Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
(решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ)
Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ягилева С.В.,
при секретаре Чистоградовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной Г.Ю. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Нижегородской области об установлении стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права и досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л:
Сорокина Г.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Нижегородской области (далее Управление Пенсионного фонда РФ по Ветлужскому району) об установлении специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование своих требований истица ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ и года по настоящее время она постоянно занимается педагогической деятельностью, работая в данный момент <данные изъяты> Полагая, что ее педагогический стаж составляет более 25 лет, она ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа. В специальный стаж не было включено время ее работы в <данные изъяты> в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также нахождение на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением истица не согласна, в связи с чем, просила суд обязать пенсионный орган включить спорные периоды в специальный стаж работы, признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначить ей трудовую пенсию со дня возникновения права на пенсию.
В судебном заседании истица Сорокина Г.Ю. свои исковые требования поддержала и пояснила, что действительно в <данные изъяты> в <данные изъяты> году работала в должности <данные изъяты>. В тоже время вследствие пожара практически все документы, подтверждающие характер работы сгорели, а в последствии в силу некомпетентности кадрового работника ее должность в трудовой книжке была записана неправильно «<данные изъяты>». На курсы повышения квалификации в <данные изъяты> году она была направлена приказом работодателя с сохранением на это время заработной платы.
Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Г.О.Е.. иск не признала, пояснив, что указанная в трудовой книжке Сорокиной Г. Ю. должность «<данные изъяты>» не входит в Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. Нахождение истицы на курсах повышения квалификации также не является периодом педагогической деятельности. На момент обращения за пенсией ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж Сорокиной Г.Ю., рассчитанный специалистами Пенсионного фонда РФ составлял менее 25 лет. В связи с чем, на момент принятия решения у истицы не возникло права на трудовую пенсию.
Суд, выслушав стороны, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст.39 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. В силу ст.27 ч.1 п.1 пп.19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В статье 27 п.2 названного Федерального закона зафиксировано, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Соответствующий Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Сорокина Г.Ю. претендует на включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода ее работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>. Профессия «<данные изъяты>» в учебных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в частности в училищах всех наименований, прямо поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Основанием для принятия ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ по Ветлужскому району решения об отказе в назначении Сорокиной Г.Ю. пенсии явилась запись в ее трудовой книжке № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о принятии ее на работу в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> (л.д.17), которая, по мнению Сорокиной Г.Ю, является ошибочной.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Постановлением Правительства РФ от 24.07.2004 года № 555 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. В силу п.6 Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Приказом государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> были утверждены типовые штаты средних профессионально-технических училищ системы Госпрофобра СССР. Указанный приказ в силу прямого указания являлся действующим на то время нормативно-правовым актом. Так в профессионально-технических училищах с численностью учащихся свыше 150 человек по штату имелась одна должность <данные изъяты>. Должность «<данные изъяты>» штатным расписанием не предусмотрена (л.д.33-37).
Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 27.08.1987 года №605 утверждена Инструкция о порядке исчисления заработной платы работникам средних специальных учебных заведений независимо от их ведомственной подчиненности. В силу п.13 Инструкции оклад <данные изъяты> в средних специальных учебных заведениях с количеством учащихся до 280 человек составлял <данные изъяты> рублей. В тоже время такой должности как «<данные изъяты>» инструкция также не предусматривала.
Из тарификационных списков по <данные изъяты> за <данные изъяты> годы, находившихся в архиве Министерства образования <адрес>, видно, что Сорокина Г.Ю, отнесена, как это и предусмотрено инструкцией, к группе руководящих работников училища. Должность Сорокиной поименована «<данные изъяты>», и ей установлен должностной оклад <данные изъяты>, равный <данные изъяты> рублей. Зарплата Сорокиной Г.Ю. начислялась за полные рабочие дни (л.д.30-32).
Копиями приказов Приказами по <данные изъяты> №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, также ранее переданных из училища в архив Министерства образования <адрес>, подтверждается, что Сорокина Г.М. в спорный период времени действительно находилась в штате названного учебного заведения, а ее должность упоминалась, как «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» (л.д.22-25).
Копией тарификационного списка <данные изъяты> за <данные изъяты> год, предоставленного объединенным ведомственным архивом Министерства образования <адрес>, прямо подтверждается, что Сорокина Г.Ю. была назначена на должность <данные изъяты>, имеющую второе наименование «<данные изъяты>» в <данные изъяты> с числом учащихся 245 человек. При этом Сорокиной Г.Ю. по занимаемой должности <данные изъяты> был установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей (л.д.20).
Справкой <данные изъяты> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, произошел пожар, и все финансовые документы <данные изъяты>, в частности лицевые счета, сгорели (л.д.21). Как установлено в судебном заседании, <данные изъяты> в настоящее время ликвидировано, а все сохранившиеся документы учреждения переданы в объединенный ведомственный архив Министерства образования <адрес>.
Учитывая приведенные выше доказательства, суд приходит к выводу, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сорокина Г.Ю. в течение полного рабочего дня работала в должности <данные изъяты> <данные изъяты>, а запись в трудовой книжке №№ о принятии ее на работу в <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> произведена неточно и требует исправления в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 года № 225. С учетом изложенного спорный период работы истицы в должности <данные изъяты> в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решение Управления Пенсионного фонда РФ по Ветлужскому району в части отказа во включении периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, также не может быть признаны законным.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Из представленных Сорокиной Г.Ю. документов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ она, работая в должности <данные изъяты>» на основании соответствующего приказа работодателя находилась на курсах повышения квалификации с сохранением места работы и средней заработной платы (л.д.19, 45-46). Соответственно период нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В связи с чем, отказ пенсионного органа о включении Сорокиной Г.Ю. в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода пребывания истицы на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона. Поэтому спорный период нахождения Сорокиной Г.Ю. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как предусмотрено ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. С учетом включения в специальный стаж указанных периодов право на получение трудовой пенсии возникло у Сорокиной Г.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ года. С исковым заявлением о защите нарушенного права истица обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ. Принимая во внимание, что отказ пенсионного органа в назначении пенсии истице, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, был обусловлен незаконным исключением спорных периодов из ее специального стажа, а правомерные требования истицы о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком до настоящего времени добровольно не удовлетворены, досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью Сорокиной Г.Ю. следует назначить с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Судебные расходы истицы состоят из государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, уплаченной ей при подаче искового заявления, и издержек Сорокиной Г.Ю. на оплату юридических услуг за составление искового заявления в суд в размере <данные изъяты> рублей. Указанные затраты с учетом сложности, характера спора и ценности подлежащего защите права, а также отсутствия у истицы опыта работы по юридической специальности, суд находит обоснованными и разумными. Общий размер понесенных Сорокиной Г.Ю. судебных расходов составляет <данные изъяты> рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истицы.
На основании ст.19, 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и руководствуясь ст. 12, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сорокиной Г.Ю. удовлетворить.
Включить Сорокиной Г.Ю. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период ее работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения на курсах повышения квалификации сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать право Сорокиной Г.Ю. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Нижегородской области назначить Сорокиной Г.Ю. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Нижегородской области в пользу Сорокиной Г.Ю. понесенные по делу судебные расходы в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Ветлужский районный суд в течение месяца со дня принятия решения районным судом в окончательной форме.
Судья: Ягилев С.В.