находилась в прямом подчинении МЧС РФ. Из МЧС РФ он никогда не увольнялся и на работу в комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области не принимался.

Представитель ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ по Ветлужскому району Нижегородской области Г.О.Е. исковые требования Овчинникова Ю.С. не признала. Г.О.Е. пояснила, что с **.**.**** года по **.**.**** года работа Овчинникова Ю.С., как водителя пожарного автомобиля, протекала в противопожарной службе субъекта РФ, поскольку в это время 105 ПЧ являлась структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. В связи с чем, работа Овчинникова Ю.С. в 105 ПЧ в указанное время не подлежит включению в специальный стаж.

Представитель третьего лица 30 отряда ГУ «Центр обеспечения деятельности Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» Федеральной противопожарной службы МСЧ России Ч.Н.А. с исковыми требованиями Овчинникова Ю.С. согласилась. Ч.Н.А. пояснила, что, несмотря на наличие в спорный период времени двойной подчиненности, 105 ПЧ г.В. структурно и функционально находилась в составе Главного управления МЧС России по Нижегородской области

          Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно подпункту 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет мужчинам, при достижении ими возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В ч.2 ст.27 Закона определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 года № 437 утвержден список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.18 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ». Вторым в указанным списке поименован водитель пожарного автомобиля (код Общероссийского классификатора профессий №11442). Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ внесены изменения в ст.5 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в части разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Так в государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ. Федеральная противопожарная служба включает в себя, в том числе, структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ. Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 года №335, предусмотрено, что федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) Личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава, военнослужащих, а также лиц, не имеющих специальных или воинских званий.

На основании приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 26.10.2004 года № 487 Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области с 01.01.2005 года реорганизовано в Главное управление МЧС РФ по Нижегородской области. Одновременно был созван Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. Приказом начальника Главного управления по делам ГО и ЧС по Нижегородской области от 17.12.2004 года № 657, изданным во исполнение приказа МЧС РФ от 26.10.2004 года № 487 «О мероприятиях по созданию территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий- органов, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ» утверждено штатное расписание 105 пожарной части г.Ветлуги Ветлужского района Нижегородской области. Указанное штатное расписание введено в действие с 01.01.2005 года (л.д.42).

           Из положения о 105 пожарной части Главного управления МЧС РФ по Нижегородской области по охране В. района следует, что фактически с 01.01.2005 года пожарная часть находилась в подчинении как МЧС РФ по Нижегородской области, так и в подчинении Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. Пунктом 1.2 Положения определено, что 105-ПЧ является структурным подразделением Комитета. В тоже время в п.1.3, 1.4 Положения установлено, что структура и штат 105-ПЧ утверждаются приказом ГУ МЧС РФ по Нижегородской области, а нормативно-правовую базу части составляет не законодательство субъекта РФ, а Федеральные законы, иные правовые акты РФ, нормативные акты МЧС РФ. О том, что 105-ПЧ является структурным подразделением федерального органа исполнительной власти -МЧС РФ свидетельствует также и название части «105 пожарная часть Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране В. района» (л.д.43-45).

Приказом Комитета гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области от 28.12.2005 года №310 предписано создать в структуре комитета обособленное подразделение -105 пожарную часть ГУ МЧС России по Нижегородской области. Начальнику части указано совершить юридически значимые действия по регистрации Комитета по месту нахождения своего обособленного подразделения (л.д.39).

В тоже время приказом МЧС РФ по Нижегородской области от 26.12.2006 года №447 прямо зафиксировано, что 105 пожарная часть Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Ветлужского района является структурным подразделением ГУ МЧС РФ по Нижегородской области (л.д.58).

С **.**.**** года и по **.**.**** года начальником ГУ МЧС РФ по Нижегородской области систематически издавались приказы, регламентирующие организацию всех сфер оперативно-служебной деятельности 105 ПЧ ГУ МЧС РФ по Нижегородской области, как единолично, так и совместно с Руководителем Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области (л.д.46-59). При этом, как явствует из приказов, с января 2006 года начальник Главного управления МЧС РФ по Нижегородской области одновременно являлся и руководителем Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области (л.д.53,55,56,57).

      Кроме того, представленными доказательствами подтверждается, что в спорный период времени работа истца осуществлялась именно в структурном подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ). Так сторонами трудового договора № от **.**.**** года являются истец и 105 пожарная часть г.В. ГУ МЧС РФ по Нижегородской области (л.д.17). Приказом начальника ГУ МЧС РФ по Нижегородской области от 17.02.2005 года № 37 «Об организационно-штатных мероприятиях в Главном управлении МЧС РФ по Нижегородской области» предписано в трудовые книжки работников пожарных частей Нижегородской области внести записи о реорганизации и переподчинении пожарных частей по следующему образцу: «На основании приказа МЧС РФ от 26.10.2004г. №487 Главное управление по делам ГО и ГС Нижегородской области с 01.01.2005 года реорганизовано в Главное управление МЧС РФ по Нижегородской области. В связи с ликвидацией управления по делам ГОЧС Ардатовского района 103-ПЧ по охране р.п.Ардатов передана в подчинение ГУ МСЧ России по Нижегородской области» (л.д.34).

Приведенные факты полностью согласуются с записями в трудовой книжке Овчинникова Ю.С. В соответствии со ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника. В п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555 также установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является именно трудовая книжка установленного образца.

      Согласно записям в трудовой книжке, Овчинников Ю.С. с **.**.**** года работал непрерывно на различных должностях в 105 пожарной части г.В.. Записями №28, №29 от 01.01.2005 года зафиксировано, что на основании Приказа МЧС от 26.10.2004г. ГУ по делам ГО и ЧС Нижегородской области реорганизовано в ГУ МЧС РФ по Нижегородской области. В связи с ликвидацией управления по делам ГО и ЧС В. района 105 ПЧ г.В. переведена в подчинение ГУ МЧС РФ по Нижегородской области. Иных записей, свидетельствующих, что работа Овчинникова Ю.С. в спорный период времени (с **.**.**** года по **.**.**** года) осуществлялась не в федеральной противопожарной службе, а в противопожарной службе субъекта РФ трудовая книжка не содержит (л.д.8-16).

    Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства в их совокупности, следует сделать вывод о том, что структурная и функциональная принадлежность 105 пожарной части ГУ МЧС России по Нижегородской области по охране В. района всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области. Соответственно истец Овчинников Ю.С. в период с **.**.**** года по **.**.**** года работал на должности Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Истец Овчинников Ю.С. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ветлужскому району по вопросу о назначении трудовой пенсии по старости **.**.**** года (л.д.6). При этом Овчинников Ю.С. **.**.**** года достиг 50 летнего возраста (л.д.7) и имеет необходимый специальный стаж 25 лет, исчисляемый с **.**.**** года (л.д.6,8-16). В соответствии со ст.19 Федерального закона от 17.07.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Право на досрочную трудовую пенсию по старости возникло у Овчинникова Ю.С. с **.**.**** и пенсия ему также должна быть назначена с указанного дня.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Судебные расходы истца состоят из государственной пошлины в размере ... рублей, уплаченной им при подаче искового заявления (л.д.4).

       На основании ст. 66 Трудового кодекса РФ, ст. 19, 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ст.5 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Положения о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 года №335, руководствуясь ст.12, 67, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Овчинникова Ю.С. удовлетворить.

Обязать управление Пенсионного фонда РФ по Ветлужскому району Нижегородской области включить в специальный стаж, дающий право на получение трудовой пенсии по старости, как работнику Государственной противопожарной службы период работы Овчинникова Ю.С. в должности в водителя пожарной части 105 Главного управления МЧС России по Нижегородской области с **.**.**** года по **.**.**** года.

Признать за Овчинниковым Ю.С. право на досрочную трудовую пенсию по старости с **.**.**** года.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ветлужскому району Нижегородской области назначить Овчинникову Ю.С. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы МЧС РФ с **.**.**** года.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ветлужскому району в пользу Овчинникова Ю.С. государственную пошлину, уплаченную при подаче искового заявления, в сумме ... рублей.

       Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения районным судом в окончательной форме.

Судья:                                                Ягилев С.В.