Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пашкевич Л.Д., с участием прокурора Привалова Н.Н., при секретаре Соколовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ветлужского района Нижегородской области о понуждении к устранению нарушений законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ветлужского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ветлужского района Нижегородской области о понуждении к устранению нарушений законодательства, допущенных при строительстве семейного детского сада по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в прокуратуру Ветлужского района обратились с заявлением граждане г. <адрес> и на основании этого обращения прокуратурой Ветлужского района совместно с представителями Роспотребнадзора, ОГПН, жилищной инспекции проведена проверка соблюдения законодательства при строительстве семейного детского сада в <адрес> в результате которой установлено, что территория дошкольной организации не ограждена, не благоустроена; не проведено зонирование на игровую и хозяйственную зону; в связи с расположением территории дошкольной организации на сложной рельефной местности не предусмотрен отвод паводковых и ливневых вод от территории детского сада для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок детей; для защиты детей от солнца и осадков отсутствует теневой навес; отсутствует контейнерная площадка для сбора мусора, не возведены хозяйственные постройки для хранения топлива; въезд на территорию дошкольной организации выполнен из крупного камня, не уплотнен; отсутствуют дорожки с твердым покрытием к зданию, что является нарушением п. 3.1, п. 3.2, п.3.4, п. 3.7, п.3.9,п. 3.17,п.3.15, п. 3.20 раздела 3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Отсутствует водоснабжение для наружного пожаротушения.
Строительство семейного детского сада осуществляется в рамках областной целевой программы "Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011 - 2023 годах", утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Администрация Ветлужского района не выполнила в полном объеме свои обязательства в рамках программы создания семейного детского сада, что явилось причиной приостановления его деятельности.
В судебном заседании прокурор Привалов Н.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, просит суд обязать администрацию Ветлужского района Нижегородской области в срок до 25 августа 2012 года провести на земельном участке площадью 2012, прилегающем к дому № <адрес>, предназначенному для размещения семейного детского сада, произвести следующие работы: обустроить территорию глухим забором высотой не менее <данные изъяты> м.; выделить функциональные зоны – игровую и хозяйственную; оборудовать игровую зону групповыми площадками - индивидуальной из расчета не менее <данные изъяты> кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста и не менее <данные изъяты> кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста, с соблюдением принципа групповой изоляции; физкультурной площадкой; оборудовать групповые площадки и физкультурную зону травяным покрытием, утрамбованным грунтом, беспыльным; на территории каждой групповой площадки установить теневой навес площадью из расчета не менее <данные изъяты> кв. м на одного ребенка; оборудовать теневые навесы деревянными полами на расстоянии не менее <данные изъяты> см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей; въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора покрыть асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием; оборудовать территорию водоснабжением для наружного пожаротушения. В связи с сезонным характером указанных работ и особой значимостью объекта решение суда просит обратить к немедленному исполнению.
Ответчик – представитель администрации Ветлужского района Нижегородской области Г.В.С. исковые требования прокурора признал частично. Не согласен с требованием о возведении глухого забора и обеспечении территории, прилегающей к дому № <адрес>, пожарным водоемом, поскольку в соответствии с проектом спорный объект недвижимости финансировался и возведен по проекту жилого дома, а не детского дошкольного учреждения, поэтому и пожарное водоснабжение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к жилому дому. В остальном с иском согласен, пояснил, что соответствующие работы по благоустройству территории семейного детского сада ведутся. Произведено выравнивание грунта, начато возведение забора по периметру территории семейного детского сада, будет произведено асфальтирование дорожек.
Представитель администрации Ветлужского района – зав.отделом архитектуры и строительства П.Е.Н.. исковые требования прокурора признала частично, пояснив, что объект недвижимости по адресу: <адрес> возведен по проекту «жилой дом», соответственно этому проекту составлялся градостроительный план прилегающего к жилому дому земельного участка и смета на строительство инженерной инфраструктуры. Стоимость работ определена в сумме <данные изъяты> рублей, эта сумма полностью освоена. Дополнительных средств в бюджете Ветлужского района на эти цели не предусмотрено.
Представитель Управления образования Ветлужского района С.О.С. пояснила, что работы по благоустройству территории, прилегающей к дому № <адрес>, где будет размещен семейный детский сад, ведутся и имеется реальная перспектива ввода в действие семейного детского сада до осени текущего года.
Третье лицо – руководитель МКДОУ детский сад № № «<данные изъяты>» В.Н.А.. пояснила, что семейный детский сад, который предполагается разместить в доме по адресу: <адрес>, является структурным подразделением МКДОУ детский сад № № «<данные изъяты>», поэтому к нему предъявляются требования, предусмотренные для детских дошкольных учреждений. В настоящее время инфраструктура местности, прилегающей к дому № <адрес>, не соответствует требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам и требованиям, предъявляемым к детским дошкольным учреждениям. Для нормального функционирования семейного детского сада кроме перечисленных прокурором работ необходимо также построить хранилище для топлива и предусмотреть водостоки с тем, чтобы талыми и дождевыми водами не произошло вымывание грунта. Семейный детский сад необходимо открыть в короткие сроки, поскольку набран штат работников, которые получают заработную в размере <данные изъяты> оклада за вынужденный простой.
Представитель МКДОУ детский сад № № «<данные изъяты>» П. Л.В. пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она заключила многостороннее соглашение на оказание мер социальной поддержки по реализации программы «Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011-2023 годах». По условиям этого соглашения администрация Ветлужского района должна обеспечить за свой счет семейный детский сад коммунальной инфраструктурой, в том числе – благоустроить территорию семейного детского сада. Все оборудование, необходимое для нормального функционирования семейного детского сада завезено, но не может быть установлено, поскольку не благоустроена территория.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 04.04.2011 N 228 утверждена областная целевая программа "Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011 - 2023 годах" (далее - Программа). Органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области рекомендовано принять участие в реализации мероприятий Программы, предусмотрев их финансирование за счет средств местных бюджетов. Ветлужский муниципальный район стал участником данной программы.
Отбор муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, на территории которых реализуется Программа, осуществляется на основании предложений (заявок) муниципальных районов и городских округов Нижегородской области исходя из имеющейся потребности в услугах дошкольного образования с учетом зон планируемого размещения объектов малоэтажного жилищного строительства и существующей застройки.
С целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования, осуществления ухода, присмотра, воспитания и обучения детей дошкольного возраста органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области создают семейные детские сады в качестве структурных подразделений муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования (далее - Учреждение), с общей численностью детей дошкольного возраста 10 человек, преимущественно в семьях, имеющих ребенка (детей) в возрасте от 1 года до 7 лет.
В целях предоставления мер социальной поддержки заключаются соглашения между специалистом, работодателем (Учреждением), администрацией муниципального района или городского округа Нижегородской области, министерством социальной политики Нижегородской области и министерством образования Нижегородской области (далее - соглашение о предоставлении мер социальной поддержки).
Одним из существенных условий соглашения о предоставлении мер социальной поддержки является обязанность специалиста, желающего принять участие в Программе, отработать в Учреждении на должности воспитателя детского сада не менее десяти лет с момента заключения соглашения о предоставлении мер социальной поддержки (без учета времени нахождения в отпусках по беременности и родам, уходу за ребенком) (п.2.4.1.5 Программы).
ДД.ММ.ГГГГ с П.Л.В. Л.В. (специалистом), работающей на постоянной основе в МКДОУ № № «<данные изъяты>», реализующем Программу, заключено соглашение о предоставлении мер социальной поддержки. Для строительства жилого дома специалист семейного детского сада заключает договор подряда с организацией, осуществляющей строительство жилых домов, получает кредит в кредитной организации сроком на десять лет с погашением суммы первоначального взноса, расходов на оплату договоров имущественного страхования, расходов на получение кредита, предоставленного в 2011 - 2013 годах, и на погашение кредита и процентов по нему на строительство жилого дома за счет средств областного бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ П.Л.В. Л.В. выдано свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для индивидуального жилищного строительства.
Разрешение на строительство жилого дома с помещениями для размещения семейного детского сада выдано администрацией города Ветлуги ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ П.Л.В. Л.В. выдано свидетельство о регистрации права собственности на жилой дом с помещениями для размещения семейного детского сада (общая площадь <данные изъяты> кв.м).
В силу п. 2.4.1.20. Программы обеспечение инженерной и дорожной инфраструктурой осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, в том числе в рамках областной целевой программы "Стимулирование малоэтажного жилищного строительства в Нижегородской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2010 года N 611.
Реализация Программы обеспечивается органами исполнительной власти Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Органы местного самоуправления муниципальных районов в ходе реализации Программы обеспечивают объекты жилищного строительства необходимой инженерной и дорожной инфраструктурой, в том числе в рамках областной целевой программы "Стимулирование малоэтажного жилищного строительства в Нижегородской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2010 года N 611, проведение благоустройства территорий жилых домов (подпункт 5 пункта 2.4.2 Программы).
Образовательные учреждения, реализующие программу дошкольного образования в Нижегородской области, организуют и обеспечивают деятельность семейного детского сада (подпункт 6 пункта. 2.4.2 Программы).
В результате двух проверок, проведенных прокуратурой Ветлужского района в апреле и ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что территория дошкольной организации не ограждена, не благоустроена; не проведено зонирование на игровую и хозяйственную зону; в связи с расположением территории дошкольной организации на сложной рельефной местности не предусмотрен отвод паводковых и ливневых вод от территории для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок детей; для защиты детей от солнца и осадков отсутствует теневой навес; отсутствует контейнерная площадка для сбора мусора и хозяйственные постройки для хранения топлива; въезд на территорию дошкольной организации выполнен из крупного камня, не уплотнен; отсутствуют дорожки с твердым покрытием к зданию, что является нарушением п. 3.1, п. 3.2, п.3.4, п. 3.7, п.3.9,п. 3.17,п.3.15, п. 3.20 раздела 3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Отсутствует водоснабжение для наружного пожаротушения.
Таким образом, благоустройство территории жилого дома с помещениями для размещения семейного детского сада не проведено, что препятствует размещению в нем детей.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для всех лиц.
В соответствии с разделами 2 и 3 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 (ред. от 20.12.2010г.) предоставление земельных участков для строительства объектов дошкольных организаций допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
Территория дошкольной организации по периметру ограждается забором.
На сложных рельефах местности предусматривается отвод паводковых и ливневых вод от территории дошкольной организации для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей.
На территории дошкольной организации выделяют следующие функциональные зоны: игровая зона; хозяйственная зона.
Зона игровой территории включает в себя: групповые площадки - индивидуальные для каждой группы из расчета не менее <данные изъяты> кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста и не менее <данные изъяты> кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста и с соблюдением принципа групповой изоляции; физкультурную площадку (одну или несколько).
Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, в районах первой строительно-климатической зоны (с вечномерзлыми грунтами) - дощатым. Возможно выполнение покрытия площадок строительными материалами, безвредными для здоровья детей.
Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее <данные изъяты> кв. м на одного ребенка. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами на расстоянии не менее <данные изъяты> см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей.
Во вновь строящихся дошкольных организациях рекомендуется оборудовать физкультурные площадки (одну или несколько) для детей в зависимости от вместимости дошкольных организаций и программой проведения спортивных занятий.
Въезды и входы на территорию дошкольной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
В соответствии с требованиями ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания, сооружения и строения должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В нарушение требований закона и Программы администрацией района не выполнены обязательства по благоустройству территории здания семейного детского сада, что является нарушением прав и законных интересов детей, их родителей, и подлежит устранению.
Заслуживают внимания доводы руководителя МКДОУ детский сад № № «<данные изъяты>» о необходимости возведения на территории, прилегающей к дому № <адрес>, хранилища для топлива и оборудования территории отводом паводковых и ливневых вод от территории дошкольной организации для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей.
Доводы ответчиков об исполнении обязательства по благоустройству территории жилого дома, что изначально предусмотрено проектно-сметной документацией, не предусматривающей выделение денежных средств на благоустройство детского дошкольного учреждения, несостоятельны, поскольку ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации города Ветлуги индивидуальный жилой дом был переведен в категорию индивидуального жилого дома с помещениями для размещения семейного детского сада (л.д.31), следовательно, прилегающая к жилому дому № <адрес> территория должна соответствовать требованиям, предъявляемым к детским дошкольным образовательным учреждениям.
Таким образом, исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Прокурор заявил ходатайство о приведении решения к немедленному исполнению.
В силу п.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая особую значимость спорного объекта и необходимость обеспечения детей местами в дошкольном учреждении, а также сезонный характер требуемых к выполнению работ, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и руководствуясь ст. 12, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ветлужского района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать администрацию Ветлужского муниципального района Нижегородской области в срок до 25 августа 2012 года провести следующие работы на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., прилегающем к дому № <адрес>, предназначенному для размещения семейного детского сада:
обустроить территорию глухим забором высотой не менее <данные изъяты> м.;
выделить функциональные зоны – игровую и хозяйственную;
оборудовать игровую зону групповыми площадками - индивидуальной из расчета не менее <данные изъяты> кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста и не менее <данные изъяты> кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста и с соблюдением принципа групповой изоляции; физкультурной площадкой;
выполнить покрытие групповых площадок и физкультурной зоны: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным.
на территории каждой групповой площадки установить теневой навес площадью из расчета не менее <данные изъяты> кв. м на одного ребенка;
оборудовать теневые навесы деревянными полами на расстоянии не менее <данные изъяты> см от земли или выполнить из других строительных материалов, безвредных для здоровья детей;
въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к контейнерной площадке для сбора мусора покрыть асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием;
оборудовать территорию водоснабжением для наружного пожаротушения;
возвести на территории хранилище для топлива;
оборудовать территорию отводом паводковых и ливневых для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения районным судом.
Судья: Л.Д. Пашкевич