Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации <...> *** (решение в окончательной форме принято ***) Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ягилева С.В., при секретаре Чистоградовой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Набойкина И.М. к администрации г.Ветлуги Нижегородской области о признании отказа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и обязании ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий У С Т А Н О В И Л: Набойкин И.М. обратился в суд с иском администрации города Ветлуги Нижегородской области о признании отказа в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и обязании ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование своих требований истец ссылается на то, что является участником и инвалидом Великой Отечественной войны, имеет преклонный возраст и слабое здоровье. В отсутствии своего жилья проживает в неблагоустроенном и не имеющем элементарных бытовых удобств доме дочери Л. 3 ноября 2009 года он обратился в администрацию г.Ветлуги о выделении ему благоустроенного жилого помещения. Решением жилищной комиссии администрации г.Ветлуги ему отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что размер площади квартиры на одного члена семьи превышает учетный размер площади жилого помещения. Истец полагает, что данный отказ является незаконным, так как противоречит Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указу Президента Российской Федерации от 09.01.2010 г. N 30 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны". В судебном заседании представитель истца Л., поддержав заявленные исковые требования, пояснила, что принадлежащий ей жилой дом, в котором как член семьи проживает ее отец Набойкин И.М., *** года рождения, не имеет элементарных бытовых удобств (канализации, водопровода), отопление печное, отсутствует баня, вода в колодце непригодна для питья. При этом в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья, Набойкину И.М. крайне тяжело обслуживать себя самостоятельно. Своего жилья Набойкин И.М. не имеет. Кроме того, в 2011 году по семейным обстоятельствам к ней также в качестве члена семьи на жительство переехала ее внучка с малолетним ребенком. Все это еще более осложнило жилищные условия Набойкина И.М. Представитель ответчика- муниципального образования г.Ветлуга Нижегородской области С. исковые требования о признании отказа в постановке Набойкина И.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным не признала. С. пояснила, что на 2010 год, когда принималось соответствующее решение, Набойкин И.М. действительно не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В настоящее время в связи с изменением его жилищных условий, препятствия для его постановки на учет отсутствуют. Представитель министерства социальной политики Нижегородской области, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в суд не явился, направив письменный отзыв, в котором исковые требования Набойкина И.М. не признал. По мнению представителя, отказ органа местного самоуправления в постановке Набойкина И.М. являлся правомерным, кроме того, Набойкиным И.М. пропущен срок на оспаривание решения органа местного самоуправления. Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему. Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ установлены Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года) «О ветеранах». Из представленного суду удостоверения инвалида Отечественной войны серии I-А №002373, форма которого утверждена Постановлением Госкомтруда СССР от 26 мая 1975 г. N 126 "Об утверждении единой формы удостоверения инвалида Отечественной войны и Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений инвалидов Отечественной войны" явствует, что Набойкин И.М. является инвалидом Великой Отечественной войны (л.д.10,24). Военным билетом №... подтверждается, что Набойкин И.М. проходил военную службу в воинских частях, входивших в состав действующей армии в Великой Отечественной войне с 30 января 1944 года по январь 1947 года. В указанный период Набойкин И.М. был награжден государственными наградами СССР: 31.07.1944 года орденом Славы 3 степени, 09.05.1945 года медалями «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга». 24 января 1945 года Набойкин И.М. получил тяжелое ранение в правую руку (л.д.25-26). Справкой ГУ- Управление Пенсионного фонда по Ветлужскому району Нижегородской области №... от *** подтверждено, что Набойкин И.М. является получателем трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, вследствие военной травмы (л.д.28). В силу ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. К ветеранам Великой Отечественной войны относятся: 1) участники Великой Отечественной войны: а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Статья 4 названного Федерального закона к инвалидам Великой Отечественной войны относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходившие военную либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Великой Отечественной войны в районах боевых действий. В силу приведенных выше правовых норм Набойкин И.М. является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны. Согласно ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и " подпункта 1 пункта 1 статьи 2, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». В силу ст.14 Федерального закона «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны также имеют право на получение аналогичных мер социальной поддержки, в частности на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. На основании Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» жильем должны быть обеспечены ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, Набойкин И.М. в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Согласно ст.51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в частности граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Как установлено в судебном заседании, Набойкин И.М. обратился в администрацию г.Ветлуги Нижегородской области в 2006 году с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением жилищной комиссии администрации г.Ветлуги Нижегородской области от *** №... истцу было отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как заявитель проживает в доме общей площадью 35,3 кв.м. Учетная норма жилого помещения по Ветлужскому району составляет 10 кв. м. общей площади на 1 человека(л.д.5).Справкой о составе семьи от *** и свидетельством о государственной регистрации права №... зафиксировано, что Набойкин И.М. проживал в доме дочери Л. общей площадью 35,3 кв.м. в качестве члена ее семьи (л.д.6,11). Постановлением администрации Ветлужского района Нижегородской области от 17.01.2008 года №10 установлена учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории г.Ветлуги- в размере 10. кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.33). Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. При этом актом проверки жилищных условий от *** дом, в котором проживает Набойкин И.М., ходя и не имеет водопровода и канализированной уборной, однако непригодным для проживания признан не был(л.д.13-14). Таким образом оспариваемое решение жилищной комиссии администрации г.Ветлуги от *** об отказе в признании Набойкина И.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным. Соответственно исковые требования Набойкина И.М. в этой части удовлетворению не подлежат. Рассматривая заявления третьего лица о пропуске установленного ст.256 ГПК РФ срока для обращения за судебной защитой, суд исходит из того, что требования Набойкина И.М., оспаривающего решение органа местного самоуправления, непосредственно связаны с разрешением спора о праве и в силу ст.247 ГПК РФ подлежат рассмотрению в порядке искового производства. В тоже время требования Набойкина И.М. об обязании ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий суд находит законными обоснованными. Так из объяснения Л. явствует, что с 2011 года в принадлежащем ей жилом помещении в качестве членов ее семьи помимо отца Набойкина И.М. стала проживать ее внучка ...., *** года рождения со своим малолетним сыном ... года рождения. Указанный факт подтвержден представленной в суд домовой книгой с соответствующими штампами о регистрации лиц, проживающих в доме Л..(л.д.29-31). Согласно справке о составе семьи Лисиной Е.И. указанные лица фактически проживают в ее жилище, как члены ее семьи (л.д.32).Из объяснения представителя администрации г.Ветлуги С. следует, что указанный факт являлся предметом проверки в ходе комиссионного обследования помещения и не оспаривается. Соответственно общая площадь жилого помещения на одного члена семьи Л. в том числе Набойкина И.М., составляет 8,8 метров, что менее учетной нормы, установленной Постановлением администрации Ветлужского района от 17.01.2008 года №10 в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории г.Ветлуги. Сообщением управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области от *** №... подтверждается, что какого-либо недвижимого имущества, в том числе собственных жилых помещений, Набойкин И.М. не имеет (л.д.12). Кроме того, как видно из акта обследования дома, в котором проживает Набойкин И.М., проведенного межведомственной комиссией *** года, жилище не имеет водопровода и канализации, имеет печное отопление и уличный выносной туалет. Вода в колодце для питья непригодна. На стенах бревенчатого дома наблюдаются следы гниения, имеются протечки кровли. Дом требует капитального ремонта (л.д.20-21). С учетом изложенного, в силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ Набойкина И.М. следует признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Оснований для применения установленных ст.53 Жилищного кодекса правовых санкций намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий к Набойкину И.М. суд не находит. Свидетельством о государственной регистрации права №... №... (л.д.6) подтверждено, что собственником жилого помещения, в котором проживает Набойкин И.М., является его дочь Л. Реализуя предусмотренные ст.30 Жилищного кодекса РФ правомочия собственника жилого помещения, Л. в качестве членов своей семьи вселила в жилое помещение, помимо отца Набойкина И.М., также свою внучку с малолетним ребенком. Для вселения в жилое помещение родственников в качестве членов своей семьи собственнику никаких разрешений не требуется (ч. 1 ст. 31 ЖК РФ). Как следует из объяснения Л., указанные действия совершены ей по собственному усмотрению. Каких-либо действий по намеренному ухудшению жилищных условий Набойкин И.М. не совершал. Таким образом, исковые требования Набойкина И.М. о возложении на орган местного самоуправления обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий суд находит законными и подлежащими удовлетворению. На основании ст.51,52 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года) «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и руководствуясь ст. 12, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Иск Набойкина И.М. удовлетворить частично. Обязать администрацию г.Ветлуги Нижегородской области поставить Набойкина И.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В удовлетворении требований о признании незаконным решения жилищной комиссии администрации г.Ветлуги Нижегородской области от *** №... об отказе в постановке Набойкина И.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения районным судом в окончательной форме. Судья: Ягилев С.В.