Об установлении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<...>                                                                                 ***

Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пашкевич Л.Д., при секретаре Соколовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пальцевой М.А. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Нижегородской области об установлении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права и досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

Пальцева М.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району об установлении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права и досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

В обоснование своих требований истица ссылается на то, что с *** по настоящее время она занимается педагогической деятельностью. Полагая, что ее педагогический стаж составляет 25 лет, она *** обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Ей было отказано по тем основаниям, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, не входят учебные отпуска и курсы повышения квалификации, а также отпуск по уходу за ребенком в ***. С отказом в досрочном назначении трудовой пенсии по старости она не согласна, поскольку более двадцати пяти лет работает в образовательных учреждениях для детей в качестве педагога, занимается обучением и воспитанием детей. В период учебных отпусков и курсов повышения квалификации она оставалась в штате образовательного учреждения и ей начислялась заработная плата, обязанность повышать квалификацию предусмотрена Уставом образовательного учреждения.

В судебном заседании Пальцева М.А. и ее представитель С.. свои исковые требования поддержали, просят суд включить в льготный стаж учебные отпуска в период с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***; курсы повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***, а также отпуск по уходу за ребенком в период с *** по ***, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика назначить ей такую пенсию с *** года.

Третье лицо - директор МОУ <...> средней школы С. пояснила суду, что Пальцева М.А. действительно работает учителем <...> в общеобразовательной школе. В соответствии с требованиями Устава школы и трудового договора учитель обязан не реже одного раза в пять лет повышать свою квалификацию. Пальцева М.А. по приказу администрации учебного заведения направлялась на курсы повышения квалификации в 2001 и в 2009 годах. При этом она оставалась в штате преподавателей, ей по табелю учета рабочего времени отмечались рабочие дни и выплачивалась заработная плата в полном объеме. В период пребывания Пальцевой М.А. на курсах повышения квалификации ее никто не заменял, поэтому по возвращении с курсов она провела все уроки, предусмотренные учебным планом.

Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Г. иск не признала, пояснив, что в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года, не входят периоды пребывания на курсах повышения квалификации и учебные отпуска, а также пребывание в отпуске по уходу за ребенком после 06.10.1992г., в связи с чем при подсчете Пальцевой М.А. стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исключены учебные отпуска в 1988 - 1992 г. и периоды пребывания на курсах повышения квалификации в 2001 и 2009 г., а также отпуск по уходу за ребенком в 1995-1997г. На период обращения к ним с заявлением *** года Пальцева М.А. не приобрела право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при требуемом стаже 25 лет у нее имелось 23 года 1 мес. 17 дней.

Суд, выслушав стороны, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (п.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст.27 п.1 п.п.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Данными трудовой книжки подтверждается, что Пальцева М.А. с *** года по настоящее время занимается педагогической деятельностью, в настоящее время работает учителем <...> МОУ <...> средней общеобразовательной школы Ветлужского района Нижегородской области (л.д.14-20).

Спорными периодами трудовой деятельности Пальцевой М.А. являются учебные отпуска, предоставлявшиеся в период обучения в Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***; курсы повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и с *** по *** (л.д.12-13).

В списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002г., не поименованы периоды работы, в течение которых работник непосредственно не исполнял свои функциональные обязанности по основному месту работы, такие как учебные отпуска и курсы повышения квалификации, что послужило основанием для отказа Пальцевой М.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью (л.д.12-13).

В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, предусмотренных Списком, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в Списке.

Как наименование должности (учитель), так и учреждение, в котором Пальцева М.А. осуществляла и продолжает осуществлять педагогическую деятельность (муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа), входят в Список, предусматривающий льготное пенсионное обеспечение.

В соответствии с п.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Каких-либо изъятий, связанных с пребыванием в учебных отпусках или на курсах повышения квалификации, указанные выше Правила не содержат, поэтому исключение из льготного трудового стажа учебных отпусков и курсов повышения квалификации влечет нарушение конституционного права Пальцевой М.А. на социальное обеспечение по возрасту ранее установленного законом срока.

Тарифно-квалификационные требования, предъявляемые к должности «учитель», требуют наличия высшего профессионального педагогического образования, которого Пальцева М.А. при поступлении в 1986 году на работу в Галкинскую восьмилетнюю школу учителем начальных классов не имела. Обучение в педагогическом высшем учебном заведении являлось основным условием сохранения трудовых отношений истицы с учреждением, осуществляющим педагогическую деятельность.

Учебные отпуска были использованы Пальцевой М.А. в 1988-1992 годах, факт их предоставления подтверждается соответствующими приказами (л.д.21, 25-28, 61), истица не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, Пальцевой М.А. начислялась заработная плата по табелю учета рабочего времени (л.д.43, 61). Учебные отпуска использованы Пальцевой М.А. по назначению, в 1992 году она успешно окончила Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара по специальности «педагогика и методика начального обучения» с присвоением квалификации учителя начальных классов (л.д.16).

В период трудовой деятельности Пальцевой М.А. в 1988-1992г. действовал Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г.

В соответствии с п.108 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. №590 в общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов, в частности, в стаж засчитывается обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.).

Поскольку в силу действовавшего в 1988-1992 годах законодательства периоды учебных отпусков подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости, отказ ответчика включить периоды учебных отпусков Пальцевой М.А. в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, следует признать незаконным.

Спорными являются также периоды трудовой деятельности Пальцевой М.А. в 2001 и 2009 годах, когда она направлялась на курсы повышения квалификации.

Представленными документами установлено, что Пальцева М.А. направлялась на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя в периоды с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***, что подтверждается приказами за подписью руководителя учебного заведения (л.д.31-36). Во время обучения на курсах повышения квалификации Пальцева М.А. не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плата по табелю учета рабочего времени <...> средней общеобразовательной школы (л.д.45), по окончании курсов Пальцевой М.А. были выданы документы, подтверждающие повышение квалификации (л.д.47-48).

Повышение квалификации является обязательным условием трудового соглашения и предусматривается Уставом МОУ <...> средней общеобразовательной школы (л.д.19, 62-66).

В связи с изложенным подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды пребывания Пальцевой М.А. на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и с ***

Пальцева М.А. также просит суд признать льготным и включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с *** по ***

Указанное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В период трудовой деятельности Пальцевой М.А. в 1995-1997 году действовал Кодекс законов о труде Российской Федерации, который не предусматривал включение в стаж работы по специальности период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком (соответствующие изменения в ст.167 КЗОТ РФ были внесены Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", который вступил в силу 6 октября 1992 года), следовательно, период отпуска по уходу за ребенком, использованный истицей в 1995-1997 годах не может быть включен в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Таким образом, на момент обращения *** к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Пальцева М.А. не имела необходимого стажа 25 лет, требуемого для назначения трудовой пенсии на льготных условиях.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Пальцева М.А. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ***, право на льготное пенсионное обеспечение ни на указанную дату, ни на день рассмотрения спора в суде у истицы не возникло, поэтому исковые требования в части признания права и досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворению не подлежат.

Таким образом, исковые требования Пальцевой М.А. суд находит обоснованными, но подлежащими удовлетворению частично.

На основании ст.19, 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и руководствуясь ст. 12, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пальцевой М.А. удовлетворить частично.

Включить Пальцевой М.А. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды пребывания в учебных отпусках с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***, а также периоды пребывания на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения районным судом.

Судья:                                                                                   Л.Д. Пашкевич.