Дело № 2-458
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Ветлуга ДД.ММ.ГГГГ
Ветлужский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пашкевич Л.Д., с участием прокурора Тихоновой М.А., при секретаре Соколовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ветлужского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Наш город», администрации Ветлужского района Нижегородской области и администрации города Ветлуги Нижегородской области о приведении полигона твердых бытовых отходов (ТБО) в соответствие с действующим законодательством,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ветлужского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Наш город», администрации Ветлужского района Нижегородской области и администрации города Ветлуги Нижегородской области о приведении полигона ТБО (городской свалки), расположенного в 3-4 км. от города Ветлуги в лесном массиве, в соответствие с действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Ветлужского района по заданию прокуратуры Нижегородской области совместно с ТО Управления Роспотребнадзора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в результате которой выявлены нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации городской свалки, требующие устранения.
В судебном заседании прокурор Тихонова М.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просит суд обязать ООО «Наш город», администрацию города Ветлуги и администрацию Ветлужского района в срок до 01.10.2013г. привести полигон ТБО в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.
Ответчик – руководитель ООО «Наш город» Р.Р.П. иск прокурора признала частично, пояснив, что частично нарушения природоохранного законодательства, допущенные в ходе эксплуатации городской свалки, устранены, выполнение всех работ по приведению полигона ТБО в соответствие с действующим законодательтством потребует значительных финансовых затрат, которых ООО «Наш город» не имеет.
Представитель администрации города Ветлуги С.Т.П. исковые требования признала частично, пояснив, что администрация города Ветлуги вышла с инициативой в администрацию Ветлужского района о выделении финансовых средств на устранение нарушений природоохранного законодательства на городской свалке.
Представитель администрации Ветлужского района Нижегородской области П.С.А.. пояснила, что Ветлужский район вошел в программу на 2014 год, согласно которой в <данные изъяты> районе будет построен завод по переработке твердых бытовых отходов, в этом случает городская свалка прекратит свое существование.
Третье лицо – представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Шахунском, Тоншаевском, Тонкинском, Шарангском, Ветлужском, Уренском районах М.Л.С. пояснила, что складирование твердых бытовых отходов производится с нарушением существующих санитарных норм и правил.
Суд, выслушав стороны, третье лицо, заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, юридических и физических лиц; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
В соответствии с ч.2. ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной специалистом Роспотребнадзора совместно с прокуратурой Ветлужского района, установлено, что полигон ТБО, расположенный в лесном массиве в 3-4 км. севернее города Ветлуги, земли которого являются собственностью администрации г.Ветлуги Нижегородской области, обустроен с нарушением санитарных норм и правил, в частности:
1. отсутствует регламент и режим работы полигона, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, что является нарушением п. 2.3 раздела 2 СП 2.1.7.1038 -01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»;
2. не определен список отходов, поступающих на полигон ТБО, что является нарушением п. 2.4 раздела 2 СП 2.1.7.1038 -01;
3. территория полигона не разделена на две взаимосвязанные территориальные части, а именно: территория, занятая под складирование ТБО и территория для размещения хозяйственно- бытовых объектов, не по всему периметру территории полигона имеется легкое ограждение, территория предполагаемой хозяйственной зоны не асфальтирована, не имеет освещения, не оборудована бетонной ванной для ходовой части мусоровозов, что является нарушением п. 3.5 раздела 3; п.4.1- п. 4.4 раздела 4 СП 2.1.7.1038 -01;
4. по всей площади участка полигона ТБО не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО; размещение отходов проводится на ровной поверхности, не используется траншейная схема складирования, не проводится уплотнение и изоляция ТБО, в результате чего происходит разнос ТБО по территории санитарно- защитной зоны полигона и прилегающему к полигону зеленому массиву леса, что является нарушением п. 3.7; п. 3.9 раздела 3 п. 5.2 раздела 5 СП 2.1.7.1038-01;
5. осмотр и уборка территории санитарно – защитной зоны и прилегающих земель полигона ТБО, в том числе и по подъездной дороге, не проводится, территория загрязнена полиэтиленовыми пакетами, бытовым и строительным мусором, что является нарушением п. 5.6 раздела 5 СП 2.1.7.1038-01 (л.д.6-7).
Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городских поселений.
Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, которые организуют деятельность в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Во исполнение требований закона администрация города Ветлуги заключила муниципальный контракт, согласно которому ООО «Наш город» берет на себя обязательство по выполнению работ по содержанию и планировке территории полигона ТБО, а администрация города Ветлуги обязуется оплатить выполненные работы (л.д.10-11).
В нарушение Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Наш город» и администрация города Ветлуги не принимают достаточных мер по надлежащему содержанию полигона ТБО, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду и здоровье населения.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способом защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что часть нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, установленные в результате проверки ДД.ММ.ГГГГ, устранены.
В настоящее время разработан и утвержден регламент и режим работы полигона ТБО (л.д.52-55); осуществляется контроль за составом поступающих на полигон ТБО отходов (л.д.56-94); регулярно осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона; обеспечен технологический цикл по изоляции отходов; производится изоляция и уплотнение отходов; периодически производится осмотр и уборка территории санитарно-защитной зоны и земель, прилегающих к полигону ТБО.
На удовлетворении исковых требований в указанной части прокурор не настаивает.
Остаются не устраненными следующие нарушения санитарных норм и правил, природоохранного законодательства:
1. не утвержден список отходов, поступающих на полигон ТБО;
2. территория полигона ТБО не разделена на две взаимосвязанные территориальные части: на территорию под складирование ТБО и территорию для размещения хозяйственно-бытовых объектов;
3.территория хозяйственной зоны не имеет твердого покрытия и не обеспечена освещением;
4. не проводится очистка ходовой части мусоровозов при выезде с территории полигона ТБО;
5. отсутствует график проведения генеральных уборок территории санитарно-защитной зоны и земель, прилегающих к полигону ТБО.
Учитывая, что средств бюджета города и собственных средств ООО «Наш город» не достаточно для устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства, поскольку они являются затратными, а полномочия по формированию, исполнению и контролю бюджета город передал району, ответственность за выявленные нарушения также должна нести администрация Ветлужского муниципального района.
Таким образом, в соответствии с требованиями закона, ООО «Наш город» обязан устранить нарушения природоохранного законодательства, имеющиеся на территории полигона ТБО; администрация муниципального образования город Ветлуга обязана оплатить выполненные работы, администрация Ветлужского муниципального района обязана обеспечить финансовое сопровождение работ по устранению нарушении санитарных норм и правил, имеющихся на полигоне ТБО.
Разумный срок выполнения работ – до 01.10.2013г.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3, 4, 7, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ст.8 и 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и руководствуясь ст. 12, 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ветлужского района Нижегородской области удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Наш город» в срок до 01.10.2013г. устранить нарушения санитарных норм и правил, природоохранного законодательства, имеющиеся на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном в лесном массиве в 3-4 км. севернее города Ветлуги Нижегородской области.
С этой целью провести следующие мероприятия:
1. утвердить список отходов, поступающих на полигон ТБО;
2. территорию полигона ТБО разделить на две взаимосвязанные территориальные части: на территорию под складирование ТБО и территорию для размещения хозяйственно-бытовых объектов;
3. территорию хозяйственной зоны снабдить твердым покрытием и обеспечить освещением;
4. организовать очистку ходовой части мусоровозов при выезде с территории полигона ТБО;
5. составить график проведения генеральных уборок территории санитарно-защитной зоны и земель, прилегающих к полигону ТБО.
Обязать администрацию муниципального образования город Ветлуга Нижегородской области оплатить работы по устранению нарушений санитарных норм и правил, имеющихся на полигоне ТБО, расположенном в лесном массиве в 3-4 км. севернее города Ветлуги Нижегородской области, в течение одного отчетного периода по окончании соответствующих работ.
Обязать администрацию Ветлужского муниципального района Нижегородской области обеспечить в 2013 финансовом году надлежащее финансирование работ по устранению нарушений санитарных норм и правил, имеющихся на полигоне ТБО, расположенном в лесном массиве в 3-4 км. севернее города Ветлуги Нижегородской области.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения районным судом.
Судья: Л.Д. Пашкевич