Об оспаривании решения Думы города



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Ветлуга                                                                             **.**.**** г.

Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пашкевич Л.Д., с участием прокурора Привалова Н.Н., при секретаре Соколовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Серегиной Т.И. об оспаривании решения Думы г.*** Нижегородской области №** от **.**.**** г. «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района»,

У С Т А Н О В И Л:

Серегина Т.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и не действующим со дня принятия решения Думы г.*** Нижегородской области №** от **.**.**** г. «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района».

В обоснование своих требований ссылается на то, что спорным решением Думы г.*** Нижегородской области выдвинута инициатива о формировании Земского собрания *** района Нижегородской области не путем проведения муниципальных выборов, а в порядке, предусмотренном п.1 ч.4 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая позволяет формировать Земское собрание из глав поселений, входящих в состав *** района Нижегородской области, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселений нормой представительства.

По мнению заявителя, решение Думы г.*** Нижегородской области №** от **.**.**** г. «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района» было принято без учета мнения населения, проживающего на территории города ***, что противоречит разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 18.05.2011г.

Решения администраций сельских советов *** района Нижегородской области «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района» не были опубликованы в местной газете, что является самостоятельным основанием для признания незаконным состава Земского собрания *** района, сформированного из состава глав поселений и депутатов.

Решение Думы г.*** Нижегородской области №** от **.**.**** г. «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района» нарушает ее право избирать и быть избранной в органы местного самоуправления.

В судебном заседании заявитель Серегина Т.И. требование о признании незаконным и не действующим со дня принятия решения Думы г.*** Нижегородской области №** от **.**.**** г. «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района» поддержала, пояснив, что принятию такого рода решений должно предшествовать проведение референдума с целью выяснения мнения населения *** района.

Глава местного самоуправления города *** Нижегородской области заявление Серегиной Т.И. считает необоснованным по следующим основаниям. **.**.**** г. решением Нижегородского областного суда было признано нелегитимным Земское собрание *** района, в связи с чем экономическая и финансовая жизнь района была парализована. В создавшейся ситуации времени для проведения выборов не было, поэтому Дума г.*** выступила с инициативой о формировании Земского собрания из состава депутатов и глав поселений, входящих в состав *** района, что возможно в соответствии с ч.5 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Такая инициатива была выдвинута принятием решения №** от **.**.**** г. Принятию решения предшествовало извещение депутатов о предстоящей повестке дня заседания Думы и обсуждение ими этой повестки с избирателями на своих избирательных участках. Кроме того, на заседание Думы **.**.**** г. были приглашены депутаты Земского собрания *** района предыдущего созыва, в том числе - Серегина Т.И., которая своего мнения по поводу инициативы о новом порядке формирования Земского собрания *** района не высказала. Решение было принято в соответствии с регламентом, легитимным составом депутатов, большинством голосов путем открытого голосования.

Представитель Думы г.*** Головин В.С. пояснил, что решение Думы г.*** Нижегородской области №** от **.**.**** г. «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района» ранее было предметом обсуждения в Нижегородском областном суде и Верховном Суде Российской Федерации при рассмотрении гражданского дела по заявлению Серегиной Т.И. о признании неправомочным состава представительного органа местного самоуправления Земского собрания *** района Нижегородской области, сформированного из глав поселений и депутатов. Мнение о том, что спорное решение Думы г.*** не соответствует закону, судьями не высказывалось.

Суд, выслушав заявителя, представителей Думы г.***, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, свидетелей, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Серегина Т.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Думы г.*** Нижегородской области №** от **.**.**** г. «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района» , полагая, что спорное решение нарушает ее право избирать и быть избранной в органы местного самоуправления.

В соответствии с ч.3 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (в редакции от 25.07.2011г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Представительным органом города *** Нижегородской области является Дума г.***, нормотворческая деятельность которой регламентирована также Уставом г.***.

Согласно п.1, 3 ст. 36 Устава г.*** Дума г.*** по вопросам своего ведения принимает решения и правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются на заседании Думы г.*** открытым, в том числе поименным или тайным голосованием. Решения Думы г.***, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования .

Право представительного органа местного самоуправления - Думы г.*** выйти с инициативой о порядке формирования представительного органа *** муниципального района предусмотрено ч.5 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Регламентированная Уставом г.*** процедура принятия спорного решения не нарушена.

Представленным протоколом заседания Думы г.*** от **.**.**** г. установлено, что решение «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района» было принято на открытом заседании Думы большинством голосов от установленного числа депутатов, при наличии необходимого кворума. Содержание решения не противоречит требованиям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Порядок введения решения в действие не нарушен. Решение было официально опубликовано в районной газете «***» **.**.**** г., после чего вступило в законную силу.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для признания решения Думы г.*** Нижегородской области №** от **.**.**** г. «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района» незаконным и недействующим с момента его принятия.

Ссылка Серегиной Т.И. на нарушение спорным документом ее права избирать и быть избранной несостоятельна, поскольку указанное решение Думы г.*** является нормотворческой инициативой и непосредственно не регламентирует объем избирательных прав жителей города *** и форму их реализации.

Также несостоятельная ссылка заявителя Серегиной Т.И. на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2011г. № 9-П по делу о проверке Конституционности положений п.1 ч.4 и ч.5 ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в связи с жалобой гр-на Н.М. Севастьянова.

Рассмотрев в открытом заседании дело о проверке конституционности положений п.1 ч.4 и ч.5 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил следующее. «Положения пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают возможность формирования представительного органа муниципального района путем вхождения в его состав представителей поселений из числа лиц, ранее избранных непосредственно населением, только в случае, если решение о переходе к такому способу формирования представительного органа муниципального района принимается представительными органами соответствующих муниципальных образований с учетом мнения населения, проживающего на данной территории, выявленного в порядке, устанавливаемом в уставах и иных нормативных правовых актах муниципальных образований».

Таким образом, учет мнения населения необходим при решении вопроса об определении структуры и способов формирования представительных органов местного самоуправления.

Решение Думы г.*** Нижегородской области №** от **.**.**** г. «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района» ни структуру, ни способ формирования представительных органов местного самоуправления не определяет.

Более того, в приведенном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2011г. № 9-П указано, что закон прямо не предусматривает обязательное участие населения в выдвижении и утверждении инициативы по изменению порядка формирования представительного органа муниципального района, но и не препятствуют этому в тех формах непосредственного волеизъявления населения, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством, включая главу 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В судебном заседании установлено, что принцип гласности при принятии Думой г.*** Нижегородской области решения №** от **.**.**** г. «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района» был соблюден. Решение принималось в открытом заседании Думы г.***, на котором присутствовала Серегина Т.И. ; принятию решения предшествовало обсуждение инициативы депутатами на своих избирательных участках, что подтвердили в судебном заседании свидетели С.В.Д. и С-Д.Л.А., которые пояснили суду, что депутаты О.Л.Е. и Т.И.А. обсуждали с ними предстоящее выдвижение Думой г.*** инициативы о формировании Земского собрания *** района из числа депутатов и глав поселений.

Заявление Серегиной Т.И. о нарушении порядка выдвижения инициативы об изменении формирования представительного органа местного самоуправления администрациями сельских поселений, что влечет неправомочность ныне существующего состава Земского собрания *** района Нижегородской области, уже было предметом обсуждения в Нижегородском областном суде и в Верховном Суде Российской Федерации, решениями которых ныне действующий порядок формирования представительного органа местного самоуправления был признан законным, а в удовлетворении требований Серегиной Т.И. было отказано .

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Серегиной Т.И. требований.

На основании ст. 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и руководствуясь ст. 251, 12, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Серегиной Т.И. в удовлетворении требования о признании недействующим со дня принятия решения Думы города *** Нижегородской области №** от **.**.**** г. «О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Земского собрания *** района» отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения районным судом.

Судья:                                                                                  Л.Д. Пашкевич.