Об установлении специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права и досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью



Дело № 2-460

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Ветлуга ДД.ММ.ГГГГ

    Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пашкевич Л.Д., при секретаре Соколовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сулоева А.Б. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Нижегородской области об установлении специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права и досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

    Сулоев А.Б. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Нижегородской области об установлении специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права и досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

    В обоснование своих требований истец ссылается на то, что длительное время он занимается педагогической деятельностью, в настоящее время работает воспитателем в государственном казенном учреждении «<данные изъяты>» <данные изъяты> района». Полагая, что его педагогический стаж составляет более 25 лет, он ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Ему было отказано в связи с недостаточностью педагогического стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, с чем он не согласен.

    В судебном заседании истец Сулоев А.Б. исковые требования поддержал, просит суд включить в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, службу в Советской Армии по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из них период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в кратном исчислении как участнику боевых действий в республике Афганистан, включить в специальный стаж период военной службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ

    Представитель ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району М.Е.В. иск не признала, пояснив, что Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность, то есть работавшим непосредственно с детьми. Во время военной службы по призыву и по контракту Сулоев А.Б. с детьми не работал, поэтому спорные периоды его трудовой деятельности не подлежат включению в специальный стаж. Кратное исчисление стажа при назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью не предусмотрено ни действующим ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, ни ранее действовавшим законом № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в РСФСР». Пенсионный фонд в своей деятельности руководствуется законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а закон «О статусе военнослужащих» применяется при назначении пенсии за выслугу лет военнослужащим. На день обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости специальный трудовой стаж Сулоева А.Б. составлял <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. при требуемом специальном стаже 25 лет, что послужило основанием для отказа Сулоеву А.Б. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

    Суд, выслушав стороны, оценив представленные доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, приходит к следующему.

    В соответствии с п.1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ст.27 п.1 п.п.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.

Согласно данным, изложенным в трудовой книжке, Сулоев А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> учителем физкультуры, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ работал в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «<данные изъяты>» в качестве педагога дополнительного образования, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает воспитателем государственного казенного учреждения «<данные изъяты>» <данные изъяты> района» (л.д.10-12).

В Список, дающий право на льготное пенсионное обеспечение включены как должности, так и образовательные учреждения, в которых работал и работает Сулоев А.Б.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Нижегородской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В назначении трудовой пенсии по старости Сулоеву А.Б. было отказано, поскольку при требуемом стаже 25 лет у него имеется <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев (л.д.8-9).

    Сулоев А.Б. претендует на включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода службы в Вооруженных Силах СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из них период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в кратном исчислении как участнику боевых действий в республике Афганистан, а также периода военной службы по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденных данными военного билета (л.д.18-23), а также уточняющими справками (л.д.15-17).

    В начале педагогической деятельности Сулоева А.Б. и в период его службы в Вооруженных Силах СССР действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, которым утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее – Положение).

    В силу п.1 п.п. г и п.4 Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

    Исходя из вышеперечисленных правовых норм, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и учитывая, что более 2/3 стажа Сулоева А.Б., требуемого для назначения пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

    Справкой Центрального пограничного архива ФСБ РФ подтверждается, что военнослужащий войсковой части <данные изъяты> Сулоев А.Б. принимал участие в боевых действиях на территории республики Афганистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 N 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента Советских войск на территории Демократической республики Афганистан, и их семьям» было предусмотрено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.

Пенсия, назначаемая в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, именовалась пенсией за выслугу лет. При исчислении стажа, дающего право на такую пенсию, включался и период военной службы по призыву. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.01.1983 N 59-27 предусматривало исчисление периода военной службы в кратном размере именно для назначения пенсии за выслугу лет, к которым относилась и пенсия за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Доводы представителя Пенсионного фонда о распространении льгот, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.01.1983 N 59-27 только на военнослужащих при назначении им «военной» пенсии, несостоятельны, поскольку формулировка указанного нормативно-правового акта, по своему правовому смыслу, имеет обобщающий характер и предусматривает льготное исчисление стажа при назначении любого вида пенсии за выслугу лет, в том числе – в связи с педагогической деятельностью.

    Таким образом, на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета военной службы в кратном исчислении в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.

По смыслу закона период военной службы Сулоева А.Б. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, из расчета один месяц военной службы за три месяца трудового стажа.

Согласно ч.3 ст. 10 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В соответствии с требованиями закона подлежит включению в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, период военной службы Сулоева А.Б. по контракту в военном комиссариате <данные изъяты> района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Доводы представителя ответчика о том, что условия и порядок досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда регулируются исключительно ФЗ «О трудовых пенсиях по старости в Российской Федерации», несостоятельны, поскольку порядок расчета специального трудового стажа для начисления пенсии на льготных условиях может регулироваться другими специальными законами, в частности – Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

    Таким образом, на момент обращения Сулоева А.Б. ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости его специальный трудовой стаж составлял более 25 лет.

     В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Сулоев А.Б. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Нижегородской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9), с этой даты ответчик обязан назначить ему соответствующую пенсию.

Таким образом, исковые требования Сулоева А.Б. суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    На основании ст.19, 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и руководствуясь ст. 12, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Сулоева А.Б. удовлетворить.

Включить Сулоеву А.Б. в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - из расчета один месяц военной службы за три месяца трудового стажа.

    Признать право Сулоева А.Б. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

    Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ветлужскому району Нижегородской области назначить Сулоеву А.Б. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения районным судом.

    Судья: Л.Д. Пашкевич.