О паспортизации дорог



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

    Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ягилева С.В., с участием прокурора Привалова Н.Н., при секретаре Чистоградовой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области о признании бездействия незаконным и об обязании проведения паспортизации дорог общего пользования местного значения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ветлужского района Нижегородской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области о признании бездействия незаконным и об обязании проведения паспортизации дорог общего пользования местного значения. В обоснование заявленного иска прокурор указывал на то, что проведенной на территории администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области проверкой исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что в отношении автомобильных дорог местного значения не произведена паспортизация. При этом, в силу ст.6 п.8 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» и ст.14 п.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» паспортизация дорог общего пользования местного значения, находящихся в границах соответствующего муниципального образования, относится к вопросам местного значения и является обязанностью органа местного самоуправления.

    В судебном заседании прокурор Привалов Н.Н. исковые требования поддержал, и пояснил, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Наличие технического паспорта необходимо для реализации органами местного самоуправления полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ и позволяет войти в государственную программу реконструкции дорог местного значения.

Ответчик – глава администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области Либерова Р.Н. исковые требования прокурора признала частично, пояснив, что не оспаривает необходимость паспортизации дорог местного значения. В тоже время в связи с передачей государством органам местного самоуправления полномочий по осуществлению дорожной деятельности, одновременно не были предусмотрены источники финансирования соответствующих расходных обязательств. Поэтому не проведение органом местного самоуправления паспортизации дорог, не может рассматриваться как незаконное бездействие. Кроме того паспортизация дорог местного значения требует значительных затрат, а бюджет поселения является дотационным.

Представитель администрации Ветлужского района, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, в суд не явился.

    Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.5 Устава Крутцовского сельсовета к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 9 ст. 5 названного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", утвержденных 5 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 года № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

Паспортизация действующих дорог общего пользования местного значения, находящихся в собственности администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области не произведена, что препятствует их учету для рационального планирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Ссылка ответчика на недостаточность в бюджете поселения собственных доходов для исполнения расходных обязательств по паспортизации дорог сама по себе не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дорог. При недостаточности собственных доходов бюджета администрация поселения вправе ходатайствовать о предоставлении межбюджетных трансфертов в порядке главы 16 Бюджетного кодекса РФ.

Утверждения ответчика о том, что передача дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения в муниципальную собственность без предоставления государством необходимых бюджетных субвенций позволяет не выполнять установленную законном обязанность по паспортизации дорог, также не могут быть приняты во внимание. В силу ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В тоже время, как указано выше, в силу ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог не являются государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления, а прямо отнесены федеральным законом к вопросам местного значения. По указанным основаниям невыполнение органом местного самоуправления требований действующего законодательства о необходимости паспортизации автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения не может быть признано законным.

Таким образом, исковые требования прокурора суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ст.204 ГПК РФ срок исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности по паспортизации автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения суд определяет исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом принципов разумности и соблюдения балансов интересов сторон, в частности необходимости предоставления ответчику минимально достаточного срока для осуществления организации всех необходимых мероприятий.

    На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и руководствуясь ст. 12, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области, выразившиеся в неосуществлении мероприятий по паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов поселения незаконным.

Обязать администрацию Крутцовского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области в срок до 01 октября 2013 года провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах населенных пунктов указанного муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ветлужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения районным судом в окончательной форме.

Судья: Ягилев С.В.