Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пашкевич Л.Д., с участием прокурора Привалова Н.Н., при секретаре Соколовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию (МУП) «Ветлужское пассажирское автотранспортное предприятие (ПАП) об обязании провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ветлужского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Ветлужское ПАП» об обязании провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Ветлужского района проведена проверка исполнения МУП «Ветлужское ПАП» законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в ходе которой были выявлены нарушения Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и законодательства, регулирующего правоотношения в области транспортной безопасности и борьбы с терроризмом. В нарушение требований законодательства МУП «Ветлужское ПАП» не предпринимает никаких мер к проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и разработке плана обеспечения транспортной безопасности. Указанное нарушение является недопустимым, ведущим к снижению уровня транспортной безопасности, защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, что в свою очередь может повлечь негативные последствия – нарушение устойчивости транспортной деятельности, нанесение вреда здоровью и жизни людей, причинение ущерба имуществу и окружающей среде, общенациональным экономическим потерям.
В судебном заседании прокурор свои исковые требования поддержал, просит суд обязать МУП «Ветлужское ПАП» в течение месяца, как того требует закон, провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Представитель МУП «Ветлужское ПАП» в судебное заседание не явился, в заявлении на имя суда иск признал, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.18).
Представитель администрации Ветлужского района Нижегородской области Г.В.С. исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что в настоящее время проведение оценки уязвимости транспортных объектов невозможно в связи с отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы. Заключение договора собственника объекта транспорта со специализированной организацией на предоставление услуги по проведению оценки уязвимости незаконно, так как законом «О транспортной безопасности» предусмотрено, что тарифы на проведение оценки уязвимости устанавливаются государством. Тарифы на сегодняшний день государством не установлены, поэтому специализированные организации не имеют права оказывать услугу по проведению оценки уязвимости транспортных объектов. Кроме того, отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая правила проведения досмотра граждан на объектах транспорта, а также проведение обязательного лицензирования подразделений обеспечения транспортной безопасности и установление правил лицензирования, поэтому иск прокурором предъявлен преждевременно.
Суд, выслушав истца, третье лицо, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» одной из основных мер по противодействию терроризму является приоритет мер предупреждения терроризму.
В целях создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения, в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р утверждена комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте.
Согласно этой Программе реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте в полном объеме на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, планируется осуществить в соответствии с требованиями Федерального закона "О транспортной безопасности" после проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их категорирования, разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что позволит обеспечить проведение эффективных мероприятий с учетом специфики местных условий и определить необходимые затраты с учетом средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников.
На основании ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, то есть на юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" определено, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности (ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").
Согласно ст. 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу закона МУП «Ветлужское ПАП» обязано в течение месяца со дня вступления судебного решения в законную силу провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Отсутствие нормативной базы, регулирующей процедурные вопросы спорных правоотношений, не освобождает ответчика от обязанности определения уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
На основании ст. 12 ФЗ «О транспортной безопасности» и руководствуясь ст. 12, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ветлужского района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Ветлужское пассажирское автотранспортное предприятие» в течение месяца со дня вступления судебного решения в законную силу провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня вынесения судебного решения.
Судья: Л.Д. Пашкевич